История разработки и производства автомобиля
После окончания Великой Отечественной войны в СССР бронированные автомобили практически не производились. Выпускались только единичные экземпляры для представителей высшего политического руководства страны. В 90-е годы, после распада Советского Союза, ситуация существенно переменилась. Надежная защита потребовалась, например, инкассаторам, которые из-за резкого роста преступности уже не могли, как это было еще недавно, передвигаться на обыкновенных серийных машинах.
О покупке бронированных автомобилей задумались в те годы и российские предприниматели, которые вполне обоснованно опасались как организованных преступных группировок, так и своих конкурентов – бизнес тогда был тесно переплетен с криминалом. Неудивительно, что вскоре возник постоянный спрос на бронированные версии популярных «иномарок». Главным недостатком подобных автомобилей являлась их непомерно высокая цена. Далеко не все «новые русские» могли позволить себе подобную роскошь.
Первый автомобиль Дмитрия Парфенова – «Лаура». Показана современная «восстановленная» версия
Достоинства и недостатки
«Комбат Т-98» является сегодня одним из наиболее необычных и редких автомобилей в мире, что вполне можно записать в его достоинства. Сам факт наличия такой машины повышает самооценку её обладателя, да и окружающие его люди не остаются равнодушными. Разумеется, есть у «Комбата» и более «практичные» преимущества:
- Высокий уровень защищенности, достигающийся в максимальной комплектации. По заявлению производителя, броня в этом случае способна выдержать даже выстрел из противотанкового гранатомета;
- Неплохая проходимость для такой тяжелой машины;
- Хорошая устойчивость – автомобиль не опрокидывается при самых резких поворотах;
- Достаточно высокий уровень комфорта внутри салона. Возможно, дизайн интерьера сегодня производит далеко не такое сильное впечатление, как начале «нулевых», но путешествовать на автомобиле удобно как для пассажиров, так и для водителя. Особенно хорошо обеспечивается шумоизоляция.
Недостатков у этой машины немало, и во многом они обусловлены самим подходом к её конструированию
Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что «Комбат Т-98» — это не столько оригинальный автомобиль, сколько своего рода «компиляция». Создатели броневика посчитали, что начинать с нуля и «изобретать велосипед» им не следует – они попросту скомпоновали хорошо отработанные узлы и агрегаты различных иностранных машин
Именно по этой причине уровень иностранных комплектующих в конструкции и превысил 90%.
Chevrolet Suburban 2500 – автомобиль, у которого «позаимствовали» для создания «Комбата» шасси, трансмиссию, двигатель и многое другое
Трудно понять, на что рассчитывал Дмитрий Парфенов, предлагая Министерству обороны, а затем и полиции купить автомобиль, который, по существу, никогда нельзя было назвать российским. Впрочем, сама идея перевозки генералов в зоне боевых действий на «Комбате» выглядит откровенно нелепой. Машина слишком выделяется на фоне другой техники, что намного облегчает работу вражеских разведчиков и диверсантов.
Еще один значительный недостаток бронеавтомобиля – это его чрезмерно высокая цена. В частности, сербская полиция покупала латвийские клоны «Комбата» (Dartz) по 300 тысяч евро за одну штуку. Пересчитав это с учетом курса рубля, нетрудно получить поистине астрономическую сумму. Большинство людей, способных её заплатить, предпочитают покупать машины со всемирно известными брендами. «Комбат Т-98» к таковым не относится, и едва ли эта ситуация в обозримом будущем изменится. Тем же, кто не столь требователен к «брендовости», этот автомобиль не по карману.
Кроме того, не стоит забывать и о факторе времени. С момента разработки автомобиля минуло более 20 лет, появилось немало технических новшеств. «Комбат Т-98» неумолимо стареет, хотя, конечно, в его конструкцию и вносились определенные изменения. Конструкторское бюро по каким-то причинам не разрабатывало пока принципиально иных модификаций броневика, ограничиваясь внедрением различных новшеств, появившихся за рубежом.
Где заказать и купить
Иногда объявления о продаже подержанных автомобилей «Комбат Т-98» попадаются даже на таких сайтах, как «Авито». Но в том случае, если требуется новая машина, лучше всего обратиться непосредственно к её производителю – компании ООО Combat Armoring Group. Отыскать её адрес во Всемирной паутине нетрудно.
«Комбат Т-98» и «Хаммер» (сзади)
Следует только иметь в виду, что в последние годы внесение существенных изменений в базовую комплектацию выполнялось лишь в том случае, когда приобреталась целая партия автомобилей (не менее 10 штук). Цена каждой машины варьируется в довольно значительных пределах, вплоть до миллиона долларов.
При желании «Комбат Т 98» можно купить и в латвийском варианте. Такие машины производятся компанией Dartz Motors, у которой также имеется собственный сайт. Правда, сэкономить в этом случае все равно не удастся.
Атаман II и Комбат — внедорожники ГАЗ, которые не вышли на рынок
На рубеже веков на Горьковском автомобильном заводе начали массово создавать легкие внедорожники. Очень необычные экземпляры были показаны представителями на мотор-шоу в 1999 году, которое проходило в Москве.
Когда создавали ГАЗ-2308, по сути, была построена универсальная платформа, которая представляла из себя раму с подвесками и трансмиссией. Она могла пригодиться для установки любых двигателем и кузовов. Например, первый необычный представитель завода, ГАЗ-3106 Атаман II, строился именно на этой платформе, однако, его базу укоротили до 282 см.
Над дизайном модели трудились еще и специалисты из американской компании Venture Industries. Некоторые видели во внешнем виде машины черты Rolls-Royce, но многие сравнивали ее с мордочкой хомяка. Именно вторые были более близки к истине — с передней стороны авто правда походило на щекастого зверька. Под капотом здесь стоял 5-цилиндровый дизельный мотор ГАЗ-5611 на 2.67 литра, который мог выдавать до 136 л.с. — это не совсем плохой результат даже сегодня. Совсем скоро мир стал узнавать информацию о предполагаемой стоимости. Модель ГАЗ-2308 оценили в 8 000 — 11 000 долларов, а ГАЗ-3106 — в 15 000 долларов. За такую стоимость автомобилей с полным приводом на рынке России почти не было. Например, Нива имела стоимость 4 000 — 6 000, но ее габариты были намного меньше. Атаман и Атаман II могли вместить очень много вещей, кроме того, их комплектация была в разы богаче.
Комбат. В 2000 году на выставке представили еще один интересный автомобиль — ГАЗ-2169 Комбат. Это была вариация с дизайном внедорожника Jeep Wrangler. Модель строили на прежней платформе, а внутри по-прежнему стоял дизель, только его объем составлял 2.13 литра, а мощность — 110 л.с. Этот силовой агрегат после начали ставить на ГАЗели и Волги. Был представлен вариант Комбата с жесткой крышей, которую можно было снимать, однако, эти автомобили изначально восприняли, как выставочные образцы.
Работа над ошибками. Завод почему-то позабыл про габаритный Атаман-Бурлак, но над ГАЗ-3106 работы шли постоянно. Базу изменили и довели до 267 см, дизайн сделали менее броским — убрали черты «хомяка» и сделали внешность среднестатистического внедорожника той поры. Теперь автомобиль, который имел клиренс в 20 см и раздаточную коробку передач, отнесли к люксовому классу. В салоне сделали богатую отделку , которая обошлась заводу в круглую сумму. Было даже предложение сделать задний ряд раздельным. Уже первые тесты показали неплохие результаты.
Так как производитель уменьшил базу, сократилось место сзади. Кроме того, задняя дверь была немного узкая, тем более для класса «Люкс». Однако, такие проблемы можно было легко доработать, а двигатель поставить немного помощнее. Но в план начала производства с 2006 года уже верили немногие. Очень много ГАЗ затевал сомнительных проектов в то время. В скором времени, компания направила все силы на те модели, которые получались хорошо — ГАЗель и Соболь. Возможно, отмена таких проектов была правильным решением. Никто не знает, смог бы ГАЗ-3106 составить конкуренцию УАЗ, а тем более — иномаркам.
Альтернативные модели. Если бы модель вышла на рынок, то у нее было бы пара конкурентов — Mahindra Marschal с мотором на 2 литра мощностью 123 л.с., который работал в паре с МКПП на 5 ступеней. Может это ирония судьбы, но ГАЗ собирал около 100 данных машин, которые с большим трудом продавались на рынке. После этого не шло речи о поставке запчастей и обслуживании, так как спрос был минимальный.
Итог. Удивительные модели, над которыми работали на заводе ГАЗ, так и не сумели выйти в мир. Кто знает, может сегодня они пользовались бы спросом, а может и не прожили бы даже года с момента выхода.
Тест-драйв
Отзывов про использование автомобиля «Комбат Т-98» всё еще немного. Многие из них к тому же написаны личными знакомыми Дмитрия Парфенова и в силу этого объективными не являются.
Преодоление водной преграды на автомобиле «Комбат Т-98»
«Просеяв» имеющуюся информацию, удаляя из нее откровенно рекламные заявления и неумеренный восторг по поводу небывалой крутизны уникального броневика, можно отметить следующие основные особенности этой машины, проявляющиеся при её вождении:
- «Комбат Т-98» движется довольно плавно, в салоне не ощущаются неровности дороги;
- Рев мощного двигателя практически не слышен;
- Реальный расход топлива намного превышает заявленный производителем и доходит до 50 литров на 100 километров;
- Проходимость машины довольно хорошая. Наиболее уверенно «Комбат Т-98» преодолевает снежную целину и грязь. В то же время въезд на различные неровности может привести к контакту с днищем кузова. Застрявший «Комбат» вытащить очень трудно из-за его большой массы;
- Разгон до 100 километров в час за 10 секунд можно, видимо, выполнить только на самых легких вариациях броневика. В целом машина, несмотря на мощный двигатель, «туповата», что в рекламных статьях деликатно сформулировано как «автомобиль диктует водителю размеренную езду»;
- «Комбат Т-98» устойчив как при поездке по склонам, так и при маневрировании на дороге на большой скорости. В то же время после вхождения в занос выйти из него очень сложно – этот маневр требует серьезных навыков вождения машины.
Об уровне надежности бронирования судить пока не было возможности – эти автомобили не попадали под реальный обстрел. Впрочем, испытания на полигоне они проходили вполне уверенно. Правда, в Интернет однажды попал ролик, на котором было хорошо видно, как после выполнения тарана из-под капота «Комбата» вытекала какая-то жидкость.
Автомобиль «Комбат Т-98» 2009 года выпуска после тяжелого ДТП
Представители компании-производителя утверждали, что это лопнул бачок омывателя стекол, а не радиатор охлаждения, но в любом случае это указывает на недостаточную конструктивную прочность передней части броневика.
Последние новости
Блюда из теста
Ватрушки постные
Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто.
Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк…Читать далее »
Блюда из морепродуктов
Кальмары с красным вином
Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу).
На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к…Читать далее »
Блюда из рыбы
Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде
Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок.
Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,…Читать далее »
Выпечка
Пирог с черникой
Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды.
Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла.
Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн…Читать далее »
Блюда из теста. Часть 2
Блины заварные постные
С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто.
Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте.
На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч…Читать далее »
Выпечка. Часть 6
Булочки с яблочным повидлом
4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица.
Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке.
Юбилейны…Читать далее »
Выпечка. Часть 5
Чайный пирог
500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли.
Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды.
Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар.
Опарное тес…Читать далее »