Заз-970

ЗАЗ-965/965A.

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год. Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был Фиат 600; тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444, — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля. Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Автомобиль так же изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.
Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух) и отсутствием декоративного молдинга на боковинах.

ЗАЗ-969

Не правда ли, знакомый индекс? В начале 60-х запорожский завод получил госзаказ на разработку легкого внедорожника, способного перевозить людей и грузы. Машина должна была получить полный привод и быть способной брать на борт до 300 килограммов поклажи. Спустя 5 лет внедорожник был готов — он получил сначала 900-кубовый мотор на 30 «лошадей», а потом и более мощный агрегат на 1,2 литра, выдававший уже 40 сил. Машина получилась не только крайне проходимой, но еще и водоплавающей в отдельных версиях. Но ближе к началу производства стало ясно, что мощностей загруженного «Запорожцами» завода не хватит на производство новинки. Тогда выпуск будущего 969-го перенесли на Луцкий завод, который в то время выпускал автоприцепы. Соответственно, и индекс модели поменялся на ЛуАЗ-969, который джиперам больше знаком как «Лунтик» или «Луноход».

Шутки о «Запорожце».

Из-за плохого технического состояния большинства «Запорожцев», вызванного, в основном, несоблюдением владельцами правил технического обслуживания, непривычной заднемоторной компоновки и малых габаритов — автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток и анекдотов. Стоит также признать, что на самом деле «Запорожцы» по большинству эксплуатационных качеств не уступали зарубежным аналогам своего времени, и в данном случае молва была к ним несправедлива. Более того, в Европе аналогичные по классу автомобили «Volkswagen Beetle», «Renault 4CV», «Fiat 500» и др. считаются национальным достоянием и символами своей эпохи, производятся их многочисленные реплики.

Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневичком», ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.

ЗАЗ-1102

Проект знаменитой «Таврии» сошел с конвейера в далеком 1987 году. Однако еще в 70-е инженеры завода предпринимали попытки разработать преемника классического «Запорожца». Машина должна была получить современную переднеприводную компоновку, а мотор, вопреки традициям, должен был быть под капотом, а не в багажнике. Сначала свет увидел опытный 3-дверный хэтчбек, появившийся в начале 70-х. Однако руководство партии он не заинтересовал, тогда конструкторы спустя 4 года выпустили на основе того хэтчбека неплохое двухдверное купе с той же технической начинкой. Но и этот автомобиль не заинтересовал руководство, тогда, к 1977 году, был представлен третий вариант переднеприводного хэтчбека, но и он был отвергнут — только с 4-й попытки Минавтопром утвердил планы по производству будущей «Таврии».

Со всеми ведущими

Поскольку в те же годы велись активные работы над вездеходными вариантами машин ЗАЗ, то такой версией не осталась обделенной и «Целина». Для привода передних колес в конструкцию трансмиссии ввели дополнительную трубу, внутри которой размещался вал со шлицевым соединением. Верхняя часть машины ЗАЗ-971Д (именно такое название получил автомобиль) закрывалась брезентовым тентом на жестком трубчатом каркасе.

Такой грузовик, при грузоподъемности около 0,4 тонны, показал очень хорошие внедорожные характеристики. Основным минусом стал чудовищный расход топлива, который вырос ровно в два раза – до 15 литров.

ЗАЗ-970Б

Практически все «концепты» запорожского завода собирались втихую — по инициативе отдельных инженеров. Заканчивая работу над очередным плановым автомобилем, конструкторы брались за его всевозможные вариации. Так случилось и с проектом 970, который создали на базе только что выпущенного ЗАЗ-966. Это недалекий предок легендарного 968-го «Запорожца», но в проекте № 970 на его основе создали сначала легкий двухместный грузовик, а затем и развозной фургон. Как и его донор, автомобиль получил задний привод и мотор под полом грузового отсека. Из-за такого расположения мотор даже меньше грелся, чем на «ушастом» «Запорожце», зато машина могла взять на борт до 300 килограммов груза. Позже на основе фургона сделали даже 6-местный автобус с возможностью установки полного привода, но в серию ни один из прототипов так и не пошел.

Грузопассажирская машина

Этот вариант в целом повторял фургон, но в задней части имелись четыре дополнительных пассажирских сидения. Таким образом, полная вместимость машины составляла шесть человек (вместе с водителем).

Последний ряд сидений стоял на заметном удалении от среднего, поскольку именно там располагался выпуклый кожух двигателя.

Сидения могли складываться по рядам, что позволяло разместить от 175 до 350 кг грузов различного типа. Отличительной особенностью кузова была единственная дверь для доступа в заднюю часть салона, вырезанная в правой боковине. Для дополнительной вентиляции, на панели крыши имелся откидной люк прямоугольной формы.

Испытания

Тесты машин велись на территории тогдашней Украинской ССР, в том числе и в Крыму. При этом на такие испытания приглашались в качестве зрителей представители ряда торговых организаций, для удовлетворения потребностей которых и создавался грузовик ЗАЗ-970. Помимо советских машин в испытаниях участвовали и иностранные образцы (например, сходный по конструкции и назначению «Рено Эстафетте»). Во время испытаний машины прошли более 20 тыс. км, но при этом были зафиксированы поломки:

  • заклинивание шестерен и валов коробки;
  • срыв опор двигателя;
  • поломка маятникового узла рулевого управления;
  • разрушение кронштейнов рычагов подвески;
  • трещины на лонжеронах и других элементах кузовов.

Все эти дефекты тщательно анализировались специалистами завода и в конструкцию вводились многочисленные доработки и изменения. После всех корректировок был проведен еще один пробег малой протяженности (5 тыс. км), который не выявил поломок.

На 1963 год были назначены и проведены государственные испытания партии машин (два экземпляра с кузовом фургон и два – с грузопассажирским). При этом машины имели полный и задний привод. После испытаний автомобили поступили на дополнительные тесты в Москву и область. В ходе этих испытаний нарекания вызвали система вентиляции, перегрев грузового отсека от двигателя и деформации панелей пола.

Но дальше испытаний процесс освоения ЗАЗ-970 «Целина» не продвинулся, поскольку завод «Коммунар» был уже перегружен существующими заказами на легковые автомобили. Кроме того, на ЗАЗ поступил заказ на доработку и серийный выступ армейской машины ТПК, поэтому с производством еще одной линейки машин завод справиться не мог. Ни один экземпляр «Целины» не дошел до наших дней.

ЗАЗ-1305

Уже после запуска в производство массовой «Таврии» конструкторы по традиции принялись за ее различные модификации. Одной из них стал трехдверный универсал с приподнятой крышей, который сами разработчики прозвали «катафалком». Тем не менее, для начала 90-х годов машина выглядела весьма свежо, а главное — функционально. Из-за применения рессорной подвески взамен пружин сзади, инженерам удалось по максимуму сократить колесные арки, что положительно сказалось на размерах грузовой площадки. Машина хоть и не была грузовой, но могла перевозить весьма объемные грузы благодаря той самой грузовой площадки и приподнятому за счет стеклопластикового колпака потолку. Технически же машина была унифицирована с «Таврией», поэтому при производстве проблем не должно было возникнуть. Но и в этот раз руководство завода отвергло хороший проект, сосредоточившись на выпуске «Таврии» в единственном кузове.

Запорожский пикап

Последний вариант ЗАЗ-970 оснащался открытой прямоугольной платформой, расположенной за двухместной закрытой кабиной. По полу размеры платформы составляли 1,4 м в длину и 1,24 м в ширину. При расположении груза над капотом двигателя, длина платформы увеличивалась до 1,84 м, при ширине 1,4 м. Из-за уменьшившегося веса кузова грузоподъемность пикапа выросла на 50 кг.

Погрузка выполнялась через откидные двери, расположенные в левом борту кузова. Створки дверей имели симметричную форму. Большим плюсом грузовых вариантов была малая погрузочная высота, составлявшая всего полметра от уровня дороги.

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ семейства «Запорожец»

**только основные модели без специализированных модификаций с различными типами двигателей и исполнений для людей с ограниченными возможностями.

ЗАЗ-965 / ZAZ-965

годы выпуска: 11.1960 — 1964

двигатель: воздушн. охл. V4 0,8 L МеМЗ-965 23 л.с.

Явные отличительные черты: двигатель 23 л.с. (ранний генератор постоянного тока Г-114, круглые воздуховоды в моторном отсеке с пластиковыми патрубками); вогнутая панель передка с надписью «Запорожець»; на крышке багажника эмблема в виде звезды; пластиковые противосолнечные козырьки; аварийная лампочка температуры масла на приборной панели; штырьковые ручки открывания дверей в салоне.

ЗАЗ-965а / ZAZ-965a

годы выпуска: 11.1962 — 13.05.1969

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966 27 л.с. (V4 0,9L МеМЗ-966А 30 л.с.)

Явные отличительные черты: двигатель 27 л.с. (генератор переменного тока Г-501 с выносным селеновым выпрямителем, прямоугольные воздуховоды в моторном отсеке); иная панель передка; иная эмблема или молдинг с «каплей»; боковые повторители сигнала поворота на передних крыльях; зеркало заднего вида в салоне нового образца; указатель температуры масла на приборной панели; поворотные ручки открывания дверей в салоне.

с 12.1965 двигатель МеМЗ-966А с карбюратором К-125 и мощностью в 30 л.с.; корпус воздушного фильтра увеличенного размера; выпуклая панель передка с прорезями для сигнала; на крышке багажника эмблема Днепрогэс; виниловые противосолнечные козырьки.

С 1968 генератор Г-502 с кремниевым выпрямителем.

ЗАЗ-966В / ZAZ-966В

годы выпуска: 11.1966 — 12.1972

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966В 30 л.с.

Явные отличительные черты: хромированная накладка панели передка «китовый ус»; заливная пробка бензобака возле капота; полностью стальная приборная панель; спидометр ленточного типа; подвесная педаль сцепления; круглые задние фонари с окантовкой «тарелочкой».

С 1968 по 1972 выпускался ЗАЗ-966 / ZAZ-966 c двигателем V4 0,9 L МеМЗ-968 30 л.с.

В 1971 на данных моделях появились подфарники, изменилась панель приборов (появилась двухуровневая).

ЗАЗ-968А / ZAZ-968А

годы выпуска: 1974 — 1980

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968А 45 л.с.

С IV квартала 1971 по 1979 выпускался ЗАЗ-968 / ZAZ-968 с двигателем V4 1,2 L МеМЗ-968 40 (43) л.с.

Явные отличительные черты: хромированная декоративная накладка на панели передка («птичка»); начиная с 968 появились 2 РТЦ на передних колесах и фонари заднего хода; заливная пробка бензобака под капотом; пластиковое торпедо (с 02.1972); статические ремни безопасности; сминаемый рулевой вал; подвесные педали сцепления и тормоза;

Для 968А отличительно: раздельные тормозные контуры; современная безопасная пластиковая «мягкая» панель приборов (с 1976-78); аварийная сигнализация и замок зажигания с блокировкой рулевого вала; передние сиденья унифицированные с ВАЗ-2101; механизм блокировки передних сидений при закрытых дверях; катафоты в задних фонарях.

ЗАЗ-968М / ZAZ-968М

годы выпуска: 1979 — 01.07.1994

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968БЭ 50 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968ГЭ 45 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Э 41 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Н 43 л.с. (ЗАЗ-968M-003) / V4 0,9 L МеМЗ-966Г 28 л.с. (ЗАЗ-968M-005)

Явные отличительные черты: выпуклая панель передка с указателями поворотов; отсутствие родовых воздухозаборников («ушей»), которые заменили прорези в боковых задних панелях; запасное колесо в моторном отсеке; бамперы с пластиковыми накладками; резиновые ободки фар; многосекционные задние фонари; новая заводская эмблема.

Множество моделей, особенно среди выпускавшихся в переходный период, могли нести на себе частично морфологические признаки модернизированных версий.

Помимо множества моделей специального назначения (для людей с ограниченными возможностями, экспортными, почтовыми), все модификации имеют множество рестайловых разновидностей со своими незначительными особенностями. Среди редких и особо ценимых почитателями марки и коллекционерами стоит выделить экземпляры самых первых выпусков ЗАЗ 965 с особым оперением кузова, без подфарников и боковыми указателями поворотов каплевидной формы, расположенными на передних крыльях сверху, надписью «Запорожец» с росчерком на передней панели, а также первые выпуски ЗАЗ 966 со стилизованной надписью «Запорожец» на крышке багажника, цельными хромированными бамперами, рёбрами жёсткости, расположенными в воздухозаборниках двигателя. Также редко встречаются все «длинноухие» и 966, и первые 968, у которых воздухозаборники начинались от переднего края арки заднего колеса.

ЗАЗ-1104

Сложно поверить, но это стремительное купе со стеклопластиковым кузовом на пространственной алюминиевой раме появилось в далеком 1967 году! Стараниями молодого конструктора в рамках творческого конкурса был разработан макет автомобиля, который по дизайну и внешней стремительности вряд ли уступал какой-нибудь Lancia Stratos. Автор миновал этап пластилинового макета и сразу построил кузов из стеклопластиковых панелей на металлической раме. Однако до установки в машину двигателя дело так и не дошло, хотя проект предусматривал различные варианты мотора — от 1,1 до 1,6 литра объемов. В неходовом макете даже смонтировали рулевое управление и педальный узел, однако перспективную модель и здесь завернули, бросив все силы на выпуск более востребованных советских малолитражек.

Современное положение дел.

Ноябрь 2001 года ознаменовался началом производства автомобиля «Сенс», который был оснащенный двигателем с СРВТ, то есть системой распределенного впрыска топлива, объемом 1,3 л. и производился компанией МеМЗ.

В июне 2002 года началась крупноузловая сборка таких автомобилей как «Мерседес» Е и МL классов.

4 января 2003 года завод изменяет форму собственности, он становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией под названием: «Запорожский автомобилестроительный завод». В январе того же года началась крупноузловая сборка таких автомобиле как «Опель»: «Астра G «, «Вектра», Корса», а в декабре началось полномасштабное производство автомобиля ВАЗ.

В 2004 году произошло полное обновление производственных средств завода и началось изготовление таких автомобилей как «Opel Astra G», «Ланос (Т-150)», ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.

На ХРП «ИЗАА» в 2005 году были подготовлены мощности производства, необходимые для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA», а также в этом году был освоен пикап ЗАЗ-11055 на базе модели Таврия.

2006 год для ЗАО «ЗАЗ» ознаменовался подтверждением соответствия собственной системы управления качества международному стандарту ISO 9001:2000, его продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов. В этом же году начался выпуск полуприцепов НХ2210, которые использовались для перевозки легковых автомобилей, а также на ХРП «ИЗАА» было освоено множество легковых автомобилей «Chery», китайского производства.

В 2007 году была запущенна программа локализации производства для автомобиля Daewoo Lanos, проводился рестайлинг базовой модели, названной «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Также был разработан и выпущен фургон на его базе.

«Таврия-Нова» была снята с конвейера в 2008 году. Тогда же происходила роботизация перегрузочных операций роботами фирмы АВВ, в прессовом цеху завода началась производиться штамповка крупных узлов таких автомобиля как «Daewoo Lanos» и «ZAZ-Sens» .

В 2009 году началось производство туристических автобусов ЗАЗ A10L, а также продолжилось изготовление моделей на базе Daewoo Lanos с использованием таких украинских комплектующих как ЗАЗ Sens, ЗАЗ Lanos Hatchback, «ZAZ Chance», и таких моделей таврического ряда как «Славута» и пикап.

В феврале 2011 года начался выпуск новой модели автомобиля ЗАЗ Forza.

ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» или ЗАО «ЗАЗ» это единственный завод в Украине, который обладает полным циклом изготовления легковых автомобилей. Данный цикл включает в себя такие процессы как оборудование кузова, сварка, окраска, штамповка, сборка автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод входит в группу компаний украинской автомобильной корпорации «УкрАВТО», которая является лидером автомобильного рынка Украины, крупнейшим производителем и дистрибьютором, поставщиком высококачественных услуг автосервиса.

голоса

Рейтинг статьи

ЗАЗ-968МП[править | править код]

Пикап, созданный в 1990 году и выпускавшийся до снятия с конвейера всей линейки ЗАЗ-968 в 1994 году. Всего приблизительно было выпущено 2500 автомобилей. Подавляющее большинство из них эксплуатировалось на территории Украины, в том числе на самом автозаводе в качестве развозного транспорта. В Россию ЗАЗ-968МП поступал единичными экземплярами.

Модель изготавливалась по стапельно-обходной технологии — у выбракованного кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть крыши стойками и приваривалась задняя стенка с окном; кромкой грузового борта являлся ввареный гнутый П-образный профиль. Открытый грузовой отсек обшивался оргалитом с дерматином (как и в салоне), что вело к его быстрой порче в открытых условиях, в полостях скапливалась вода, что способствовало развитию коррозии[источник не указан 648 дней

Эксплуатировать пикап по прямому назначению оказалось неудобно — моторная компоновка перекрывала доступ к грузу сзади, а высокий неоткидывающийся борт был неудобен при осуществлении погрузки-выгрузки сбоку.

Силовая установка

Автомобиль ЗАЗ-970 оснащался стандартным четырехцилиндровым 887-кубовым двигателем МеМЗ-966, позаимствованным у «горбатого» ЗАЗ-965А. Мотор имел два ряда цилиндров, размещенных на общем картере под прямым углом. К задней части двигателя пристыковывалась четырехскоростная коробка передач, полностью позаимствованная у легковой модели. Применение стандартной легковой платформы отрицательно сказалось на характеристиках ЗАЗ-970, поскольку установленный сзади двигатель создавал большой горб на полу грузовой платформы.

Для подвески использовали схему, аналогичную 966-й модели, – торсионную спереди и пружинную сзади. Из-за возросшей предельно допустимой массы ЗАЗ-970 в подвеске применили ряд усиленных элементов. Диски и покрышки остались аналогичными легковой продукции ЗАЗ. Но в приводе задних ведущих колес были установлены специальные редукторы, которые понижали частоту вращения выходных валов.

Благодаря грамотно проработанной трансмиссии, удалось обеспечить неплохие технические характеристики ЗАЗ-970. Такой важный параметр как расход горючего не превышал 7,5 литра бензина типа А76 на каждую сотню километров пробега. При этом грузовичок мог разгоняться до 70 км/час, что было вполне достаточно для городского темпа движения тех лет.

Неизвестный ЗАЗ

Более 50 лет назад, а именно, в 1960 году на украинском автомобильном заводе местные инженеры стали всерьез заниматься разработкой фургона, за основу которого был взят обычный Запорожец. Но инженеры хотели разработать не простой фургон, а такой, чтобы он смог транспортировать небольшие грузы по городу или на небольшие расстояния между городами и населенными пунктами, и в то же время иметь пассажирские места. Собственно, так и родилась модель ЗАЗ-970.

После упорных трудов и разработок с конвейера сошел первый автомобиль данной серии. Если перевести это на современный язык, то это был концептуальный автомобиль. Тогда же ему дали прозвище «Точило», которое новинка получила благодаря своему необычному капоту, а именно, его маленькой длине. Поэтому он очень сильно походил на авто серии 965.

Новенький в ту пору автомобиль, который, к сожалению, так и не получил массового распространения, был оснащен силовым агрегатом мощностью всего в 27 лошадиных сил. Почему всего? Потому что по отношению к конструкции грузовичка эта мощность была мала. Но в то время разработчики совершенно не обратили внимания на сей факт. Дело в том, что перед конструкторами завода ЗАЗ стояла цель в производстве грузовика с хорошим кузовом, привлекательным внешним видом. Так что на технические характеристики движка тут не смотрели. А зря. 

Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette.

Наряду с базовыми модификациями автомобилей «Запорожцев», выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслителация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков. Имели по сравнению с базовыми моделями улучшенные потребительские качества. Например, модели «965Э» и «965АЭ» отличались от «965» и «965А» улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида, пепельницей, радиоприёмником, накладками по бокам автомобиля и нижней кромке багажника.

ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.

ЗАЗ-968

Опытные образцы автомобиля ЗАЗ-968 появились еще в 1967 году, однако первая серийная модель была выпущена только в 1971 году. Новый «Запорожец» по сравнению со своими предшественниками получил ремни безопасности, травмобезопасный руль, а так же тормозную систему с разделенным приводом на задние и передние колеса (эти нововведения были применены на модификации ЗАЗ-968А). Охлаждение двигателя, как и прежде, было воздушным. Еще одним нововведением стал автономный отопитель салона, но его эффективность оставляла желать лучшего.

ЗАЗ-968 оснащался 4-цилиндровым, V-образным двигателем воздушного охлаждения МеМЗ-968 объемом 1197 см3, который развивал мощность 40 лошадиных сил и мог разогнать автомобиль до скорости 118 километров в час. При движении по трассе автомобиль расходовал 6 литров, а по городу 10 литров топлива на 100 километров пути.

С 1974 года параллельно с базовой моделью был налажен выпуск модификации ЗАЗ-968А, которая отличалась тормозной системой с раздельным приводом, новыми сиденьями (копия сидений ВАЗ-2101), новым замком зажигания с противоугонным устройством и цельноформированным торпедо из мягкого пластика. Внешне ЗАЗ-968А можно было отличить по узкой декоративной хромированной накладке на передке, у ЗАЗ-968 устанавливалась фальшрешетка. ЗАЗ-968А и его модификации выпускали до 1979 года, позднее стали выпускать модификацию ЗАЗ-968М.

Модификация ЗАЗ-968М внешне отличался задними фонарями, которые теперь стали прямоугольной формы. Панель передка стала выпуклой формы за счет чего удалось увеличить объем багажного отсека, указатели поворотов вместо круглых стали прямоугольными. Бамперы стали делать со съемной боковой частью из пластика. Декоративная хромированная накладка на передке была заменена черной полоской с надписью 968М, да и вообще на ЗАЗ-968М стало гораздо меньше хромированных деталей. Запасное колесо было перенесено из багажника под капот, справа от двигателя. Двигатели устанавливались трех видов — МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ мощностью 41, 45 и 50 лошадиных сил соответственно. Изменилась система охлаждения двигателя, воздух для охлаждения стал поступать через штампованную решетку в крышке капота, а вместо боковых воздухозаборников в задних крыльях оставили лишь небольшие решеточки для вентиляции.

Несмотря на все нововведения в конструкции автомобиля, основная его проблема была неизменной. Внутри автомобиля из-за его малых габаритов было очень тесно, а отделка салона была очень скудной.

История создания предприятия.

В 1863 году голландец по происхождению и колонист Абрагам Кооп создал предприятие, которое специализировалось на производстве сельскохозяйственных машин и оборудования. Данное предприятие в процессе развития стало называться Запорожским автомобилестроительным заводом.

Завод создавался много лет, он терпел неудачи и достигал новых вершин. Его история начинается еще с 1908 года, когда был создан Мелитопольский моторный завод. Потом были революция и гражданская война, которые достаточно серьезно отразились на его работе. В 1921 году завод восстановили под названием «Коммунар». Его работа шла успешно, и уже через три года выпуск сельхозмашин был равен 24 наименованиям.

1923 год для Запорожского завода под названием «Коммунар» ознаменовался выпуском зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Первый отечественный зерноуборочный комбайн был изготовлен в 1929 году, а за 1930-1941 годы и за 1947-1952 годы количество выпущенных было равно 129 724 комбайнам. До 1959 года завод выпускал сельскохозяйственную технику.

Легковое автомобилестроение в Украине началось в 1959 году, а уже 18 июня вышел первый опытный образец автомобиля, который получил название ЗАЗ-965 «Запорожец». Через год началось серийное производство данного автомобиля.

Семейство грузовиков

Через год были представлены машины нового семейства «Целина», при разработке которых учитывался опыт проектирования грузовика первой модели. В семейство входили следующие модификации:

  • 970Б — с цельнометаллическим кузовом типа фургон;
  • 970Г — с кузовом типа пикап;
  • 970В — с грузопассажирским кузовом.

Внешний дизайн новых машин создавался Ю. В. Даниловым, а за механическую часть отвечал Л. П. Мурашов, который работая на заводе МЗМА, принимал непосредственное участие и в создании «Москвича-444».

При создании ходовых прототипов применялся способ, значительно ускоривший изготовление кузовных панелей. Для этого создавались чертежи деталей в натуральную величину и по ним изготавливались деревянные болванки, которые выступали в роли импровизированных пресс-форм. По ним также вручную выколачивались и панели кузова.

Для изготовления этих деталей применялся специальный стальной лист, толщиной всего 0,7 мм. Поскольку при таком способе неизбежны ошибки, то форму и сечение многих силовых элементов (например, лонжеронов несущего кузова) подбирали экспериментальным путем.

Продолжение следует

Несмотря на то, что ЗАЗ-970 «Точило» не стал массово выпускаться, чуть позже на его основе была разработана целая серия автомобилей, которые отличались модификацией кузова, внешнего вида и даже силовыми агрегатами. Стоит отметить, что еще на этапе разработки конструкторы автомобильного завода ЗАЗ планировали создать грузовичок, который бы помог доставлять продукты питания в небольшие населенные пункты. Так же его предназначалось дать в помощь коммунальным службами и ремонтникам. Но в итоге грузовик «Точило» был заменен на целую серию авто 970 модели.

Кстати, несмотря на то, что мощность у «Точило» была мала для его конструкции, силовой агрегат, как и коробка передач, были серийными. И даже такая малая мощность позволяла другим серийным автомобилям модели 970 разводить продукты питания по населенным пунктам вполне спокойно, хотя движок разгонял полностью нагруженный фургон всего до 70 километров в час. А расход топлива на сто километров пути был почти 8 литров!

Уже двумя годами позже после того, как был создан первый ЗАЗ-970 «Точило», конструкторы завода включили в серия целый мини-автобус, который имел аж несколько рядов пассажирских мест. При этом салон такого автобуса имел не только отдельную дверь для входа и выхода, но и люк для вентиляции.

Двигатель ЗАЗ-970

Двигатель 970-го был V-образный 900-кубовый 27-сильный мотор от модернизированного 965-го с индексом «А». Который, кстати, на стадии становления использовался для перспективного «ушастика» ЗАЗ-966. Коробка передач тоже стояла серийная.

фотография ЗАЗ-970 «Целина»

Запорожские грузовички имели с «параллельным» 966-м однотипную независимую подвеску всех колес: спереди торсионную, сзади пружинную. При создании грузового семейства инженеры, что называется, вошли в раж, поэтому в разработке оказались не только заднеприводные машины, но и их двойники с колесной формулой 4х4, имеющие индекс «971». И при этом семейство могло похвастать тремя типами кузова: цельнометаллическим (970Б/971Б), грузопассажирским (970В/971В) и грузовой платформой (970Г/971Г).

Габариты малотоннажника определялись такими цифрами: длина 3400 мм, ширина 1320 мм, высота 1650 мм. Грузоподъемность машин составляла 350 кг. Объем грузового отсека у фургона с двумя членами экипажа равнялся 2,5 куб. м.

Расположенный сзади мотор ограничивал доступ через небольшую заднюю дверь. Поэтому погрузочно-разгрузочные работы преимущественно производились с правой стороны, через двустворчатую дверь шириной целых 94 см. Погрузочная высота заставляла напрягаться при подъеме поклажи, т.к. составляла практически полметра.

фотография ЗАЗ-970 «Целина»

Шестиместный микроавтобус имел складные сиденья второго и третьего рядов. И поэтому отличался повышенной практичностью и универсальностью. С четырьмя пассажирами его грузоподъемность составляла 175 кг. Как и у фургона, у грузопассажирской версии двигатель «присутствовал» в салоне довольно ощутимо, вследствие чего сиденья третьего ряда были раздельными. И размещены на удалении друг от друга, потому что между ними находился сервисный люк для ревизии мотора.

фотография ЗАЗ-970 «Целина»

В отличие от сугубо функционального фургона, в микроавтобусе был предусмотрен вентиляционный люк в крыше. Своеобразные пикапы ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели открытые грузовые платформы (которые могли снабжаться брезентовым тентом) и предназначались для транспортировки пары человек и 400 кг груза в таре.
    Любопытно, что и у этого варианта сбоку были распашные дверцы. Только низкие, высотой с грузовой борт. После всесторонних испытаний на «натуральном полигоне» в окрестностях Запорожья, которые закончились положительными результатами, и доработок у машины появилось немало поклонников. В том числе и среди потенциальных покупателей — директоров различных организаций народного хозяйства.
    Маломощный мотор мог разогнать груженую машину всего лишь до 70 км/ч, однако для экспедиторской городской развозки товаров это было вполне приемлемо. К тому же грузовой ЗАЗ мог похвастать скромным аппетитом, порядка 7,5 л.

фотография ЗАЗ-970 «Целина»

В 1962 году появились два полноприводные прототипы ЗАЗ-971Д, имели примитивный кузов с тентованной верхом (типа ЛуАЗ). Крутящий момент к передним колесам передавался приводным валом, который находился в трубе и шліцевою муфтой соединялся с главной передачей передней оси. Благодаря отработанным на 971Д конструктивным решением были созданы полноприводные модификации 970-ого семейства. Они отличались необычайной проходимостью, однако расход топлива достигала 15 л/100 км (при 887 см3 двигателе).

В грузопассажирском ЗАЗ-970В при сложенных двух задних сиденьях можно было перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах — 350 кг. Как и у фургона, двигатель «съедал» пространство в салоне, отчего два сиденья третьего ряда располагались на заметном друг от друга расстоянии — между ними располагался люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне «микроавтобус» был вентиляционный люк на крыше, и только одна дверь для пассажиров.

Пикап ЗАЗ-970Г грузоподъемностью 400 кг имел открытую платформу (1240×1400 мм, или учитывая место над двигателем — 1820×1400 мм), с левой стороны у которой были двустворчатые двери шириной 940 мм. Погрузочная высота платформы, как и у фургона — 500 мм. На ниши, под которой располагался двигатель, имелся люк для его обслуживания.

Несколько автомобилей были рекрутированы на предприятия Москвы, где также получили благоприятные отзывы. Лишь специфическая схема размещения двигателя, со всеми вытекающими отсюда последствиями, смущала заказчиков. С этой мелочью народ готов был мириться, но…завод не мог освоить выпуск двух моделей одновременно. Предпочтения отдали плановому 966-му, а «внебрачный» проект 970 был закрыт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: