Автомобили брежнева

Доступный «вездеход»

В 1970 году правительством Советского Союза перед автомобилестроителями Тольятти была поставлена задача по выпуску автомобиля для жителей сельской глубинки. Учитывая специфику наших погодных условий и состояние дорог, необходимо было разработать и выпустить автомобиль с приводом на передние и задние колеса, фактически «вездеход», при этом не уступающий в комфорте самым лучшим отечественным легковым образцам.

Задание было необычным и сложным, уже потому, что никогда ни в отечественном, ни в зарубежном «автопроме» не выпускались легковые автомобили малого класса с полным приводом.

Советские конструкторы успешно справились с заданием. Более того, «Нива» стала первым постоянно приводным образцом. Но это скорей всего стало вынужденной мерой, поскольку запасные части, используемые от серийных легковых Тольяттинских автомобилей, не выдерживали нагрузку при отключаемом переднем мосту.

При всех своих немногочисленных недостатках: характерном шуме и вибрации, создаваемыми «не родным» карданным валом, большом расходе топлива, маленьком багажнике, и не совсем престижном «двухдверном» виде, «Нива» с успехом вкатилась в российские сельские дороги и бездорожье и заслужила любовь многочисленных ее владельцев. За весь период нахождения ее на конвейере Тольяттинского автозавода было выпущено почти 2 млн. экземпляров.

Более того, не меньшую любовь и уважение завоевала она и за границей. Более 500 тысяч советских «вездеходов» проданы за рубеж, а его сборку наладили даже в Южной Америке и Канаде. Усовершенствованные варианты «Нивы» за рубежом, при цене, не уступающей ценам лучших немецких образцов, пользовались не меньшим спросом. «Нива» единственный до сегодняшнего времени советский автомобиль, официально продаваемый в «Мекке» автомобилестроения – Японии. В стране восходящего солнца генерального конструктора «Нивы» называют крестным отцом японского «внедорожника» «Сузуки-Витара».

Леонид Брежнев оставил в сердцах миллионов тёплые воспоминания о тех временах. За 18 лет, что он был у руля великой страны, в СССР не было великих потрясений, люди жили сыто и спокойно. Время Брежнева многие называют «Золотой век СССР».

Леонид Ильич Брежнев — личность неповторимая. Каким он был? Душевный человек, на лице которого часто можно было увидеть улыбку, о котором в стране ходило много анекдотов, который с добротой относился как к мировыми лидерам, так и к своим соотечественникам, искренне любящий жизнь и всю свою большую семью.

Брежнев — один из великих людей, память о котором вызывает ностальгию по тем временам. Да, мы многого не знали, находились за высокой стеной, но и грех было жаловаться — в СССР при Брежневе было спокойно, люди радовались жизни и дружно строили коммунизм.

С 1964 года и до своей смерти в 1982 году Леонид Ильич возглавлял СССР, являлся Генеральным секретарём ЦК КПСС. За рубежом все его называли Президентом СССР.

Не будем вдаваться в тонкости политического режима того времени, просто вспомним замечательный «период застоя» и Ильича:

Леонид Ильич Брежнев

Брежнев на своём 60-летии танцует с дочерью

Леонид Ильич любил курить

Брежнев и югославский лидер Иосип Броз Тито на охоте, 1979 г.

Со свои другом Фиделем Кастро, 1972 г.

Брежнев с правнучкой Галей в Крыму

Леонид Брежнев и лидер ГДР Эрих Хонеккер обмениваются поцелуями, 1979 г.

Леонид Ильич с женой и правнучкой Галей, 1970 г.

С Президентом США Ричардом Никсоном, 1973 г.

Брежнев в компании маршалов Гречко и Малиновского

Президент США Джимми Картер и Леонид Брежнев

На отдыхе в Крыму, 1973 г.

Брежнев в молодости

С Президентом США Джимми Картером, 1979 г.

Брежнев и Картер на подписании договора ОСВ-II в Вене, 1979 г.

Приём в Кремле: Брежнев, патриарх Пимен, будущий патриарх Алексий 2, главный раввин Фишман

С чилийским лидером Луисом Корваланом, 1976 г.

Брежнев с канцлером ФРГ Вилли Брандтом и г-жой Рут Брандт, 1972 г.

Ливийский лидер Муаммар Каддафи и Леонид Брежнев, 1981 г.

В пионерском лагере «Артек», Крым, 1979 г.

Леонид Брежнев и Вилли Брандт, 1971 г.

Встреча Брежнева со строителями БАМа, 1978 г.

Президент США Джеральд Форд, Леонид Брежнев и Госсекретарь США Генри Киссинджер на саммите во Владивостоке, 1974 г.

Леонид Брежнев и Юрий Гагарин

С супругой и внуком Андреем, 1971 г.

Леонид Ильич Брежнев в Хельсинки, 1975 г.

На переговорах с вьетнамским лидером Ле Зуаном, 1975 г.

Ильич разговаривает по телефону в бассейне

Охота, 1973 г.

Джеральд Форд и Леонид Брежнев, Владивосток, 1974 г.

Иосип Броз Тито и Брежнев во время охоты

Встреча с кубинским лидером Фиделем Кастро

Леонид Брежнев и Фидель Кастро

Никита Хрущёв и Леонид Брежнев

Леонид Брежнев, Ричард Никсон и акриса Джилл Сент-Джон (девушка Бонда в к/ф «Бриллианты навсегда»)

Юрий Гагарин, Никита Хрущёв, Президент Индонезии Сукарно и Леонид Брежнев

На отдыхе в Крыму, 1973 г.

Куба. Брежнев с братьями Кастро на катере, 1974 г.

Брежнев и Ричард Никсон в Олдсмобиле, 1973 г.

Леонид Брежнев и Ричард Никсон

Леонид Ильич читает газету «Правда», 1973 г.

Леонид Брежнев с супругой Викторией Петровной и правнучкой Галей, 1981 г.

Брежнев — человек широкой души

Брежнев на охоте в Завидово с адьютантом Владимиром Собаченковым

Со своей «Чайкой»

Брежнев на охоте, 1972 г.

Семья Брежневых. В первом ряду — Виктория Петровна и Леонид Ильич с правнучкой Галей, во втором — зять Юрий Чурбанов, внуки Виктория (дочь Галины) и Леонид (сын Юрия), Галина с братом Юрием, Елена (жена Леонида), невестка Людмила (жена Юрия), внук Андрей

Леонид Ильич Брежнев и Фидель Кастро, Куба, 1974 г.

Леонид Брежнев на Красноярской ГЭС, 1972 г.

Леонид Брежнев, Иосип Броз Тито и охотничья компания, 1973 г.

Парад Победы. Москва, 1945 г.

Брежнев и министр обороны СССР Андрей Гречко в Завидово

Брежнев на прогулке

Брежнев с супругой и друзьями играют в домино

Леонид Брежнев и Эдуард Шеварднадзе

Леонид Ильич с правнучкой Галей, 1973 г.

Леонид Брежнев на охоте, 1973 г.

Советский Кадиллак

Постоянное соперничество с Америкой, возведенное лидером Советского государства Н.С. Хрущевым в ранг приоритетного направления политики и экономики для СССР, не могла обойти стороной и автомобилестроение. В первую очередь это коснулось, конечно же, выпуска автомобилей высшего класса, используемых для перевозки высших партийных и хозяйственных руководителей, включая самого Хрущева. Для главы государства ориентиром был автомобиль президента США.

Кадиллак

Состоящий уже почти пятнадцать лет на службе в Кремлевском гараже ЗИС-110 не соответствовал пришедшему времени. Его внешний вид, оснащение и технические характеристики уже не удовлетворяли новых партийных функционеров и чиновников. Могучей державе, коим являлся СССР, не престижно было для перевозки вождей использовать такой автомобиль. Более того, его массовое производство привело к тому, что им стали оснащаться таксопарки, а значит к элитным его причислить было уже нельзя.

Учитывая рекомендации главы государства, базовой основой для нового автомобиля представительского класса был выбран американский президентский Кадиллак. В нем было заложено все лучшее, что на тот момент имелось в запасе у «автопрома». Собирался ЗИЛ-111 небольшими партиями, в течение девяти лет. Всего с 1958 года их было выпущено чуть более ста штук.

Кадиллак

Горбатый лучше ушастого

Рост уровня жизни советских граждан и ориентирование на Западную Европу, где автомобилизация населения достигла значительных масштабов, привели к потребности выпуска бюджетного легкового автомобиля для продажи «частникам». Настал период, когда желание населения и стремление государства совпали. С целью ускорения и удешевления этого процесса прототипом будущего «народного автомобиля» был выбран итальянский «Фиат 600». Внеся в него некоторые конструктивные изменения и слегка изменив внешность советский автопром свершил мечту народа.

Fiat 600

Советский «частник» получил очень компактный и весьма недорогой автомобиль. Его цена была в полтора раза ниже цены последнего образца «Москвича». «Народный» первенец ЗАЗ-965 очень полюбился советским гражданам, поскольку показал себя очень экономичным, простым в обслуживании, неприхотливым в эксплуатации, обладающим неплохой проходимостью и мобильностью. И к тому же был доступен для широких слоев населения. Откладывая полтора года заработную плату, можно было стать владельцем своей мечты. В народе его ласково называли «горбатым» за форму его задней стенки.

«Горбатый» очень полюбился кинематографистам и мультипликаторам в частности, и они при любой возможности демонстрировали его в своих произведениях.

ЗАЗ-965 и его модифицированный собрат выпускались девять лет.

Пришедший ему на смену ЗАЗ-966 успеха младшего брата не достиг. Единственное чем запомнился новый образец так это прозвищем «ушастый», обязанным торчавшими с обеих сторон воздухозаборниками.

ЗАЗ-965ЗАЗ-966

Сталин 1922–1953

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879–1953) — один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства. И. В. Сталин был участником революции 1905–1907 г.г. в Закавказье, активный участник подготовки и проведения Октябрьской революции 1917 г. С 1917 по 1922 г. он являлся наркомом по делам национальностей, с 1922 по 1934 г. — Генеральный секретарь, с 1934 г. — секретарь ЦК партии. В период Великой Отечественной войны И. В. Сталин был председателем Государственного комитета обороны, наркомом обороны, Верховным Главнокомандующим, являлся одним из организаторов антигитлеровской коалиции. Вместе с тем И. В. Сталин допускал политические ошибки, грубые нарушения законности. Культ личности И. В. Сталина был осуждён на XX съезде КПСС в 1956 г. Подробнее »

[править] Источники

  1. Владимир Винник, Шевроле Брежнева. Из Днепропетровска // Авторевю Украина, № 5, 2007.
  2. Сергей Ишков, Судьбы машин Геринга и Брежнева связаны… …с Самарой // «Русский курьер», № 378, 23 сентября 2004 года.
  3. Алексей Матвеев, Продается автомобиль Брежнева // «Комсомольская правда», 30 января 2004 года.
  4. Сергей Иванов, Александр Шевченко, Подарок для Брежнева // Автоцентр, № 50, 2006.
  5. Призрак бродит по Европе // Автопилот, январь — февраль 1999.
  6. Роман Рыскаль, Имперские бронеавтомобили // Ridacars.ru
  7. ОАО «НИИ стали» успешно бронирирует автомобили «Мерседес-600S» и «Шевроле» // informprom.ru

«Двадцатьчетверка»

Производство автомобилей ГАЗ-24 «Волга» началось в 1970 году и продолжалось 22 года. По своему долгожительству этот автомобиль конкурирует с «Чайкой». Он, как и «Чайка», тоже выпускался для сугубо государственного использования, но в отличие от него обслуживал руководителей государственных учреждений. Включая модификации, ГАЗ-24 был самый выпускаемый легковой вариант автомобиля Горьковского автозавода. Всего были выпущены около полутора миллионов автомобилей ГАЗ-24, учитывая и модифицированные образцы, часть автомобилей изготовлена в экспортном варианте и реализована за рубеж. Крупная партия ГАЗ-24 пополнила таксомоторные парки, вытеснив из них ГАЗ-21.

Из всех расцветок автомобилей ГАЗ-24, самой престижной была черная.

Именно «двадцать четверка» черного цвета стала олицетворением целой эры существования Советского государства.

Этот автомобиль любой расцветки считался роскошью и был практически несбыточной мечтой обычных советских людей из-за его «космической» цены и «космической» же недоступности.

Самая народная «копейка»

ВАЗ-2101 — первая лицензионная модель советского «автопрома». После постройки в 1971 году итальянцами автомобильного завода в Тольятти начался массовый выпуск того самого автомобиля который, как никакой другой может считаться «машиной для народа». Его прообразом стал итальянский малолитражный автомобиль «Фиат 124» образца 1966 года.

Фиат-124

Однако, как всегда, эта модель была значительно доработана с учетом эксплуатации по российским дорогам. Изменения доработки коснулись практически всех узлов. Кроме того, новый автомобиль характеризовался высоким уровнем исполнения и сборки, особенно в первоначальный период.

По своим техническим характеристикам и комфорту «Копейка», как любовно называли ее автолюбители, намного превосходила эксплуатируемые «частниками» «Москвичи» и «Волги», не говоря уже о «Запорожцах».

Этот автомобиль обладал плавным ходом, хорошей приемистостью двигателя, маневренностью и устойчивостью на дорогах. Поначалу владельцы «Копейки» опасались самообслуживания нового автомобиля, но со временем поняли, что он достаточно простой и доступный в эксплуатации.

Более того, «Копейка» безболезненно вписалась в российские дороги, чаще всего местами похожие на бездорожье. Ее полюбили не только в СССР. Она пользовалась заслуженным успехом у автолюбителей стран социалистического лагеря.

За 18 лет было выпущено около пяти миллионов автомобилей этой марки, включая его различные модификации.

В итоге, по результатам опроса одним отечественным авторитетным журналом большого количества специалистов автомобильной техники в начале 2000 года, «Копейка» признана «лучшим советским автомобилем прошлого века».

ВАЗ-2101

Птица высокого полета

Автомобиль высшего класса ГАЗ-13 «Чайка» начал выпускаться в 1959 году и сходил с конвейера Горьковского автозавода более двадцати лет. За весь этот период создано всего лишь чуть более трех тысяч экземпляров. Это была самая видная и изящная машина Страны Советов этого класса. Внешне она имела сходство с американским «Паккард 1955 г.».

Паккард 1955 г.

ГАЗ-13 «Чайка» был выше классом, чем его предшественники, которым он пришел на смену: ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-12 (ЗИМ). Конструкторы недолго думали над названием нового образца представительского автомобиля. Что может быть выше Волги? Только — летящая над ней чайка. Да и своим видом и «полетом» она напоминала эту свободолюбивую грациозную птицу, а в плане преемственности с лихвой оправдала свое название.

Выпуск «Чайки» был поистине революционным шагом в отечественной автомобильной промышленности. При ее производстве впервые использовались многие важные узлы и механизмы, престижные ткани и материалы для обустройства салона, имевшего очень хорошую звукоизоляцию. Двигалась она очень мягко, почти не замечая неровностей, а благодаря особой конструкции кузова и подвески ее практически невозможно было перевернуть на высокой скорости. Колеса изготавливались с повышенным содержанием каучука, потому даже при проколе колеса она продолжала движение.

Еще изначально «Чайка» предусматривалась, как «государственный» автомобиль и после выпуска в широкую продажу не поступала. Ею пользовались чиновники высшего и среднего звена, что лишний раз говорило об их недоступности. Были случаи дарения автомашины знаменитым людям, за их заслуги перед страной.

Помимо моделей для «персонального» использования, выпускались образцы специально по заказу Министерства обороны, для проведения парадов, по просьбе кинематографистов, для проведения киносъемок, санитарные варианты. Позже, с разрешения Л.И. Брежнева «Чайка» получила более широкое применение, начиная от обеспечения перевозок в различных министерствах и дипломатических представительствах, до обслуживания знаменитостей прибывающих в Советский Союз и проведения свадеб.

ГАЗ-13 «Чайка»

Примета времени

«ДЛИННЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, КОЛБАСОЙ ПРОПАХ»

Брежневскую эпоху принято ассоциировать с очередями и тотальным дефицитом.

Я жил при Брежневе, хоть и недолго. И помню такие «прелести» развитого социализма, как «колбасные электрички» (это когда в Москву или Ленинград из регионов ездили за колбасой), да и нехватку практически всего, от ковров до туалетной бумаги. Даже загадки про это слагали.

Но не все было так уж мрачно. Система, со скрипом обеспечивающая советских граждан товарами, компенсировала это социальными льготами, бесплатными профсоюзными путевками, доплатами малоимущим, продуктовыми заказами на работе, дешевыми рабочими столовыми, которые снабжались исправно, в отличие от магазинов.

Знаю такой случай — в Смоленске в конце 70-х вдруг пропал белый хлеб. А дедушке моего знакомого по настоянию врачей нельзя было есть черный. Как его жена вышла из положения? Она стала ходить в столовую и заказывать там чай за три копейки. А хлеб на столах был… бесплатным. Она выпивала напиток и брала со стола нарезанные куски белого. Учитывая, что нарезной батон стоил тогда в булочной 16 копеек, она даже экономила. Я, боже упаси, не говорю, что такая ситуация со снабжением является нормальной. Но утверждать, что при Брежневе нечего было есть — это тоже, мягко говоря, неправда. Буквально умирать от голода пенсионеры стали позднее, в начале 90-х, когда сатирики вовсю изгалялись над «маразматиком с бровями».

Рекордсмен по наградам

Ни для кого не секрет, что культ наград достиг своего апогея в годы правления Леонида Ильича Брежнева. И это неудивительно: Брежнев и сам очень любил всевозможные ордена и медали. Несмотря на то, что генсек был участником Великой Отечественной войны, большинство наград он получил уже в мирное время и уже будучи при власти. Их присвоение и вручение совершались при каждом удобном случае: в день рождения, юбилей и другие даты. Как утверждает автор издания «Никита Хрущев и Леонид Брежнев» Ольга Горшенкова, к концу жизни у Брежнева «накопилось» столько наград, что его имя внесли в Книгу рекордов Гиннесса. Согласно упомянутой книге, Леонид Ильич являлся обладателем сотни наград: 36-ти советских и 64-х зарубежных.

Наверняка все ордена и медали одновременно на маршальском мундире Брежнева не помещались. Даже самым почетным место находилось с трудом. Как пишет В. В. Моисеев в своем учебнике «История государственного управления в России», на мундире Леонида Ильича красовались десятки иностранных наград (в их числе несколько Золотых звезд Героя НРБ и Героя ЧССР), 2 звезды с бриллиантами генерала армии и маршала Советского Союза, 18 медалей СССР, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Богдана Хмельницкого 2-й степени, 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Октябрьской Революции, 8 орденов Ленина, орден «Победа» (которым награждались полководцы), медали «Золотая Звезда».

Список и фото автомобилей из гаража Леонида Брежнева

По воспоминаниям современников, Леонид Ильич Брежнев имел страсть к автомобилям и быстрой езде и любил ездить на автомобилях из своей коллекции. Известны случаи, когда он своим лихачеством подвергал опасности жизни иностранных руководителей. Автомобили хранились в кремлёвском Гараже особого назначения (ГОН) и на даче Л. И. Брежнева в Заречье (Подмосковье), и Крыму. После смерти Генерального секретаря коллекция была раздроблена и распродана.

Первым в перечне становится Chevrolet Bel Air 1955 года выпуска. Сборка полноразмерного седана осуществлялась компанией General Motors в период с 1949 по 1975 год включительно. Название было выбрано в честь популярного района Лос-Анджелеса.

В гараже можно было увидеть Mercedes 600 Pullman. Авто Брежнев получил в подарок от канцлера ФРГ Вилли Брандта

Эксперты обращают внимание на уникальность модели, что делает ее более ценной для Леонида Ильича. В 2008 году авто было выкуплено немецким автолюбителем за 103 600 евро или 888 000 рублей

Французский президент подарил Брежневу Citroën SM, выпущенный в 1971 году. Автомобиль оснащался 188-сильным V6, позаимствованным у Maserati. Вместе с ним работала автоматическая коробка передач.

Также в гараже Леонида Ильича числились Nissan President и Opel Kapitän. Последнее транспортное средство было подарено дочери Брежнева Галине и ее супругу.

Золотые Звезды Брежнева

Последние являлись знаками отличия тех, кто был удостоен звания Героя Советского Союза. Как пишут в издании «Ордена и медали Советского Союза» Юрий и Татьяна Лубченковы, до определенного момента Героем Советского Союза можно было стать лишь трижды. Первую Звезду Леонид Брежнев получил в 1966 году, вторую – через 10 лет. В 1978 году Леонид Ильич стал Героем Советского Союза в третий раз. Казалось бы, четвертой аналогичной награды Брежневу не видать, но не тут-то было. По словам Лубченковых, изменения, внесенные в «Положение о звании Героя Советского Союза» и утвержденные в 1973 году, позволили Брежневу стать обладателем еще одной геройской звезды.

Примечательно, что Леонид Брежнев стал четырежды Героем абсолютно легитимно, то есть по закону, в отличие от Георгия Жукова, который получил четвертую Звезду по случаю своего 60-летия в обход еще действовавшего Указа от 1 августа 1939 года. Таким образом у генсека было 4 Звезды Героя Советского Союза, а также одна Звезда Героя Социалистического Труда. Понятно, что постоянно все награды, ордена и медали Леонид Брежнев не носил: это попросту было невозможно. А вот Золотые Звезды Героя Советского Союза он надевал на пиджак почти всегда. По крайней мере так утверждал Виктор Гришин в своих мемуарах «От Хрущева до Горбачева: политические портреты пяти генсеков и А.Н. Косыгина».

Золотой век

Леонид Брежнев оставался во главе СССР 18 лет. 8 апреля 1966 года его должность была официально переименована — из первого он стал генеральным секретарём ЦК.

Также по теме


«Эпоха волюнтаризма»: как политика Хрущёва повлияла на историю России

27 марта 1958 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв стал председателем Совета министров СССР. Этот шаг ознаменовал завершение…

Проводимые в 1960-е годы реформы, направленные на повышение самостоятельности предприятий и разработку рычагов стимулирования развития экономики, по словам экспертов, дали хороший результат.

Хотя темпы роста экономики по сравнению с послевоенными несколько снизились, объём ВВП и производительность труда продолжали расти. К 1980 году СССР занимал первое место в Европе и второе в мире по объёмам промышленного и сельскохозяйственного производства. Причём если в 1960 году объём производства промышленной продукции в СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980-м был уже свыше 80%.

За время нахождения Брежнева у власти доходы советских граждан выросли примерно в 1,5 раза. Население страны увеличилось на 12 млн человек. Жильём были обеспечены 162 млн советских граждан. Всё это происходило на фоне динамичного развития социальной сферы. В 1967 году страна перешла на пятидневную рабочую неделю.

«Пика своего могущества при Брежневе достигли советские вооружённые силы, в которых были уравновешены обычные вооружения с оружием массового поражения. Брежнев, как единственный из послесталинских руководителей, лично принимавший участие в войне, хорошо понимал, как нужно развивать армию и флот», — рассказал в интервью RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ имени Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

В 1972 году СССР впервые с официальным визитом посетил президент США Ричард Никсон.

  • Официальный визит президента США Ричарда Никсона в СССР
  • РИА Новости

«В связи с тем, что появилось осознание тупиковости бесконечного наращивания стратегических вооружений, в двухсторонних отношениях между Москвой и Вашингтоном произошла временная разрядка, которая, правда, была сведена на нет американскими ястребами в конце 1970-х», — отметил эксперт.

В 1970-е годы состояние здоровья Брежнева стало резко ухудшаться. Он страдал от проблем с нервной и сердечно-сосудистой системами. У него возникали мысли об отставке, но окружение уговаривало его оставаться на должности. По свидетельствам врачей, лечивших генсека, недобросовестные представители ближайшего окружения тайно давали советскому лидеру снотворное и другие препараты, создававшие иллюзию лучшего самочувствия, но негативно сказывающиеся на состоянии его здоровья.

В 1982 году, когда Брежнев осматривал авиазавод в Ташкенте, на него обрушилась балка. Он получил тяжёлые травмы, включая перелом рёбер и ключицы. Ему предлагали немедленную госпитализацию, но вместо этого генсек остался на заводе, чтобы принять участие в официальных мероприятиях, во время которых он потерял сознание. Общее состояние здоровья главы СССР стало ухудшаться на глазах, и 10 ноября 1982 года он умер во сне.

  • Бюст Леонида Брежнева на Аллее правителей ХХ века в Москве
  • РИА Новости

Брежнев был похоронен в Некрополе у Кремлёвской стены. В его честь названы ряд населённых пунктов, предприятий и воинских частей. Однако Михаил Горбачёв в конце 1980-х годов отменил большую часть этих переименований.

«Брежневский период нельзя оценить однозначно. Были как плюсы, так и минусы», — сказал в беседе с RT заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов.

По его словам, с одной стороны, в 1960—1970-е годы резко выросли уровень и качество жизни населения СССР, поэтому данный период заслуженно называют золотым веком в истории Советского Союза. С другой стороны, экономический рост в стране замедлился, начали копиться проблемы, из-за которых последние годы нахождения генсека у власти называют застоем.

По мнению Андрея Кошкина, нельзя забывать о социальной составляющей брежневской эпохи — бесплатном образовании и здравоохранении, выплатах социально незащищённым слоям населения.

«Эпоха Брежнева — это время стабильности и процветания. Вот только, к сожалению, советское руководство не воспользовалось этим для проведения своевременной модернизации экономики и системы управления государством, страна подсела на нефтяную иглу. И через несколько лет после смерти Брежнева всё это привело к страшному кризису, вылившемуся в развал СССР», — подытожил Андрей Кошкин.

Коридоры власти

МАШЕРОВ НЕ ДОЖДАЛСЯ ПОВЫШЕНИЯ

Еще с советских времен ходят байки о том, что глава ЦК КПСС опасался первого секретаря ЦК белорусской компартии, который якобы мог претендовать на его место.

Трагическая смерть Петра Машерова потрясла многих. 4 октября 1980 года на трассе Москва — Минск правительственная «Чайка» с чиновником врезалась в грузовик с картошкой. Слухи пошли сразу: мол, как же так — ведь была машина охраны и еще одна, сотрудников ГАИ. Позже возникла версия — дескать, убрали удачливого секретаря, чтобы тот не мешался под ногами.

На самом деле участники трагедии установлены. Навстречу кортежу ехал МАЗ-500, которому по громкой связи приказали остановиться. Тот послушался, но в это время его как раз начал обгонять самосвал, который не мог видеть кавалькаду, несущуюся на огромной скорости. «Волга» с охраной проскочила, а «Чайка» нет. Водителю грузовика дали 15 лет. Хотя сейчас очевидно, что это трагическое стечение обстоятельств.

Брежневу не требовалось убивать неугодного чиновника, достаточно было просто снять с работы.

НА ЗДОРОВЬЕ!

Всемирная организация здравоохранения признала советскую медицинскую систему самой эффективной в мире. По главным показателям: числу врачей, больничных коек, клиник, эффективности лечения и ряду других она обошла платную медицину капстран.

Ключевые слова: СССРБрежневСоветский союз

Армейский период

В то время в СССР престижной считалась служба в танковых частях, и Брежнев добился направления на учёбу в Читинскую бронетанковую школу, по окончании которой стал политруком танковой роты.

В 1936 году Леонид Брежнев уволился в запас и вернулся домой. В гражданской жизни его ждал новый карьерный взлёт — правда, недолгий. Проработав некоторое время директором металлургического техникума и инженером на заводе, он был избран заместителем председателя Днепродзержинского горисполкома. В 1938 году его назначили завотделом Днепропетровского обкома, а ещё через год — третьим секретарём. В 1941-м он стал секретарём обкома по оборонной промышленности.

С началом войны Брежнев вновь надел форму. 26 июня 1941 года он вернулся в ряды РККА. Службу проходил на политических должностях Южного, а затем Северо-Кавказского фронта в звании бригадного комиссара. В 1942 году за участие в боях на Харьковщине Леонид Брежнев был награждён орденом Красного Знамени, а после упразднения института военных комиссаров переаттестован в полковники.

  • Полковник Леонид Ильич Брежнев со своим адъютантом Иваном Павловичем Кравчуком. Плацдарм Малая Земля, 1943 год
  • РИА Новости

Брежнев лично принимал участие в освобождении Новороссийска, высаживаясь с десантом на плацдарме Малая Земля. Однажды сейнер, на борту которого находился Брежнев, напоролся на мину. Полковника взрывом выбросило за борт, он чудом остался в живых.

В 1944 году Брежнев был произведён в генерал-майоры, а в июне 1945 года его назначили начальником политуправления 4-го Украинского фронта. 24 июня он участвовал в Параде Победы на Красной площади.

После войны Брежнев руководил политуправлением Прикарпатского военного округа, откуда летом 1946 года был направлен в распоряжение ЦК ВКП(б) Украины.

Машины генсека Леонида Брежнева

Вождению будущий генеральный секретарь СССР научился во время Второй мировой войны, до нее первого секретаря Днепропетровского обкома возил служебный Buick 90 Limited. После победы над нацистской Германией Леноиду Брежневу поручили заниматься восстановлением промышленности Украины. На такой ответственной должности ему полагался служебный ЗИС-110. А дальше пошло поехало. Генеральному секретарю дарили разные автомобили, в том числе и руководители иностранных государств.

После смерти Сталина Леонид Ильич получает назначение в Казахстан. Новый руководитель СССР Никита Хрущев привозит ему из Австрии бело-зеленый двухдверный Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop. Это была и награда за успешное освоение целины, и аванс, в знак доверия. Через несколько лет Брежнев отдал подарок Хрущева своей дочери Галине.

В 1960 году Галина Брежнева поехала на гастроли в ФРГ со своим официальным супругом, артистом цирка Евгением Милаевым. В подарок отцу любимая дочка привезла серый седан Opel Kapitan L.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: