Рождение «Тигра»
В декабре 1939 года фирма «Порше» получила первое задание на разработку тяжёлого танка Typ 100, более известного как VK 30.01 (P). К этому моменту фирма «Хеншель» вела работы по VK 30.01 (H) почти четыре года, но в серию запускать было нечего.
В то время фирма «Порше» была конструкторским бюро без своих производственных мощностей, поэтому вокруг неё сколотили конгломерат: «Крупп» поставлял броню и разрабатывал башни, «Сименс» и «Фойт» отвечали за трансмиссии, «Штейр» и «Зиммеринг» за двигатели, а «Шкода» вела работы по ходовой части. Сборка танков производилась на заводе «Нибелунгенверке», входящем в концерн «Штейр».
Второй построенный «Тигр» фирмы «Порше»
К марту 1941 года «Порше» и «Крупп» подготовили проект 45-тонного тяжёлого танка Typ 100 Leopard с 88-мм орудием. На нём использовались двигатели воздушного охлаждения, электрическая трансмиссия и блокированная подвеска.
В мае после очередного роста требований к броне резервы шасси подошли к концу, поэтому в июле фирма «Порше» начала работы по новому тяжёлому танку Typ 101 под имеющуюся башню. По аналогии с «Леопардом», более тяжёлый Typ 101 назвали «Тигром». В наследство от 45-тонного Typ 100 ему достался индекс VK 45.01 (P), хотя речь шла о танке весом более 50 тонн.
Тем временем на основе VK 36.01 под ту же башню фирма «Хеншель» проектировала конкурирующий VK 45.01 (H). Гитлер требовал новые танки как можно раньше, поэтому оба «Тигра» были запущены в серийное производство без предварительных испытаний, прямо с чертёжной доски.
«Порше» заказали серию из 100 «Тигров»: 50 Typ 101 с электрической трансмиссией «Сименс», и 50 Typ 102 с гидромеханической трансмиссией «Фойт». Прототип Typ 102 прошёл более 2200 километров без поломок трансмиссии, однако его производство отменили по неясным обстоятельствам, а готовые трансмиссии «Фойт» отправились на слом.
На осмотре новой самоходки Шпеер не отказал себе в удовольствии сесть за рычаги
Из-за крайней спешки у «Тигра» Порше было много детских болезней. Его двигатели быстро выходили из строя из-за перегрева, а запас хода едва превышал 100 километров.
Фирма спроектировала новую систему охлаждения и увеличила запас топлива, однако готовые корпуса требовалось переделать. Более того, заготовки для Typ 102 пришлось перекраивать под электрическую трансмиссию. Из-за этого план выпуска танков был сорван. Аналогичная ситуация была и с «Тигром» от «Хеншеля»: инженеры устраняли множество недоработок, а производство отставало от графика.
Затея с производством тяжёлых танков на скорую руку провалилась, и теперь немцы решили оставить в серии только один вариант. В ноябре 1942 года состоялись сравнительные испытания, на которых участвовали по два «Тигра» от «Порше» и «Хеншеля», а также «Пантеры» MAN и «Даймлер-Бенц». Сын Фердинанда Порше отметил, что испытания в целом прошли хорошо, это подтверждает и рассказ представителя фирмы MAN.
И всё же производство «Тигра» Порше отменили в пользу конкурента, а задел решили переделать в самоходные орудия «Фердинанд». Никакого глубокого смысла в этой затее не было — дешевле и быстрее было достроить доведённые до ума танки и отправить их в бой, по вооружению и броне они в любом случае превосходили любой советский танк.
Правда, в этом случае возникал неудобный вопрос: зачем нужен «Тигр» от «Хеншеля»?
Первое использование
Впервые новенькие «Тигры» вышли в бой в сорок втором году — на станции Мга, что под Ленинградом. Боевое крещение для них оказалось, мягко говоря, неудачным — к мокрой и грязной русской дороге (стояло самое начало сентября, очевидно, шли дожди и землю «развезло») немецкие машины были не готовы. Начались мгновенные поломки, танки стали глохнуть. Потребовался экстренный ремонт с учетом специфики советского бездорожья.
Последующие сражения (впрочем, они состоялись уже зимой, когда лежали плотный слой снега и корка льда) были для германских танков более удачными, хотя и тут они умудрились допустить досадную оплошность — позволили нашим войскам захватить один из «Тигров» со всем оборудованием и даже паспортом. В дальнейшем «Тигры» принимали участие в сражениях под Харьковом, на Курской дуге, у Витебска, Минска и в других битвах; кроме того, применялись «Тигры» и на других территориях, где шли военные действия. К настоящему времени в музеях мира сохранилось семь экземпляров мощнейшей немецкой машины.
Тигр, Слон и Мышь: супертанки Porsche
Сергей Яковлев«Тигр»
Panzerkampfwagen VI или «Тигр Порше» был представлен в 1942 году, но так и остался на стадии перспективной задумки. Танк не пошёл в серию из-за электрической трансмиссии, которая требовала на изготовление большое количество дефицитной меди, хотя сама машина фактически была готова к серийному выпуску. Поэтому по результатам военной комиссии был выбран другой «Тигр», . В танке от Porsche устанавливалось два двигателя воздушного охлаждения V10 по 320 лошадиных сил каждый, которые работали на два генератора, а те, в свою очередь, питали два тяговых электромотора, приводящих в движение ведущие колёса. Всего было построено пять «Тигров» фирмы Porsche, и все они были переданы на завод в Дёллерсхайме для тренировок.
«Тигр-II»
Со вторым «Тигром» от Porsche произошла аналогичная история. Разрабатывая новый проект ещё более мощного и защищённого танка, Порше взял за основу свой отвергнутый ранее проект. Получившийся тяжёлый танк должен был стать мощнейшим серийным танком времён Второй мировой войны и последним серийным тяжёлым танком нацистской Германии – «Королевским тигром». Но проект вновь был отвергнут, и немецкое руководство снова выбрало концепт фирмы Henschel und Sohn. Тем не менее, к тому моменту, когда проект Порше отклонили, для новой модели уже было изготовлено пятьдесят башен. Эти башни отличались обтекаемой формой и выступавшим за боковую стенку основанием командирской башенки. Изготовленные башни было решено использовать для вооружения первых 50 танков с корпусами Хеншеля. Так что первые «Королевские тигры» всё-таки получили кое-что и от Порше.
«Слон»
Тяжёлая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд», названная в честь самого Порше, была одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. За что и получила своё второе название – «Элефант» или «Слон». «Слон» был разработан в 1942—1943 годах, и был по сути импровизацией на базе шасси первого «Тигра Порше». Проект создавался в большой спешке и нёс на себе немало экспериментальных решений, новых и необычных для немецкого и мирового танкостроения. Самые заметные из них – это электрическая трансмиссия и подвеска с использованием продольных торсионов. Однако, несмотря на некоторую дороговизну в эксплуатации, артиллерийская установка показала хорошие боевые качества и продержалась до самого падения нацистской Германии. Дебютировал «Слон» на Курской битве в 1943-м, а свой последний бой принял уже в окрестностях Берлина весной 1945 года.
«Мышь»
Сверхтяжёлый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus» или просто «Мышь» производства Porsche был самым крупным по массе танком за всю историю бронетехники. Его боевая масса составляла 188 тонн. Машина была изготовлена всего в двух экземплярах и не принимала участия в боевых действиях (в основном, из-за неспособности вести ближний бой). «Мышь» оснащалась 12-цилиндровым V-образным турбодвигателем мощностью 1080 (на втором экземпляре – 1250) лошадиных сил. Хотя у танка было два топливных бака по 1560 литров каждый, запас хода составлял всего 180 километров. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцы уничтожили прототипы «Мыши». Они взорвали оба танка, но только один подвергся значительным разрушениям. Позднее один танк был восстановлен и до сих пор хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.
Редакция рекомендует:
Викторина! Видеорегистратор Blackvue за знание ПДД Альтернатива скребку: как очистить и не поцарапать стекла автомобиля
Hyundai Elantra или Skoda Octavia: что выбрать? Сравнили и удивились
3 миллиона – не роскошь: транспортный налог в России будут считать по-новому
На какие машины дилеры делают самые большие наценки: список
Другая точка зрения
Некоторые ученые подвергают осмеянию версию о существовавшем танке-призраке. По их словам, белый танк действительно существовал у германских войск – и даже не один. Однако это был вовсе не мифический танк «Белый тигр», да еще и внезапно растиражированный – нет. Это были медицинские машины: на танках белого цвета, и это исторически доказанный факт, немцы вывозили раненых с поля боя. Подобные танки внешне выглядели настоящими танками, но тем не менее никогда не стреляли. Для того чтобы дать понять противнику, что это – санитарная машина, на броне сбоку красной краской был выведен крест. Такие же машины, кстати, имелись и у наших – и стороны соблюдали уважение к танкам медицинской службы, не открывая по ним огонь, до тех пор, пока в сорок четвертом году наши не пошли на хитрость и не замаскировали военные танки под медицинские – для того, чтобы обманом, хитростью одержать победу в сражении.
Еще одно мнение касательно белого танка немецких войск немного отличается от вышеприведенного. Определенные историки считают, что никакой мистикой возле белых танков и не пахло – это были настоящие танки (не один, несколько), попросту вымазанные белой краской, как будто бы закамуфлированные в зимнюю «одежду» (зимой танки было принято красить в белый для того, чтобы труднее было его обнаружить). Такое «обмундирование» прекрасно помогало появляться внезапно, особенно утром, выныривая из тумана. После атаки, по предположению историков, известку с танков смывали, они снова приобретали обычный цвет, а наши отчаянно искали ветра в поле. Да, искали – потому что, по утверждениям тех же историков, «сверху» знали о неведомом белом обидчике, давали распоряжения найти его, но все было без толку – очевидно, именно по вышеуказанной причине. Кроме того, более вероятно, что танк был не один – это позволяло бы появляться в разных местах, а вся схема маневрирования была заранее тщательно продумана, как и психологическая реакция наших солдат. И, разумеется, экипаж у этого танка (или этих танков) имелся – просто тщательно подготовленный и умелый.
«Ягдтигр» на стероидах
В январе 1944 года Порше предложил Гитлеру упростить ходовую часть «Ягдтигра». За основу брались тележки подвески «Тигра» фирмы «Порше»; их число увеличивалось с шести до восьми, а вместо сдвоенных катков использовались одинарные с перекрытием. В результате время обработки корпуса для установки подвески сокращалось более чем вдвое, её монтаж значительно упрощался, а шасси облегчалось на 1250 кг. Использование подвески по типу «Тигра» сулило немалую выгоду — за счёт одного только станочного оборудования можно было сэкономить 404 тысячи рейхсмарок.
Схемы подвесок «Ягдтигра»: слева «Хеншель», справа «Порше»
Производство «Ягдтигров» развернулось на заводе «Нибелунгенверке». В феврале 1944 года были построены два первых образца с ходовыми частями «Порше» и «Хеншель» соответственно. В мае прошли сравнительные испытания, на которых у прототипа с ходовой частью «Порше» выявились сильные вибрации. Сначала подозревали гусеницы новой конструкции, но испытания «Ягдтигра» с гусеницами от «Фердинанда» показали, что проблема осталась.
В действительности вибрации были вызваны недостаточным натяжением гусениц. Казалось бы, достаточно исправить механизм натяжения или добавить поддерживающие катки, но вместо этого после сборки десяти «Ягдтигров» с подвеской «Порше» перешли на ходовую часть от «Хеншеля». Иногда упоминают сломавшуюся на испытаниях тележку, но это был банальный производственный брак.
Другой эксперимент был связан с установкой на «Ягдтигр» дизельного двигателя. Предыстория его такова: летом 1942 года по инициативе Гитлера началась программа по разработке линейки дизелей воздушного охлаждения для всех типов военных машин. Она предусматривала цилиндры трёх стандартных типов с объёмом 0,8, 1,25 и 2,3 литра, на основе которых создавались унифицированные двигатели разной мощности.
«Ягдтигр» с ходовой частью «Порше»
В рамках этой программы фирма «Порше» совместно с «Зиммеринг» вела работы по Х-образному 16-цилиндровому дизелю Sla.16. Он выдержал 300-часовые стендовые испытания и выдал 770 л. с.
После этого Sla.16 установили в «Ягдтигр» на «Нибелунгенверке» и отработали систему охлаждения. Новый дизель был мощнее и экономичнее, чем «Майбах» HL 230, поэтому его серийное производство хотели развернуть на «Штейр», но по разным причинам не состоялось.
В конце войны Порше поручили исследовать установку газотурбинного двигателя (ГТД) на танки. В ходе оценки потенциально подходящих авиационных двигателей стало ясно, что потребуется разработать новые трансмиссии, а расход топлива по сравнению с поршневыми моторами возрастёт вдвое. С другой стороны, ГТД при небольшой массе выдавали очень высокую мощность и работали даже на низкокачественном топливе.
Один из вариантов размещения газотурбинного двигателя в моторном отделении «Тигра»
С июня 1944 года над танковым ГТД под кураторством СС работал Альфред Мюллер. Уже к ноябрю он подготовил эскизный проект GT-101. Его установку в моторное отделение прорабатывал Отто Цадник из «Порше», этот проект получил индекс Typ 305. GT-101 давал 1150 л. с. на выходном валу, под эту мощность фирма ZF начала разработку новой гидромеханической трансмиссии. Для испытаний ГТД хотели установить в один из «Ягдтигров» на «Нибелунгенверке», но поражение перечеркнуло эти планы.
Источники и литература
Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr.20−1) — Panzer Tracts, 2001
Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklaerungs-, Beobachtungs-, and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr.20−2) — Panzer Tracts, 2002
Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P) — Darlington Productions, 1999
Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Schwere Panzerkampfwagen Maus and E-100 (Panzer Tracts Nr.6−3) — Panzer Tracts, 2008 Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. D. W. to Tiger I: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 2000
Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 1997
Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz. Heavy Jagdpanzer: Development, Production, Operations — Schiffer Publishing, 2007
Walter J. Spielberger. Gepard: The History of German Anti-Aircraft Tanks — Bernard & Graefe, 1982
Karl Ludvigsen. Professor Porsche’s Wars — Wharncliffe, 2015
Энтони Л. Кей. История разработки и создания реактивных двигателей и газовых турбин в Германии (1930−1945) — НПО Сатурн, 2006
Другие мифы, связанные со Второй мировой/Великой Отечественной войной
- В начале войны ходили слухи о неуязвимости советских «Клима Ворошилова» и Т-34, который разносили в том числе британцы и американцы – писали о том, как русские танки «сеют смерть». А появились эти слухи во многом благодаря самим немцам, которые, потерпев поражение от советских войск, стали говорить о непобедимых чудо-танках, которыми обладают русские. Позже они создали практически копию наших «тридцатьчетверок» – машины под названием «Пантера».
- В сорок пятом году из Вроцлава (Польша) немцы вывезли огромный бронепоезд, груженный под завязку золотом и драгоценностями. Этот поезд не доехал до места назначения – Валбжиха, и, вообще, пропал бесследно – никто его не видел. Как и его содержимого. Легенды гласят, что он до сих пор спокойно стоит в одном из туннелей в окрестностях Валбжиха.
- То и дело встречаются сообщения о замеченных в небе самолетах времен ВОВ. Так, один такой горящий, подбитый «мессершмитт», пытающийся сесть, нередко можно заметить неподалеку от Волоколамска. Говорят, появляются самолеты-призраки именно над теми местами, над которыми, собственно, и погибли.
- Многие бывшие солдаты Великой Отечественной в своих воспоминаниях рассказывали о невесть откуда пришедшей нежданной помощи, пропавшей потом так же неожиданно, как и появилась. То это отряд партизан, то – группа бойцов-солдат. Часто встречаются сообщения о том, что при появлении этих людей (а это всегда происходило в наиболее напряженные, тяжелые моменты) веяло холодом, что давало понять, что все они – неживые.
- В семьдесят шестом году две девушки якобы видели приземлившийся самолет со странными звездочками на крыльях, пилот которого был одет не по современной моде.
Эпопея с «Маусом»
Работы по тяжёлым танкам имели несомненный практический смысл, чего не скажешь о проектировании сверхтяжёлого 188-тонного танка «Маус». Однако Фердинанд Порше принимал любой заказ и старался выполнить его, не заботясь о возможностях производства и о боевом применении. Он считал, что этими вопросами должен заниматься заказчик.
Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн
В 1940 году немцы познакомились с проектами французских сверхтяжёлых танков, а весной 1941 года немецкая разведка узнала о том, что в СССР якобы приняты на вооружение танки весом более 100 тонн. Уже в ноябре 1941 года были составлены требования на танк весом 70 тонн с лобовой бронёй толщиной 140 мм. В ответ фирма «Крупп» разработала несколько проектов Pz. Kpfw. VII Loewe; в зависимости от бронирования их масса гуляла от 70 до 90 тонн. Для вооружения гиганта предлагалось несколько орудий: 105-мм пушка L/70, 128-мм пушка L/50 и 150-мм орудие L/40 (L — длина ствола в калибрах).
В начале марта 1942 года «Крупп» получил указание «раскормить» проект до 100 тонн. Проблема в том, что на «Лёве» планировалось использовать двигатель и трансмиссию от «Тигра», что с ростом массы не внушало доверия. Возможно, именно из-за этого в конце марта к работам по 100-тонному танку привлекли фирму «Порше». Перед ней стояла, мягко говоря, непростая задача: разработать шасси под огромную 23-тонную башню со 150-мм орудием.
Вскоре был представлен проект 120-тонного Typ 205 с электрической трансмиссией, подвеской по типу «Тигра» от «Порше» и 16-цилиндровыми дизелем — с ним ожидалась максимальная скорость 20 км/ч. Чтобы не мудрить с транспортными гусеницами, инженеры предложили «утопить» ходовую часть в корпус.
В изначальном виде Typ 205 прожил недолго. Уже в июне 1942 года фирма «Крупп» представила новую башню с вооружением из главного и вспомогательного орудий. Даже в облегчённом варианте её вес достиг 47 тонн. Под неё фирма «Порше» спроектировала новый 150-тонный танк, который уже назывался «Маус». По аналогии с VK 45.02 (P), он был представлен с передним и задним расположением башни. Силовая установка тоже была в двух вариантах: Typ 205A с дизелем «Даймлер-Бенц» MB.507 водяного охлаждения, и Typ 205B с дизелем Typ 205/2 воздушного охлаждения.
В итоге был выбран вариант с башней в корме, но и он неоднократно менялся. Из-за более мощного бронирования масса выросла до 170 тонн, поэтому пришлось разрабатывать новую подвеску. Наконец, в башне прописалось 128-мм орудие L/55, а вес достиг 188 тонн.
В начале 1943 года началась подготовка к серийному производству, а первый прототип ожидался к концу года. Однако в марте и июле заводы «Крупп» подверглись серьёзным бомбардировкам, которые поставили крест на программе Typ 205.
Первый пробег «Мауса» через завалы после бомбардировок
Немцы всё же смогли построить два прототипа, причём один из них получил башню. Испытания показали, что «Маус» хорошо управлялся и даже мог буксировать другой сверхтяжёлый танк. Итого, коллектив Порше выполнил практически безнадёжную задачу, а заказчик получил то, что хотел, но никакого смысла в этом не было вообще.
Вместо заключения
Оценка вклада Фердинанда Порше в военную технику Третьего рейха очень неоднозначна. С одной стороны, фирма «Порше» разработала знаменитый Typ 82 «Кюбельваген», а также амфибию Typ 166 «Швиммваген» на его базе.
Кроме того, коллектив Порше совместно с фирмой «Штейр» спроектировал удачный грузовик «Штейр» 1500, на его основе был создан гусеничный тягач «Раупеншлеппер Ост». Так что, награждать Порше Сталинской премией было бы опрометчиво.
Директор «Штейр» Оскар Хакер (в шляпе) и Фердинанд Порше на испытаниях RSO
С другой стороны, сборка «Тигра» Порше и «Ягдтигра» на «Нибелунгенверке» шли с немалыми трудностями, а многие проекты бронетехники так и остались на бумаге. Причин тому несколько.
Во-первых, это своеобразный подход Фердинанда Порше, который брался за любое задание, ввязываясь в откровенные авантюры заказчика вроде серийного производства «Тигра» без предварительных испытаний или работ по сверхтяжёлым танкам.
Во-вторых, после неудачи с «Тиграми» у Порше не было производственной базы, поэтому перспективные танки Typ 245 и Typ 250 были обречены. История показала, что именно наличие производственной базы за спиной позволяло вытворять такие трюки, как сборка прототипа дважды отменённого E-100.
Наконец, следует учесть плохие отношения между фирмой Порше и Управлением вооружений. Первый конфликт случился ещё до войны, когда Книпкамп использовал наработки инженеров Порше по торсионным подвескам без отчислений по патентам, хотя фирма «Порше» KG была частной и жила на деньги от разработок. В итоге Управление вооружений победило: в декабре 1943 года главой Танковой комиссии стал Герд Штилер фон Хайдекампф из «Хеншель».
Примерно так Порше смотрел на деятельность Отдела № 6 Управления вооружений
Хотя Порше оставался членом Танковой комиссии до конца войны, его влияние заметно снизилось. Свою роль сыграло и то, что Порше не сработался с Альбертом Шпеером, занявшим место погибшего Тодта. Например, на одной из первых встреч со Шпеером Порше сказал, что, по его мнению, электрические трансмиссии на танках будут слишком сложны в производстве, однако Шпеер настоял именно на электрической трансмиссии.
Конфликт Фердинанда Порше с Управлением вооружений не был чем-то особенным, никакой теории заговора тут нет.
Все споры с Отделом № 6, бесконечные дрязги и распыление усилий были для немцев в то время обычным делом. Отдел № 6 всячески продвигал разработки фирм, согласных с его подходом, и топил их конкурентов. Проекты «Порше» отвергались точно так же, как танковые двигатели «Даймлер-Бенц», трансмиссии «Фойт», разведывательные танки «Шкода» и BMM, и так далее. Но если мы отказываемся от сказок о гениальном конструкторе, которому заговорщики вставляли палки в колёса, нам неизбежно придётся согласиться с тем, что немецкое танкостроение при нацистах погрязло в чудовищном бардаке. Впрочем, эта тема заслуживает отдельной статьи.
Sd.Kfz.181 PZ.Kpfw VI «Tiger»
Первый тяжелый танк вермахта, выпускавшийся в больших количествах. До появления советского танка ИС-2 по мощи вооружения и броневой защите не имел себе равных. Выпускался заводами “Henschel” и “Weggman”. С сентября 1942 по август 1944 года изготовлено 1355 танков.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: Pz.VIE – единственный вариант “Тигра”. В ходе производства частично видоизменялся и совершенствовался. Первые 495 танков оснащались оборудованием, позволявшим им преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. Последние 800 танков имели опорные катки с внутренней амортизацией. Начиная с 251-й машины на танках устанавливался двигатель Мауbach HL 230 Р45. Со второй половины 1943 года первоначальная конструкция командирской башенки заменена новой, унифицированной с “Пантерой”. Вносились и другие менее существенные изменения.
Pz.VIE поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов. Впервые были применены осенью 1942 года на Ленинградском фронте в составе 502-го тяжелого танкового батальона. Спустя два месяца в Северной Африке вступили в бой “тигры” 501-го батальона. В двух этих танковых частях служили и воевали на “тиграх” самые удачливые танкисты второй мировой войны: гауптштурмфюрер Виттман и лейтенант Белтер. Вдвоем они уничтожили 144 танка противника.
В операции “Цитадель” летом 1943 года принял участие 181 танк Pz.VIЕ. В течение июля советские войска уничтожили 34 “тигра”.
“Тигры” активно применялись на всех фронтах вплоть до конца войны. На 1 марта 1945 года вермахт располагал 185 танками этого типа, из них 142-в полевых войсках и 43 в армии резерва.
Единственной страной, куда реально экспортировались “тигры”, была Венгрия – в 1944 году она получила 3 машины.
На базе танка Pz.VIE строились самоходно-артиллерийские установки, командирские танки и эвакуационные тягачи.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.VIE “Tiger”
БОЕВАЯ МАССА, т: 56,9. ЭКИПАЖ, чел.: 5. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 8450, ширина – 3705, высота – 3000, клиренс – 430. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 36 калибра 88 мм; 2 пулемета MG 34. БОЕКОМПЛЕКТ: 92 артвыстрела, 5100 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: бинокулярный телескопический прицел TZF 9а. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб-100; борт, корма-82; крыша, днище-28; башня-28- 100. ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 210 РЗО, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 650 л.с. (478 кВт) при 2600 об/мин., рабочий объем 23 095 куб. см. ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион с трением в масляной ванне; безвальная коробка передач (8+4); планетарные механизмы поворота, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 24 опорных катка в четыре ряда на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска – индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 725 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45,4. ЗАПАС ХОДА, км: 100. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35; ширина рва, м – 2,3; высота стенки, м – 0,179; глубина брода, м – 1,2. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5
Характеристика
Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим – 88-миллиметровая пушка), почти четыре — ширина, три — высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге «Тигр» мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе «Тигров» переоборудовались и другие машины.
Создание «Тигров»
Прежде чем говорить о «Тиграх» белого цвета и рассуждать, были ли они взаправду или являлись плодом чьего-то досужего вымысла, стоит, вообще, сказать о том, как на вооружении Германии возникла подобная машина. Ее не было и в планах вплоть до тридцать седьмого года — тогда начались первые разработки. Дело в том, что у немцев не имелось машины, способной противостоять советскому танку Т-35, аналогичной тому по мощи. Именно поэтому им и понадобилось создание такого мощного танка, который действительно мог бы соперничать с Советами. При этом толком никто не знал, каким именно требованиям должен отвечать данный танк. Все было довольно расплывчато, конкретных указаний не имелось. Тем не менее, в тридцать седьмом году фирма «Хеншель» потихоньку начала разрабатывать новый возможный танк. Когда началась война с Советским Союзом, и в ход пошли советские «тридцатьчетверки», немцы поняли — противостоять такому оружию они не могут: им просто нечем ответить нашей стране. Именно тогда две фирмы, одна из которых — «Хеншель», а другая — «Порше», и получили задание на разработку нового мощного орудия — танка весом в сорок пять тонн.
Именно детище «Хеншеля» в итоге и было выбрано в качестве нового мощного танка немцев — оно оказалось надежнее, да и дешевле в производстве. Хотя, кстати, самому Гитлеру больше понравилась разработка их соперников — он благоволил к основателю «Порше», но в условиях войны фюреру нельзя было полагаться на личные симпатии. Впрочем, в конечном счете «Порше» тоже не остались в обиде — из их проекта для создания нового танка позаимствовали башни — у «Хеншелей» они явно проигрывали.
Чем особенным отличался новый танк? Нужно начать, вообще, с того, что та схема, по которой был спроектирован будущий «Тигр», ранее не использовалась в танкостроении, применялась она лишь для разнообразных тягачей; таким образом, уже это одно само по себе было новшеством. Кроме того, ход «Тигра» получился более плавным (уж не потому ли и дали танку такое название, в честь этого грациозного, бесшумно ступающего кошачьего?), что, в свою очередь, позволило скоординировать прицельность и успешность стрельбы. Дальнейшая характеристика танка, дающая представление о его особенностях и масштабах, изложена ниже.