Вечные «жигули»: история и факты

Этот день в истории: 1970 год — начато серийное производство ВАЗ-2101

9 сентября 1970 года на Волжском автомобильном заводе в Тольятти начался серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101 — с конвейера сошли первые серийные «копейки». Модель оказалась такой удачной, что в итоге побила все рекорды долголетия — ее выпуск на ВАЗе фактически продолжался следующие 42 года.

Началом истории ВАЗа можно считать 16 августа 1966 года. В этот день в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей.

В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102) и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

Правда, в рамках контракта советская сторона потребовала внести в конструкцию ряд значительных изменений, с учетом состояния отечественных дорог. Был увеличен дорожный просвет (для чего пришлось отказаться от нижневального двигателя), а также модернизированы ходовая часть и трансмиссия.

В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. Стоит отметить, что такая «русификация» модели оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в начале сентября. 9 сентября с него начали сходить первые серийные «Жигули».

До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

Что касается самого названия «Жигули», то его история обросла легендами. Достоверно известно, что к началу массового выпуска автомобилей это слово уже прочно закрепилось за продукцией ВАЗа. Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года.

Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, это название было предложено конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Эта версия кажется более убедительной, так как примерно в то же время это название было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова.

ВАЗ-2101 стал настоящим лицом советского автопрома. Его выпуск продолжался так долго, что за это время к нему успело приклеиться сразу два народных прозвища. Сначала его называли «единичкой», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейкой».

Заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10 путешествиям из Москвы во Владивосток.

Есть случаи, когда автомобили ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин — от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар».

За все время производства (с 1970 по 1988 год) АвтоВАЗ выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан. Однако это не стало концом истории «копейки». На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое классическое семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.

Также в этот день:

1999 год — теракт на улице Гурьянова в Москве

1913 год — Петр Нестеров выполнил в небе «мертвую петлю»

1776 год — Объединенные колонии переименованы в США

ВАЗ — это… Что такое ВАЗ?

  • ВАЗ — виброакустическая защита Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ВАЗ Волховский алюминиевый завод ВАЗ ВгАЗ Волгоградский алюминиевый … Словарь сокращений и аббревиатур
  • ВАЗ- — Волжский автомобильный завод ранее: Ордена Трудового Красного Знамени Волжский автомобильный завод имени 50 летия СССР после: АвтоВАЗ авто, в маркировке ВАЗ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника,… … Словарь сокращений и аббревиатур
  • ваз — жигуль, жигули Словарь русских синонимов. ваз сущ., кол во синонимов: 4 • автомобиль (369) • жигули … Словарь синонимов
  • ВАЗ — I м. Волжский автомобильный завод. II м. Легковой автомобиль марки Жигули разных моделей, выпускаемый Волжским автозаводом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • ВАЗ — 1) Волжский автомобильный завод; 2) название всего семейства а/м этого завода. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
  • ВАЗ — ВАЗ, а (завод и автомобиль) … Русский орфографический словарь
  • ваз — ВАЗа; м. 1. Буквенное сокращение: Волжский автомобильный завод. 2. Автомобиль этого завода. ◁ Вазовский, ая, ое … Энциклопедический словарь
  • ВАЗ — Всемирная Ассамблея Здравоохранения Высший руководящий орган ВОЗ. Тематики производство лекарственных средств Обобщающие термины аббревиатура (в сфере обращения лекарственных средств, в печатных изданиях и нормативных… … Справочник технического переводчика
  • ВАЗ — Координаты: 53°33′24″ с. ш. 49°15′33.3″ в. д. / 53.556667° с. ш. 49.25925° в. д. … Википедия
  • ВАЗ-ТВ — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту, исправив текст согласно стилистическим рекомендациям Википедии … Википедия

dic.academic.ru

В Москве есть памятник народному автомобилю

Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца организовывают фан-клубы и даже устанавливают памятники народному автомобилю. Один такой появился и в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.

Модификация — это не модель

Третья и четвёртая цифры в обозначении соответствуют номеру модели автомобиля. У ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011 эти третья и четвёртая цифры совпадают — 01. Это одна и та же модель, первая модель завода АвтоВАЗ. Классическая «копейка». Шестая цифра служит для обозначения модификации, то есть ВАЗ 21011 — это первая модификация первой модели АвтоВАЗа. Граница между пониманием обновлённой машины как новой модели или новой модификации довольно условна. Новый двигатель и прорези в передке корпуса у 21011 — это модификация. А новый двигатель и сдвоенные фары — это уже новая модель ВАЗ 2103.

Разница между ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011 состоит, прежде всего, в том, что «одиннадцатая» получила новый мотор. Экстерьерный тюнинг ВАЗ 21011 и обновлённый салон играли второстепенную роль. Пользуясь тем, что, в отличие от Фиата 124, двигатель ВАЗ 2101 имел увеличенное расстояние между осями цилиндров, конструкторы увеличили диаметр камер сгорания с 76 до 79 миллиметров.

Технические характеристики Улучшения
рабочий объём вырос с 1200 до 1300 куб. см;
мощность возросла с 64 до 69 л. с.;
разгон до сотни уменьшился на 2 сек.

Двигатель получился настолько удачным, что пережил модификацию, для которой был разработан. До середины девяностых сохраняла своё место на конвейере популярная модификация «шестёрки» ВАЗ 21063, на которую ставился именно 1300-кубовый мотор 21011. Этот же мотор послужил основой разработки двигателя ВАЗ 2105. Он получил ремённый привод газораспределительного механизма, а в остальном повторял тот же самый двигатель от ВАЗ 21011.

Первое впечатление о ВАЗ-21011

Появление на наших дорогах первых ВАЗ-2101, выпущенных только что построенным Волжским автозаводом, стало заметным событием: по просторам страны побежала самая настоящая иномарка, разительно отличавшаяся от всех отечественных автомобилей. Чем «копейка» была лучше советских машин, одним словом описать невозможно. Самая красивая? Но «Москвич-412» с его прямоугольными фарами выглядел не менее эффектно и современно. Самая комфортабельная? Но «Волга» ГАЗ-24, появившаяся почти одновременно с ВАЗ-2101, по уровню комфорта явно превосходила тольяттинскую малолитражку. При этом «ноль первая» не могла похвастаться ни проходимостью ГАЗ-69, ни неприхотливостью и экономичностью «Запорожцев».И все же не только «происхождение» ВАЗ-2101 заставляло опытных автомобилистов восхищенно цокать языком. В первую очередь эту машину отличала культура конструкции, ориентированной на удобство водителя и пассажиров. После наших легковушек с их тряской, ревом и грохотом, «Жигули» казались воплощением внеземных технологий. И не случайно счастливые обладатели первых «копеек» поначалу частенько попадали в аварии, не вписываясь в повороты: водители не чувствовали скорости, которая в реальности была выше, чем казалась.Вот как описывает свои впечатления от первого знакомства с «копейкой» один из ведущих испытателей Волжского автозавода Вадим Котляров: «К тому времени автомобиль ФИАТ-124Р (российский) уже окончательно обрел черты прославленного в будущем ВАЗ-2101. Сказать, что он произвел на меня впечатление, значит не сказать ничего. Он буквально ошеломил. Внешним видом и интерьером. Удобством посадки и управления. Конструктивным уровнем. Короче, всем.По роду службы мне уже доводилось весьма тесно соприкоснуться с отечественной легковой техникой — «Москвичами» и «Волгами», которые знал не понаслышке. Не видя ничего слаще морковки, мы искренне считали их вполне достойными авто. Пока вплотную не познакомились с Фиатом. И каким же, увы, убогим показался нам тогда уровень отечественного автопрома. Да он, собственно, таким и был на деле. Общий уровень исполнения автомобиля был настолько высоким, что напрочь затмевал все его мелкие недочеты (крупных по большому счету просто не было)».

Массовое производство ВАЗ-2101 началось в 1970 году, а уже в 1971-м главный конструктор Волжского автозавода В. С. Соловьев поставил перед художниками задачу подготовить варианты обновления внешности машины. Трудно сказать, чего в этом было больше — дальновидности или перестраховки. Титул «Автомобиль года» FIAT-124 завоевал в 1966 году, однако его дизайн в начале 70-х нельзя было назвать устаревшим, поэтому об «омоложении» думать было рано, а о радикальной модернизации кузова базовой модели не могло быть и речи. Заключенный с итальянцами договор предусматривал освоение «автомобиля №1» (впоследствии ВАЗ-2101) и его люксовой версии, «автомобиля №2»

(впоследствии ВAЗ-2103), а также универсала на базе «автомобиля №1». Как следствие, в начале 70-х годов все заводские подразделения были заняты освоением моделей, изначально запланированных совместным проектом. В 1971 году началось серийное производство универсала ВАЗ-2102, в 1973-м — ВAЗ-2103. Кстати, с точки зрения экстерьера «ноль третья» сама по себе являлась облагороженной версией «ноль первого» кузова. Изначально итальянцы в качестве прототипа «автомобиля №2» намеревались предложить FIAT-125, стилистически близкий FIAT-124, но построенный на другой платформе и имевший иную архитектуру кузова. Однако советская сторона настояла на создании версии, максимально унифицированной по конструкции с базовой, поэтому ВAЗ-2103 смело можно считать именно люксовой версией «копейки».У конструкторско-экспериментально-го отдела Волжского автозавода были и собственные амбиции. Еще в 1969 году стартовал проект «1101», целью которого являлось создание переднеприводной микролитражки (много лет спустя таким автомобилем стала запорожская «Таврия»), а в начале 1971 года в план перспективных разработок вошел полноприводник оригинальной конструкции (впоследствии ВАЗ-2121 «Нива). Словом, у предприятия хватало хлопот — и текущих, и с прицелом на будущее.

Тем не менее, в 1971 году дизайнеры Владислав Пашко и Владимир Антипин начали работать над обновлением облика ВАЗ-2101 и почти сразу же зашли в тупик. «Итальянец» покорно сносил все эксперименты советских стилистов, но лучше не становился.

История автомобиля

Созданию “2101” предшествовала целая цепь организационно – технических мероприятий, от основания самого завода, до сотрудничества с различными иностранными фирмами и в первую очередь с итальянским заводом FIAT.

Именно FIAT 124, который был признан самым востребованным, должен был стать прообразом нового советского автомобиля. Но в процессе разработки новой концепции и тестирования FIAT 124, было выявлено несоответствие технических характеристик последнего условиям дорог в советском союзе:

  • При интенсивном использовании кузов и слабая подвеска не обеспечивали нужной прочности;
  • Клиренс был занижен и не соответствовал требованию бездорожья;
  • Отсутствовали элементы обеспечивающие буксировку машины при поломке в дороге.

В рамках тесного сотрудничества итальянские инженеры принимали активное участие в разработках новой модели и было осуществлено более восьмисот изменений. Например:

  • Задние колёса получили барабанные тормоза, подходящие для плохих дорог;
  • Полностью изменена конструкция задней подвески;
  • Передняя подвеска была усилена;
  • Усилено сцепление и улучшена работа синхронизаторов коробки передач “2101”;
  • Салон мог становиться спальным, благодаря трансформации кресел;
  • Был установлен новый верхневальный двигатель.

В итоге в новом авто от итальянского остался только внешний вид. Испытания проведённые с первыми шестью машинами показали надёжность и хорошую проходимость, поэтому последующие доработки были небольшими.

2101 – получил официальное название “Жигули” по названию небольших гор за Волгой неподалёку от автозавода, который расположился в городе Тольятти. Народ же дал машине простое, уважительное, запоминающееся имя “единичка”. Позднее в 80 годах, на фоне снижения престижности, она получила название “копейка”. Годы выпуска: 1970 – 1982. Всего за это время выпущено более 2, 7 млн. экземпляров.

Уверенная поступь социализма

Идея о том, что стране необходим большой автомобильный завод, появилась в 1960-е годы, и родилась она на самом верху. Впервые с таким предложением выступил председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. У части советских людей скопилось большое количество денег, которые не обеспечивались товарами. Власти пришли к выводу, что массовый автомобиль частично решит эту проблему. Была ещё и надежда, что машина будет пользоваться спросом за рубежом, что позволит укрепить валютные запасы.

Первая машина ВАЗ-2101

Поиски партнёров шли непросто, но в результате государственное дело доверили итальянскому концерну Fiat («Фиат»). Его условия оказались самыми выгодными, а ещё положительную роль сыграл тот факт, что в 1966 году «Фиат-124» стал лучшим автомобилем в Европе. Был и ещё один фактор, очень важный в те годы

В Италии всегда было сильное левое движение, особенные симпатии связывали коммунистов обеих стран, и это тоже сыграло роль при определении исполнителя важного правительственного заказа

Как и положено, сначала в 1966 году ЦК КПСС и советское правительство приняли необходимое решение, а через год, в 1967 году, в Москве был подписан контракт с итальянскими бизнесменами. Концерн «Фиат» должен был создать в Тольятти автозавод с полным производственным циклом. Примечательно, что для стройки выбрали именно этот город. Ранее он носил имя Ставрополь-на-Волге, а в 1964 году был переименован и стал носить имя скончавшегося лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

Вид на салон

3 января 1967 года началось строительство Волжского автозавода, ставшего Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи молодых людей всего за два года подготовили завод к эксплуатации. Многие строители по окончании стройки стали в дальнейшем автосборщиками. Оборудование для ВАЗа поставили 844 отечественных завода и 900 заводов социалистических стран, а также фирмы Италии, ФРГ, Франции, Англии и других стран.

В результате завод в Тольятти стал самым современным и передовым в СССР, неплох он был и по европейским меркам. Планы у вазовцев были гигантскими – 600 тысяч машин в год. Правда, этого всё равно оказалось мало. Дефицит личных автомобилей в СССР остался. За машиной надо было отстоять в очереди лет 5, да и цена (первоначально 5500 рублей, потом её регулярно повышали «по просьбам трудящихся») кусалась.

Тем не менее 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», а 9 сентября того же года началось массовое производство отечественного автомобиля.

Существующие модификации копейки

Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических.

ВАЗ- 2101. Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.

ВАЗ-21011. Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра. Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора. Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.

ВАЗ-21013. Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013. Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества. В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин. Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.

ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей. В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса. Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.

ВАЗ-2101 пикап. Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода. Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг. Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».

«Лимузин» ВАЗ 2101. Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.

Интерьер

ВАЗ-2101 2021 существенно изменила не только железную начинку, но и стиль внутреннего оформления. Убранство салона напоминает лучших представителей pony car.

По предварительным отзывам, интерьер новинки будет сочетать в себе элементы роскоши и минималистичные черты, но особого шика внутри не будет. Поэтому купить ее при желании смогут не только богатые люди. Например, ухоженный вид обретет приборная панель: конструкторы оставят на ней лишь самые необходимые водителю во время езды вещи.

Сильно преобразится рулевое колесо ВАЗ-2101: оно станет многофункциональным, что существенно облегчит управление. Появится также навороченная система мультимедиа. Но вот конкретной информации на счет этого, естественно, пока что нет.

Что касается кресел, суперкомфортными и шикарными они не станут, но в целом, сидя в ВАЗ-2101 2021 года, вы получите позитивные эмоции от путешествия. В салоне воплотятся и другие свежие дизайнерские решения.

Технические характеристики новой «Копейки» ВАЗ-2101 «Жигули» 2017 известны уже сегодня. Правда, не подтверждены официально, а по фото сказать об этом сложно.

Так, нам обещают вырабатываемую мощность в идеале до 200 лошадиных сил. По отзывам автовладельцев, это немалое достижение, еще один аргумент в пользу того, чтобы купить новинку.

Расход топлива ВАЗ-2101 благодаря установленным двигателям будет составлять примерно 4,5 и 6 литров на 100 километров, в зависимости от интенсивности пути.

А теперь — универсал!

На следующий год началось производство универсала ВАЗ‑2102. «Двушка» внешне тоже была копией «итальянки» Fiat 124 Familiare, а технически полностью повторяла 2101.

ВАЗ-2102 (1971–1986). Через год после запуска производства ВАЗ‑2101 появилась «двушка». Универсал, как и базовый седан, был почти точной копией «итальянца» Fiat‑124 Familiare.

ВАЗ-2102 (1971–1986). Через год после запуска производства ВАЗ‑2101 появилась «двушка». Универсал, как и базовый седан, был почти точной копией «итальянца» Fiat‑124 Familiare.

«Двушка» — наименее многочисленная из жигулевского семейства и, одновременно, самый массовый советский универсал тех лет. Ведь раньше заполучить «вагон» в личное пользование было практически невозможно — Волги и Москвичи уходили в госсектор, да и производились мизерными партиями. Так «двушка» стала заветной мечтой всех советских дачников. Смотришь на её безразмерные закрома, и становится смешно от того, какие сегодня универсалы. Порог — на уровне коленей, а проем такой, что можно запихнуть шкаф или холодильник. Эталон!

На заднем диване довольно удобно. Его можно было сложить, чтобы использовать объем салона для перевозки грузов.

На заднем диване довольно удобно. Его можно было сложить, чтобы использовать объем салона для перевозки грузов.

Очень большой багажник правильной формы. Порог низкий, а вертикальные фары позволили максимально увеличить ширину проёма.

Очень большой багажник правильной формы. Порог низкий, а вертикальные фары позволили максимально увеличить ширину проёма.

ВАЗ‑2102 стал первым массовым универсалом в Советском Союзе. И был настоящей мечтой дачников и автопутешественников. На крыше хорошо видны выштамповки, увеличивающие жёсткость.

ВАЗ‑2102 стал первым массовым универсалом в Советском Союзе. И был настоящей мечтой дачников и автопутешественников. На крыше хорошо видны выштамповки, увеличивающие жёсткость.

Электроклуб

Сколько было модификаций у Жигулей, не счесть. Одна из самых интересных — ВАЗ‑2801. Настоящий электромобиль на базе ВАЗ‑2102. В 1980–81 годах собрали опытную партию из 47 «электричек». Большая часть машин эксплуатировалась в Тольятти и в Москве (например, на 34‑м автокомбинате). Остальные — в Киеве, Запорожье и Крыму. Это был грузопассажирский фургон. Вместо задних дверей лючки для доступа к аккумуляторным батареям. Для равномерного распределения массы тяжелых никель-цинковых батарей в кузов была интегрирована специальная алюминиевая рама. После опытной партии планировалось мелкосерийное производство. Но проект свернули.

Скоро выйдет продолжение, заходите почаще!

Прочитать историю Жигулей полностью можно в апрельском выпуске журнала «За рулем».

Редакция «За рулем» выражает благодарность администрации «Автомузей Моторы Октября» за помощь в организации съёмки. А также Дмитрию Соловьёву, Илье Чистову, Алексею Лыскину, Сергею Беляеву, Кириллу Симонову, Денису Изотову и Станиславу Гейибову за предоставленные автомобили.

«Копейка», «двушка», «электричка»… Все семейство Жигулей к юбилею ВАЗ-2101

Основные производства и дочерние компании

В ходе своей деятельности завод открывал сборочно-кузовные, опытно-промышленные производства.

Основными из них к 2014 году были:

  • Белебеевский завод «Автонормаль». Находясь в Башкортостане, предприятие выпускало крепежные изделия для внутреннего рынка страны.
  • «Димитровградский автоагрегатный завод». Здесь в цехах производили автокомпоненты.
  • «Скопинский автоагрегатный завод». Автозапчасти, выпускаемые предприятием, шли на отечественный и зарубежный рынки.
  • «АвтоВАЗагрегат». Поставлял на «ВАЗ» узлы и детали.
  • ТЭЦ «Волжского автозавода». Станция покрывает потребности автогиганта в энергоресурсах.

«АвтоВАЗагрегат»

Во времена приватизации все производства стали акционерными обществами.

Список дочерних и зависимых предприятий «АвтоВАЗа» значительно длиннее. Сфера деятельности: продажа автомобилей, гарантийное обслуживание и ремонт, реализация запасных частей, финансовые операции по предоставлению ссуд, сдача недвижимости в аренду, прочая коммерческая деятельность.

Наиболее известны: «Лада Спорт» (занимается производством спортивных машин) и «АвтоВАЗ КПП» (специализируется на коробках передач для тольяттинского предприятия).

Экспорт автомобилей «ВАЗ»

Поставка продукции «Волжского автозавода» за рубеж началась сразу, как только первые машины стали покидать конвейеры. Название и значок «Лада» тогда применяли только к экспортным вариантам.

Автомобили были современными, хорошо адаптированными к снежным зимам, поэтому пользовались спросом в странах Скандинавии и Западной Европы. Отлично зарекомендовала себя полноприводная «Нива». У этой редкой машины долгое время не было европейских аналогов.

Экспорт автомобилей «ВАЗ»

Волжские авто, которые украшала эмблема «ВАЗ», колесили по дорогам всего мира. К 1990 году четверть производимых автомобилей уходила на экспорт.

В 1995 году за границу пошли машинокомплекты, из которых в Финляндии собирали «ВАЗ-21093». Эту же модель с 2000 года стали производить в трех городах Украины. В Египте с конвейера сходила Lada 2107.

Сейчас 90% экспорта автомобилей приходится на страны СНГ, 3-5% машин уходят в Европу, 1,5-2% — в Африку и Латинскую Америку. В перспективе – рынки Азербайджана, Белоруссии, европейских стран, Африки.

Общая оценка автомобиля

У специалистов сложилось положительное мнение о качестве транспортного средства ВАЗ-2101. В советском автопроме производство «Жигулей» стало настоящим прорывом для заводов, которое подняло все технологии на новый уровень. Этот флагман отлично показал себя при вождении как для опытных водителей, так и для новичков, которые только обзавелись правами на транспорт.

Отечественные водители впервые столкнулись с машиной, которая могла работать достаточно тихо, обладала экономичным расходом топлива, а также хорошо обогревала салон в холодное время года. Конечно, эти преимущества были бы невозможными без заимствования технических новинок у итальянских коллег. Выпуск таких машин позволил многого добиться для «копейки».

Водителей очень привлекала возможность, при которой в зимний период машина ВАЗ-2101 могла без проблем завестись. Раньше для этого тратилось много времени, используя паяльную лампу, а также горячую воду в ведре, но «копейка» могла начать активную работу даже без использования стартёра. Это было возможным при работе Weber 32 DCR — карбюратора от Fiat на две камеры. Чуть позже они активно продавались в СССР под названием их модификации ДААЗ-2101.

Появление «копейки» стало успехом для всего Союза. В то время нужно было продемонстрировать возможности отечественного производства и также доказать его значимость. Именно выпуск этой линейки автомобилей сделал бренд известным на весь мир. И по сегодняшнее время эти машины активно присутствуют на наших дорогах.

Сегодня автомобильные компании делают большую ставку на современные технологии. Они используют всё новые решения, чтобы упростить работу водителя. Но многие забыли о качестве сборки, которым известны «Жигули». По этой причине многие люди до сих пор используют старые и проверенные «копейки».

Контролирующие органы

При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:

  1. Управлением по архитектуре и градостроительству.
  2. Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
  3. Управлением по энергонадзору.
  4. ГИБДД.
  5. Управлением противопожарной службы (ГПН).
  6. Роспотребнадзором (СЭС).

Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:

  • качества услуг;
  • скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
  • пожарной безопасности (ПБ).

И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:

  • архитектуре АЗС;
  • выбору территории;
  • зданиям и сооружениям;
  • оборудованию;
  • системе безопасности.

Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.

Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.

Волжский Автомобильный Завод

Правительство Советского Союза долго и тщательно
подбирало и анализировало место постройки нового автомобильного завода.
Выбор пал на город Ставрополь-на-Волге (расположен в среднем течении реки Волги на её левом
берегу в 70 км вверх по течению от Самары). Город впоследствии был перименован в Тольятти.
    Между СССР и компанией Fiat была договоренность по которой итальянцы
спроектируют и полностью оснастят завод по производству легковых автомобилей.
Окончательный договор подписали 15 августа 1966 года. По этому договору итальянская
сторона обязалась наладить производство трех моделей легковых автомобилей —
«Норма», «Универсал» и «Люкс».

Модификации

Модель имела несколько разновидностей. Некоторые из усовершенствований носили характер универсальной оптимизации, некоторые были предназначены для конкретных групп потребителей.

Отличия моделей:

  1. 2101. Модель номер один имела двигатель 1,2 литра. Особенность бампера — «клыки», были убраны на последующих вариациях и заменены на резиновые прокладки, которые были расположены периметру. Фонарь заднего хода находился под бампером. В следующих моделях размещался выше. Наружное зеркало заднего вида монтировалось на крыле, на последующих — на двери со стороны водителя.
  2. 21011. Двигатель был заменен на 69-сильный, то есть более мощный. Объем двигателя 1,3 л. В целях безопасности был установлен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. Наибольшее количество изменений коснулось кузова и салона. Решетка радиатора была выполнена с большими зазорами, что было предназначено для улучшения притока воздуха к системе охлаждения. Появились вытяжные отверстия для салонной вентиляции. Добавилось оснащение полноценным фонарем заднего хода. Также были заменены передние сиденья на улучшенную модификацию. Автомобиль имел множество косметических изменений интерьера.
  3. 21012. Праворульная модификация автомобилей, предназначенных для экспорта, соответственно, в страны с левосторонним движением. Основное отличие заключалось в усилении пружинной подвески. Элементы управления, по сравнению с леворульными, создавали большую нагрузку на правую сторону, то есть изменили соотношение массы левой и правой сторон машины.
  4. 21013. Экспортная единичка с двигателем как в первой модели — 1,2 л. Получила также и экспортное название Lada, что было связано с трудностью произношения иностранцами оригинального названия марки авто.
  5. 21014. Также праворульная, с таким же усилением, как и в 21012 модели.
  6. 21015. Модификация для милиции, также носившая наименование «Карат». Таким службам требовались преимущества перед обычными автовладельцами, поэтом двигатель здесь был мощнее (1,6 л), машина оборудовалась дополнительным бензобаком, усиленной задней подвеской. Также в модели присутствовали крепления для установки соответствующего оборудования. Выпускалась в ограниченном количестве.
  7. 21016. Вариация имела общий вид от 2101, при этом двигатель устанавливался от 21011 (1,3 л)
  8. 21018. Малосерийная версия. Устанавливался роторный двигатель ВАЗ-311 (одна секция).
  9. 21019. Также малосерийная версия и более мощным роторным двигателем ВАЗ-411 (двухсекционным).
  10. 2101-94. Комплектовалась двигателем 1,5л, авто пошло в серии и предназначалось в основном для милиции, также использовалось более серьезными спецслужбами.

Семейство Lada получила свое имя благодаря тому, что для некоторых иностранцев слово «Жигули» оказалось труднопроизносимым, а для некоторых имело неблагоприятный подтекст.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: