использованная литература
- Олауссон, Лена; Сангстер, Кэтрин (2006). Оксфордское руководство BBC по произношению . Издательство Оксфордского университета. п. 426. ISBN 0-19-280710-2.
- по часто цитируемымбуквенным кодам сегмента европейского автомобильного рынка .
- , Vente des reserves de l’Aventure Peugeot Citroën DS (каталог аукциона) (на французском языке), Leclere Maison des Ventes, 10 декабря 2017 г., стр. 154, заархивировано из 26 ноября 2017 г.
- . Клуб владельцев Ситроен. Форум автомобилей Ситроен .
- . www.hestjohn.co.uk .
- . docstoc.com .
- . frenchcarforum.co.uk .
- . sspengineering.co.uk . Архивировано из 1 сентября 2012 года . Проверено 13 июня 2013 г.
- Car SalesCitroën Model (22 апреля 2015 г.). . carsalesbase.com . Проверено 13 июня 2022 г.
Citroen Xsara (1997-2004) – стоит ли покупать?
Сравнение гражданской версии Xsara с раллийной может показаться не совсем уместным. Но что, как не победы в автоспорте, служат лучшим доказательством добротности модели и способствуют росту ее популярности.
Ситроен Ксара прямой наследник модели ZX. Он выпускался в кузове хэтчбек и универсал (Xsara Break). В 1999 году на базе модели в серию был запущен минивэн Xsara Picasso.
Жизненный цикл автомобиля можно разделить на два этапа – до и после модернизации. Первая версия этой модели, выпускавшаяся в период с 1997 по 2000 год, легко распознается по узким фарам и решетке радиатора, а так же противотуманными фонарям трапециевидной формы. Рестайлинговая вариация отличается, прежде всего, более плавными линиями. Фары получили округлую форму, а складка по центру капота стала более выразительной. Автомобиль был спроектирован итальянским дизайнером Донато Коко.
Хэтчбек был доступен в двух вариантах: трех и пятидверный. Универсал имеет традиционную пятидверную схему. Багажник хэтчбека позволяет загрузить 400 литров поклажи, а универсала – 517 литров. Возможности универсала одни из лучших в сегменте. Так, Peugeot 307 мог разместить на борту чуть более 500 литров багажа, Astra II – 480 л, а Golf Variant – 460 литров.
В салоне Ситроен Ксара достаточно просторно. В автомобиле без труда усядутся четверо взрослых. Правда, на заднем ряду уровень комфорта немного хуже, чем у соперников, из-за низкой линии крыши и недостатка места в ногах. Дизайн и качество исполнения интерьера находятся на хорошем уровне.
Настройки рулевого управления и подвески, типичные для французов, и нацелены на комфорт (за исключением самой мощной версии с двигателем 2.0 VTS мощностью 163 л.с.). Но перед покупкой необходимо проверить состояние задней балки. Если в процессе движения слышны стуки, то такой экземпляр лучше оставить в покое. Стоимость полной замены элемента около 20 000 рублей. Более экономный, но не всегда осуществимый вариант – восстановление балки. Стоимость ремонта не выходит за пределы 10 000 рублей
Кроме того, обратите внимание на стойки стабилизатора и торсионы. На Российских дорогах они быстро выходят из строя
Ситроен Ксара оснащался бензиновыми и дизельными двигателями. Самый маленький – бензиновый рабочим объемом 1,4 литра мощностью 75 л.с. Однако Ксара с таким мотором слишком вялая. Далее в списке двигатели рабочим объемом 1,6 л 88 л.с. и 1,8 л 90 л.с. Последний агрегат – наиболее оптимальный вариант. В версии с автоматической коробкой передач мощность 1,8-литрового мотора составляла 101 л.с.
После рестайлига в 2000 году под капот Citroen Xsara попали новые 16-клапанные двигатели: 1,6 л 109 л.с., 1,8 л 110 л.с., 2,0 л 132 и 136 л.с., а так же упомянутый выше VTS 163 л.с. Все владельцы бензиновых модификаций единодушно характеризуют их, как надежные.
Немного проблем доставляют и дизельные версии. Первоначально предлагался только один дизель рабочим объемом 1,9 л в четырех вариантах: безнаддувные 68 и 70 л.с., и с турбонаддувом – 75 и 90 л.с. Все эти агрегаты достаточно экономичные – средний расход топлива не превышает 5,5 литров.
После рестайлинга Ксара получила французские дизели нового поколения серии HDi. В списке предложений значались 1.4 HDi 68 л.с. и 2.0 HDi 90 и 109 л.с. Все они оснащались сажевым фильтром.
Самое большое проклятие Ситроен Ксара – причудливая электроника. Время от времени на приборной панели появляются пресловутые «гирлянды». Аварийные табло могут неожиданно высветиться даже тогда, когда нет никаких проблем. Через некоторое время они также внезапно исчезают. Регулярно перегорающие лампочки и предохранители – это само собой разумеющееся явление. Не отличается долголетием генератор и его шкив. Благодаря полной оцинковке, кузов устойчив к коррозии. Примерно через 150 000 км требует ремонта выхлопная система – коррозия.
Большинство владельцев Ситроен Ксара отзываются положительно о своих автомобилях. В пользу выбора говорят и привлекательные цены на вторичном рынке, которые продиктованы в первую очередь сложившимся стереотипом о крайней ненадежности французских автомобилей того периода.
Между тем, Ксара имеет добротные и надежные двигатели. Расстраивает лишь множество мелких дефектов, которые существенно не влияют на стоимость эксплуатации. Если удастся найти экземпляр с «живой» подвеской, то Xsara сможет доставить владельцу массу положительных эмоций.
Блок с предохранителями под капотом
Вариант 1
Схема
Описание
1 | 10 A | Фонари заднего хода — Датчик наличия воды в дизтопливе — Охлаждающая жидкость |
2 | 15 A | Цепь питания топливного насоса |
3 | 10 A | Электронный блок управления (ЭБУ) системы АБС |
4 | 10 A | Двигатель (ЭБУ) — ЭБУ АКПП |
5 | 10 A | BVA — Присадки в дизтопливо |
6 | 15 A | Противотуманные фары |
7 | 15 А | Автоматическое освещение |
8 | 20 A | Двигатель (ЭБУ) |
9 | 15 A | Лампа ближнего света левой фары |
10 | 15 A | Лампа ближнего света правой фары |
11 | 10 A | Левая фара дальнего света |
12 | 10 A | Правая фара дальнего света |
13 | 15 A | Звуковой сигнал |
14 | 10 A | Передний и задний стеклоомыватели |
15 | 30 A | Датчики двигателя, катушки зажигания, инжекторы, Электромагнитные клапана |
16 | 30 A | Воздушный насос |
17 | 30 A | Передний стеклоочиститель |
18 | 40 A | привод системы подачи воздуха, сервисная панель |
С боку блока отдельно размещены макси предохранители.
- MF1 (20-80A) реле питания вентилятора на низкой скорости, реле питания вентилятора на высокой скорости
- MF2 (20-80A) калькулятор антиблокировки колеса — калькулятор контроля стабильности
- MF3 (20-80A) калькулятор антиблокировки колеса
- MF4 (20-80A) интеллектуальный сервисный модуль
- MF5 (20-80A) интеллектуальный сервисный модуль
- MF6 (20-80A) модуль 12 предохранителей в салоне
- MF7 (20-80A) Замок зажигания
- MF8 (20-80A) система обогрева жидкости
Вариант 2
Общая схема
Расшифровка схемы
- MF1 70A +BB питание СМ (интеллектуальный сервисный модуль) – очиститель ветрового стекла – заднее стекло с обогревом – блокировка
- MF2 70A группа вентилятора (P)
- MF3 60A группа вентилятора (P)
- MF4 60A антиблокировка колес (A)
- F5 20A звуковая сигнализация
- F6 30A реле фар ближнего света (P)
- F7 30A реле цепи низкой скорости вентилятора (TU5JP/L3) с системой охлаждения
- MF8 70A модуль 28 предохранителей в салоне (A)
- MF9 50A питание СМ (интеллектуальный сервисный модуль) – Указатели поворотов – стеклоподъемник – люк – + VAN – задний стеклоочиститель – компрессор системы охлаждения
- MF10 40A Управление освещением (A)
- MF11 Свободный
- MF12 70A контакт противоугонной системы (+AA, +CC, +D) (A)
- MF13 40A контакт противоугонной системы (+KK) (A)
- F14 20A диагностический разъем – питание калькулятора (TU5JP)
- MF15 Свободный
- MF16 40A модуль 28 предохранителей в салоне (A)
- MF17 30A форсунка дополнительной системы обогрева (A)
- F18 питание (через сдвоенное реле) Свободный
- F19 Свободный
- F20 10A +CC реле вентилятора (все типы кроме TU5JP/L3 и EW7J4) (база)
- F21 + BB Свободный
- F22 25A Указатели поворотов
- F23 15A + CC калькулятор антиблокировки колеса
- F24 5A Компьютер управления двигателем (A) – модуль предварительного обогрева – расходомер – модуль блокировки защиты 3 реле
- F25 15A питание (через сдвоенное реле) топливный насос
- F26 40A + BB Двухпозиционное реле (P)
- F27 30A Двухпозиционное реле (P)
- F28 5A питание (через сдвоенное реле) сопротивление системы обогрева карбюратора или модуля заслонки (TU5JP/L3)
- F29 40A – (5A) + BB воздушный насос (EW7) (A) – сигнализатор системы дополнительного обогрева (DW10)
- F30 10A правая противотуманная фара (P)
- F31 10A левая противотуманная фара (P)
- F32 10A + CC датчик скорости автомобиля – контакт фонарей заднего хода – модуль блокировки защиты 3 реле
- F33 15A модуль температуры жидкости (TU5JP) – диагностический разъем – Система подогрева топлива – контактная пара датчика уровня охлаждающей жидкости двигателя (DW10TD)
- F34 5A питание (через сдвоенное реле) кислородный зонд – Электроклапан очистки резервуара (бензин) – электроклапан РВГ – электромагнитный клапан (топливный насос дизельного двигателя)
Все секреты известны
Под капотом Xsara можно обнаружить разнообразные двигатели, но самое главное, что все они хорошо знакомы российским мастерам по обслуживанию «французов», ведь многие из этих агрегатов устанавливали не только на другие Citroёn, но и на Peugeot 306 и 406. В общем, в крупных городах проблем с поиском приличного сервиса быть не должно. Кстати, как показывает практика, иногда лучше обращаться не на фирменные СТО, а на так называемые обычные, специализирующиеся на французских машинах, — там не заставляют покупать дорогие оригинальные детали, а уровень знаний механиков обычно весьма высок.
Дизельных Citroёn Xsara в России немного, что в первую очередь связано с распространенным недоверием к таким движкам. Хотя и вопрос оплаты таможенных пошлин тоже играет роль — дизели в большинстве случаев имеют объем 1,9 или 2,0 л, что серьезно повышает цену «растаможки». Одно время дизель имел объем только 1,9 л и мощность 68 л.с., 71 л.с. или 90 л.с. (в первых двух случаях нет турбонаддува). После 2001 года гамма дизелей обновилась. Появились моторы объемом 1,9 л (70 л.с. без наддува) и 2,0 л (90 л.с., а позднее компанию ему составил 110-сильный вариант). Ну а в 2003 году появился мотор объемом 1,4 л мощностью 70 л.с.
Ничего плохого о дизелях сказать нельзя. Да, они требуют качественной солярки (на самом деле это действительно может быть проблемой), им нужно чаще менять масло. Зато при правильном обслуживании дизели способны верой и правдой «отходить» больше 500 тыс. км, удивляя владельца отличной экономичностью (на трассе 4—5 л солярки). Кстати, стоит отметить, что качественного топлива требуют и бензиновые агрегаты, причем, как показывает опыт, они даже сильнее страдают от плохого горючего.
Среди бензиновых моторов тоже есть из чего выбирать. Самые скромные машины имели под капотом двигатель объемом 1,4 л в 75 «лошадей», которых, надо сказать, для езды по городу вполне хватает. Немало в продаже Xsara с 1,6-литровыми двигателями мощностью 88 л.с. в 8-клапанном варианте и 110 л.с. — в 16-клапанном. Еще есть мотор объемом 1,8 л, который при наличии 8 клапанов выдавал 90 л.с. или 101 л.с., а при 16 клапанах — 110 л.с. Ну а на вершине модельной гаммы стояли Xsara с двумя литрами под капотом. В этом случае мощность составляла уже 132 л.с. (после рестайлинга 2000 года — 136 л.с.) и даже 163 л.с. или 167 л.с. Правда, в последнем случае речь идет уже не просто о Citroёn Xsara, а о «заряженной» Xsara VTS. Эта версия выпускалась только в виде 3-дверного купе. Такие автомобили способны дать опытному водителю незабываемые ощущения от езды, однако «по случаю» покупать Xsara VTS, особенно в подержанном состоянии, не рекомендуется. Их силовой агрегат при пробеге более 100—150 тыс. км нередко находится в довольно изношенном состоянии, а его ремонт стоит безумно дорого. Кроме того, версия VTS имеет нестандартные передние и задние спойлеры, усиленную подвеску и тормоза — все это в конечном итоге серьезно поднимает стоимость обслуживания автомобиля.
У подавляющего большинства продающихся сейчас на вторичном рынке Citroёn Xsara двигатели находятся в хорошем состоянии. По словам мастеров, эти силовые агрегаты при правильной эксплуатации могут работать очень долгое время. Хотя иногда возникают и проблемы. Так, могут «заглючить» датчики (например, температуры), а наш бензин не позволяет лямбда-зонду жить долго и счастливо (последний в неоригинальном исполнении стоит $100). Еще один совет — как можно аккуратнее мойте двигатель. После выполнения этой операции может сломаться катушка зажигания, а покупка новой обойдется в $150—250. Про ремень ГРМ тоже нельзя забывать — в России его лучше всего менять через 60 тыс. км, причем вместе с роликами (это стоит в пределах нормы — $150—200 с работой).
8-клапанные двигатели время от времени требуют регулировки клапанов (стоит $20). 16-клапанные моторы в этом плане удобнее, так как там используются гидрокомпенсаторы, однако нужно отметить, что ремонт более мощных 16-клапанных силовых агрегатов дороже, чем 8-клапанных. Но в общем и целом вывод о двигателях Citroёn Xsara можно сделать следующий — они надежны и не имеют каких-то серьезных «болезней». По оценке спецов, оптимальными для Xsara считаются моторы объемом 1,6 и 1,8 л, имеющие достаточную мощность, а цена таких машин не слишком высокая. Да к тому же и механикам они прекрасно известны.