Grid girls в автоспорте: как они появились и почему больше не в моде
Быстрые машины, смелые гонщики, красивые девушки… Практически полвека такое сочетание всех устраивало, но последние сезоны в автоспорте есть тенденция на отмену «девушек на стартовой решетке». Собственно, в F1 их отменили почти три года назад. Разбираемся, в чем причина – сексизм, чья-то прихоть или просто бизнес и ничего личного.
Автору этой статьи посчастливилось поддерживать общение с четырьмя прекрасными девушками, которые в разные годы работали grid girls на Гран-при России в «Формуле-1». Строгий отбор, прописанный регламент поведения, уважительное отношение и соблюдение всех правил приличия – репутация в автоспорте превыше всего, и если в ряде других сфер модельный бизнес часто сопряжен с трудностями, а иногда даже с опасностями (о чем автору статьи также известно, как говорится, из первых уст), то в случае с grid girls речь идет исключительно о профессионалах своего дела. Почему же последние сезоны девушек последовательно убирают со стартовой решетки, организации феминисток и так называемые сообщества «борцов за права человека» голосуют за отмену «эксплуатации женского тела», хотя самих девушек и спортсменов все устраивает? Будем разбираться!
Откуда появились grid girls?
Существует официальная и, скажем так, «житейская» версия происхождения девушек на стартовой решетке.
Официальная версия гласит: однажды в конце шестидесятых годов японскую модель и актрису Розу Огаву пригласили сопроводить своего супруга, гонщика Минору Каваи (тоже японца, как нетрудно догадаться), на подиум.
Минору в то время сотрудничал с компанией Toyota и представлял ее интересы, а японские СМИ внимательно следили за выступлениями пилота. В итоге, нефтяная компания Cosmo Oil настолько впечатлилась сочетанием Розы и автомобильного антуража, что пригласила ее стать рекламным лицом марки бензина.
К сожалению, Минору погиб на трассе Сузука в 1970 году, но легенда гласит: именно с Розы началась история «гоночных королев», как их называют в Японии, и потом идея уже пришла в «Формулу-1» и европейский автоспорт.
Команда Lotus выступила первопроходцем идеи – в то время коллектив ездил по миру вместе с титульным спонсором John Player Special (JPS), а вместе с ними – ряд моделей, которых активно использовали в продвижении бренда. Затем произошел очередной всплеск grid-активности, и окончательную «интеграцию» grid girls с миром спорта завершил легендарный Пол Ньюман.
Киноактер, звезда американского кино – его называли одним из «столпов Голливуда» – был еще и автогонщиком!
В 1979 году Пол вышел на старт легендарной гонки «24 часа Ле-Мана», где его экипаж на всех фотосессиях неизменно окружала толпа красивых девушек Hawaiian tropic. Кстати говоря, эта традиция дожила до XXI века!
С тех пор почти все ведущие автоспортивные серии переняли практику приглашать девушек-моделей на свои мероприятия. При этом девушек принято делить на podium girls, promo girls, и тех, кто держит табличку на стартовой решетке, как раз grid girls.
Это была официальная версия появления grid girls. Если же смотреть со стороны на развитие автоспорта, то становится очевидно, что девушки всегда присутствовали рядом с гонщиками, особенно в более ранние времена.
Во-первых, как минимум, жены и подруги пилотов очень часто предпочитали находиться рядом с ними. Уже в 1966 году на гонках «24 часа Ле-Мана» или в начале семидесятых годов в «Формуле-1» можно было увидеть огромное количество прекрасных дам, да и награждения гонщиков часто проводились в присутствии красивых девушек. Вспомнить только Джеймса Ханта и все рекламные контракты девушек-моделей рядом с ним.
Во-вторых, нужно учесть тот факт, что автоспорт лишь в последние годы начинает менять гендерную принадлежность — раньше считалось традицией, когда девушки (женщины) провожали молодых людей (мужчин) на очередную гонку, в некотором роде это должно было приносить им удачу. Схему «рыцарь – дама» никто не отменял. Поэтому рассматривать grid girls как некий прорыв женщин в традициях автоспорта достаточно странно. Скорее надо говорить о формализации, ведь девушки на стартовой решетке являлись отличной рекламой автоспортивной серии, да и сами представляли различных спонсоров.
«Формула-1» ввела grid girls на постоянной основе в привычном нам смысле только в восьмидесятых годах, и широкое распространение практика «девушек с табличками» приобрела только в начале девяностых годов прошлого века, когда Макс Мосли стал президентом «ФИА», а Берни Экклстоун искал любые способы коммерческого расширения автоспорта.
Просто красивая девушка где-то в паддоке не привлекала бы столько внимания, как красивая девушка в специальном наряде с рекламой спонсоров на привлекательных частях тела, да еще и с табличкой, на которой указан номер гонщика.
В XXI веке сексуальная составляющая grid girls в значительной степени сократилась, уступив место национальным нарядам и став очень красивой традицией.
Справедливости ради, если говорить о гонках конца девяностых, то вы могли увидеть девушку с юбкой или платьем уровнем не выше неприличного места, которая еле удерживалась на стартовой решетке, дабы не показать больше, чем может в себя вместить телевизионная трансляция.
Но если мы ведем разговор о последнем десятилетии, grid girls спокойно существовали как в европейских странах и США, так и в ряде мусульманских стран с куда более суровыми порядками, где девушки просто строже одевались. Поэтому называть причиной отмены grid girls эксплуатацию женского тела, пропаганду сексизма и потребительское отношение к женщинам никак нельзя. Так в чем же все-таки дело?