Пневмовентиль Ду-80
Ду-80 предназначен для дистанционного (ручного) заполнения водой цистерны и подачи огнетушащего вещества к лафетному стволу.
Устройство
: 1- маховик; 2- шпиндель; 3 — крышка;,4- пружина; 5, 9- гайка; 6- цилиндр; 7, 10- кольцо; 8- поршень; 11- проставка; 12- пробка; 13- шток; 14- золотник; 15- корпус коллектора насоса.
Чтобы избежать гидравлического удара
на насосе управление пневмовентилем осуществляется черезгидрозамедлитель.Устройство:
1- трубопровод; 2- золотник; 3- пружина; 4- седло; 5- обратный клапан в сборе; 6- щуп; 7- контргайка; 8- перегородка; 9- корпус; 10- пробка; 11- бачок масляный.
Распределительный клапан
предназначен для подачи воды в цистерну или на лафетный ствол.
Устройство:
1- патрубок; 2,4- седло; 3- заслонка; 5- корпус; 6- манжета; 7- гайка; 8- цилиндр; 9- кольцо уплотнительное; 10- диск; 11- крышка; 12- пробка; 13- масленка.
Колонка управления с золотниками
установлена в кабине боевого расчета для управления клапанами Ду-32, Ду-80 и распределительным, с целью подачи воды или ВМП через лафетный ствол, как в стационарном режиме так и при движении.
Разобщительный кран
предназначен для отключения пневмосистемы управления клапанами (находится за сиденьем командира отделения).
Ограничительный клапан
предназначен для поддержания необходимого давления в пневмосистеме тормозов (при не герметичности системы управления клапанами).
Схема водопенных коммуникаций.
- давление в пневмосистеме тормозов не менее 5,5 атмосфер
предварительная подготовка Ду-32 иДу-80 (выбор свободного хода)
возможность ручного управления за исключением распределительного клапана
особое внимание при техническом обслуживании уделять герметичности коммуникаций. Пожарные автоцистерны выходят на основе самых различных серийных автомобилей
На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецоборудование и необходимые инструменты. Однако самое широкое распространение в России получили шасси героя нашего рассказа — грузовика ЗИЛ
Пожарные автоцистерны выходят на основе самых различных серийных автомобилей. На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецоборудование и необходимые инструменты. Однако самое широкое распространение в России получили шасси героя нашего рассказа — грузовика ЗИЛ.
ЗиЛ » 4906 / 49061 «Синяя Птица»
В 1975 году в СКБ ЗИЛ было разработано семейство плавающих автомобилей нового поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР, которые пришли на замену устаревшему ПЭУ-1. Впоследствии военные нарекли ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 неофициальным именем «Синяя птица». Амфибии были приспособлены для эксплуатации в разных климатических зонах, при высокой запыленности, сильном ветре и высоте волны до 0,5 м, к доставке по железной дороге, транспортными самолетами и вертолетами. Аналогично амфибиям серии ПЭУ, модельный ряд «Синих Птиц» включал две версии — грузовой вариант 4906 и пассажирский 49061. Оба имели идентичную конструкцию с герметичными скругленными стеклопластиковыми корпусами на алюминиевой лонжеронной раме, «равнорасположенными» мостами и традиционной бортовой трансмиссией. Они снабжались новыми агрегатами, экранированным 27-вольтным электрооборудованием, шинами И-159 размером 16,00-20 (410 – 508) и двумя топливными баками по 250 л. Обе машины имели колесную базу 2400+2400 мм, колею всех колес по 2000 мм, дорожный просвет под корпусом – 590 мм, радиус поворота – 8,4 – 9,0 м и запас хода – 900 км. При максимальной скорости 56 км/ч они расходовали 70 л бензина на 100 км.
Грузовая 3,5-тонная амфибия ЗИЛ-4906 с экипажем из четырех человек и сварной алюминиевой грузовой платформой для доставки спускаемого аппарата была оборудована боковой перегрузочной установкой с гидроприводом. Без кранового устройства ее грузоподъемность достигала 5 т. Было у ЗИЛ-4906 и дургое назначение: доставка 4-местного 77-сильного спасательного шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, который обладал просто феноменальной проходимостью и мог забираться туда, куда колесные автомобили добраться не могли. Пассажирский вариант 49061 с экипажем из трех человек отличался от грузового закрытым пассажирским салоном. Его назначение еще более широкое: доставка к местам назначения бригад спасателей, эвакуация космонавтов, обеспечение их медицинской помощью и всем необходимым для работы и отдыха. В пассажирском отсеке находилось 10 сидячих или 6 лежачих мест, он был оснащен системами отопления и кондиционирования, медицинским и специальным оборудованием, радионавигационным комплексом, средствами связи, пеленгования и переговорными устройствами.
ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 оснащали 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8 с системой предпускового подогрева, механической 5-ступенчатой коробкой передач, планетарным демультипликатором, раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, одноступенчатыми коническими бортовыми и цилиндрическими колесными редукторами, независимой рычажно-торсионной подвеской всех колес и системой регулирования давления в шинах. Вместо водометного движителя, примененного на ПЭУ-1, тут установили два двухлопастных гребных винта, способные работать на акваториях с большим содержанием растительности и мусора. Снаряженная масса грузового и пассажирского автомобилей образца 1975 года составляла 8450 и 8310 кг соответственно, полная – 11 850/9260 кг, габаритная длина с краном – 9250/8650 мм, ширина – 2670/2582 мм, высота – 2944/2510 мм. Соответственно на шоссе груженые машины передвигались со скоростями 56 и 75 км/ч, на плаву – 8 – 9 км/ч. Минимальная скорость на суше – 1 км/ч. До 1991 года базовых машин 4906 и 49061 собрали 12 и 16 экземпляров соответственно. Вариант 49062 снабжался полноповоротным гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.
В 1980 году автомобили 490-й серии поступили на снабжение поисково-спасательных служб ВВС, в 1986 году к ним присоединилась доработанная машина 49065 с новым радионавигационным комплексом, позволявшим более оперативно обнаруживать место посадки космического аппарата. Комплекс «Синяя птица» с новыми системами навигации и спутниковой связью до сих пор остается на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. По состоянию на 2007 год в системе ВВС РФ состояло 5 машин 4906 и 6 единиц модели 49061. В начале 1990-х годов было создано сухопутное семейство поисково-эвакуационных машин ЗИЛ-4972/4975 «Спасатель» с 185-сильным дизельным двигателем, поступавших в систему МЧС и «Росэнерго».
Конец эпохи
После распада СССР СКБ ЗИЛ, как и самому автозаводу пришлось туго. В новых экономических реалиях финансирование разработок значительно уменьшилось. Но и в таких условиях в КБ создали ряд очень интересных машин. Это и трехосный ЗИЛ-132К (ЗИЛ-4972) с равноудаленными мостами, многофункциональный ЗИЛ-3906 по типу немецкого «Unimog», ЗИЛ-49061ГОТ с уникальной гидрообъемной трансмиссией и множество других замечательных машин. Вообще за всю историю СКБ было создано столько интересных разработок, что описать их не хватит и целой книги.
Специалисты бюро накопили огромный опыт в проектировании и испытании не только внедорожной техники, но и двигателей, трансмиссий и других систем и агрегатов. СКБ находилось на острие автоконструкторского прогресса СССР, на всем протяжении своего существования. Тем более грустно осознавать, что все это теперь только история.
Об истории модели
К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.
На основе опыта их использования, было принято решение: поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух отдельных автомобилей – грузового и пассажирского. Также решено было применить маленький шнекороторный вездеход для «крайних случаев», который мог бы перевозиться грузовым модулем (ЗИЛом-4906).
Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни выдающегося автоконструктора ЗИЛовского СКБ Виталия Андреевича Грачёва.
Первый прототип данного автомобиля был построен на ЗИЛе в 1971 году. В серийном производстве «Синие птицы» находились с 1975-го по 1991-й гг. Официально поисково-спасательные комплексы «Синяя птица» поступили на службу в ПСС ВВС СССР в 1981 году годов, заменив собой семейство ПЭУ-1.
В состав данного комплекса вошли: грузовой автомобиль (с крановой установкой) ЗИЛ-4906; грузопассажирский ЗИЛ-49061 и «запасной» малогабаритный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, оборудованный двигателем от легкового автомобиля. В общей сложности, за годы выпуска было сделано 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин.
Кроме работ по эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, «Синие птицы» привлекались к спасательным операциям в местах крушения авиационной техники и при других чрезвычайных ситуациях.
Уже в процессе эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 подвергся модернизации, с заменой части оборудования. В частности, был создан новый транспортёр ЗИЛ-49062 – с усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшили систему охлаждения двигателя, разработали новый гребной винт. Одна из машин получила, в порядке эксперимента, новый двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом.
На ней же установили подъёмный кран-манипулятор с одной стрелой, который по своим характеристикам не уступал серийному. Опорно-поворотное устройство этого крана разместили в корме корпуса. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.
После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.
Один из серийных ЗИЛ-49061 стал экспонатом Государственного военно-технического музея и был выставлен в селе Ивановское Московской области. Он окрашен в «фирменные» цвета МЧС России – белый с трёхцветными полосами. Нет уже ни Завода имени Лихачёва, ни страны, а эти вездеходы продолжают оставаться на ходу. Что наглядно демонстрирует, какой внушительный запас прочности заложен в данные машины.
Замены данной технике в контексте специальных поисково-спасательных операций для эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов разработано не было и по сей день.
Технические характеристики
Тип двигателя | ЗИЛ-375 | |
Мощность | 180 л. с. / 110 кВт | |
Количество цилиндров | 8 | |
Расположение цилиндров | Продольно V-образно под углом 90о | |
Рабочий объем | 6 л | |
Степень сжатия | 6,5 | |
Скорость на земле | 75 км/ч | |
Скорость по воде | 9 км/ч | |
Максимальный крутящий момент | 402 Ньютон метра | |
Максимальный расход топлива | 40 л на 100 км | |
Вид топлива | Бензин | |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | ЗИЛ-130 | |
Тип КПП | Гидромеханика | |
Количество ступеней | 10 | |
Сцепление | Двухдисковое сухое | |
Передаточные числа | 1 | 7,44 |
2 | 4,10 | |
3 | 2,29 | |
4 | 1,47 | |
5 | 1,0 | |
Задний ход | 7,9 | |
Ступени раздаточной коробки | 2 | |
Передаточные числа раздаточной коробки | 1 | 3,02 |
2 | 1,05 | |
Бортовая передача | Одноступенчатая коническая |
Раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом объединена в один корпус с демультипликатором, отвечающим за пониженный ряд.
Ходовая
Все три оси получили независимую торсионную подвеску. Управляемые колеса — передние и задние, причем гидрообъемный рулевой механизм обеспечивает запаздывание поворота задних колес и автоматическую коррекцию этого запаздывания для улучшения управляемости. Давление в шинах регулируется с места водителя. Для движения по воде вместо водомета применили пару гребных винтов с надежным приводом от «раздатки».
В основе колесных вездеходов комплекса «Синяя птица» — рама из алюминиевых профилей, на которую установлен стеклопластиковый корпус. Поворот амфибии осуществлялся передними и задними управляемыми колесами, а при движении на плаву — управляемыми колесами и водяными рулями.
Для повышения курсовой устойчивости поворот машины при больших радиусах поворота производился с помощью только передних колес при заблокированных задних. Поворот задних колес начинался после поворота передних на угол 5 в любую сторону. Максимальные углы поворота внутренних и наружных управляемых колес были одинаковыми и составляли, соответственно, 20 и 17.
На первых машинах был установлен гидрообъемный механизм управления задними управляемыми колесами без жесткой кинематической связи с передними. Однако, практика показала, что механизм с жесткой механической связью более надежен в эксплуатации, и поэтому в дальнейшем вернулись именно к нему.
Габариты | ||
Высота | 2 944 мм | |
Длина | 9 220 мм | |
Ширина | 2 480 мм | |
Ширина с поплавками | 3 900 мм | |
Длина грузового отсека | 4 900 мм | |
Клиренс | 590 мм | |
Колесная формула | 6х6 | |
Ширина колеи | 2 000 мм | |
Шины | 16.00-20 мод. И-159 | |
Грузовые характеристики | ||
Снаряженная масса | 8 660 кг | |
Грузоподъемность | 3 534 кг | |
Масса при полной загрузке | 11 810 кг | |
Распределение массы по осям | Передняя | 3 860 кг |
Средняя | 3 860 кг | |
Задняя | 4 090 кг |
Самый дорогой ЗИЛ: вездеход «Синяя птица» за 10 млн рублей
Авторы канала на Youtube «ПриветТачка» рассказали об уникальном российском вездеходе-амфибии семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица». Экземпляр 1985 года выпуска пребывает в прекрасном техническом состоянии.
ЗИЛ с колесной формулой 6х6 предназначен для обнаружения и эвакуации космонавтов из самых удаленных точек страны. Машина обладает герметичным стеклопластиковым кузовом, алюминиевой рамой, кабиной экипажа и отдельным пассажирским семиместным салоном с характерным стеклопластиковым колпаком. Доступ на борт вездехода обеспечивают откидные лестницы, попасть в кабину можно с помощью двух люков на крыше, в пассажирский отсек через заднюю дверь или через люк в невысокой передней стенке.
Фото: скриншот с youtube.com
Трехосный полноприводный поисково-эвакуационный вездеход способен плавать, преодолевать жесткое бездорожье и различные препятствия. В этом ему помогает внушительный дорожный просвет в 590 мм, короткие свесы, колеса с шинами большого диаметра и независимой торсионной подвеской.
Колёса первой и третьей осей — управляемые. Для оптимизации их маневренности рулевая система поворачивает задние колёса с небольшим опозданием, относительно колёс первой оси. Колеса связаны с централизованной системой регулировки давления и снабжены дисковыми тормозами.
Фото: скриншот с youtube.com
«Синяя птица» оснащается модернизированным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Мотор размещён за водительской кабиной и агрегатирован с пятиступенчатой механической коробкой передач.
Крутящий момент с коробки передач поступает на раздаточную коробку, при помощи которой происходит бортовое распределение мощности. Межбортовой дифференциал «раздатки» распределяет крутящий момент на колеса разных бортов. Система карданных валов и бортовых передач обеспечивает привод всех шести колес машины. Для передвижения по воде вездеход получил два гребных винта, помещенных под кормой корпуса.
Фото: скриншот с youtube.com
«Синяя птица» передвигается по трассе со скоростью до 75 км/ч. Максимальная скорость на воде ограничивается 10 км/ч. Вездеход имеет следующие габаритные размеры: длина 9 м, ширина 2,5 м, высота 2,9 м, колесная база 4,8 м при промежутках по 2,4 м, колея 2 м. Снаряженная масса составляет 8,4 т., грузоподъёмность 3,5 т., полная масса со всей допустимой полезной нагрузкой 11,8 т.
Вездеход получил название «Синяя птица» из-за своей ярко-синей окраски. С учетом возможной эксплуатации в самых разных регионах цвет обеспечивает достаточную видимость в полях, в снегу, в пустынях.
Фото: скриншот с youtube.com
Примечательно, что «Синяя птица» является одним из самых дорогих существующих ЗИЛов и оценивается в 10 000 000 рублей. Всего таких машин было выпущено 26 штук, 14 из которых в пассажирской версии, 12 в грузовой модификации.
Напомним, первый пассажирский ЗИЛ-49061 был принят на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР ещё в 1981 году. Одна из модификаций «Синей птицы» с индексом -4906 оборудована крановой установкой и ложементом для перевозки спускаемого аппарата.
СКБ ЗИЛ
Главная аллея завода начало 1950-х
Острую необходимость в автомобильной технике высокой проходимости в СССР осознали еще во время Великой Отечественной войны. Войскам был необходим надежный транспорт, способный доставить личный состав, боеприпасы и другие военные грузы, при сложных погодных условиях и по любым типам дорог.
После окончания войны, автозавод ЗИС — флагман советской автопромышленности, в 1948 году освоил выпуск грузовика ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Первый отечественный грузовик с тремя ведущими мостами получился неплохим, но только не в плане проходимости. Тяжелая машина на узеньких шинах часто вязла и застревала. Тогда в 1952 году, молодой инженер В.Б. Лаврентьев, в качестве эксперимента предложил оснастить 151-й, системой подкачки шин от амфибии ЗИС-485. В.А. Грачев, который работал в то время заместителем главного конструктора, идею поддержал.
БТР-152 оборудованный системой подкачки шин с внешней подводкой
В том же году ЗИС-151 с мостами от амфибии, прошел несложный комплекс испытаний. Модернизированный грузовик с односкатной ошиновкой и подкачкой, продемонстрировал почти в два раза большую силу тяги нежели обычный 151-й. Воодушевленный результатом Грачев обратился к руководству завода с предложением оснастить системой подкачки шин, не только ЗИС-151, но и выпускавшийся полным ходом военный БТР-152.
Однако у этой идеи нашлось довольно много противников. Долгая эпопея со множеством испытаний и наглядной демонстрации БТР-152 с подкачкой, результата не принесли. Тогда Грачев написал письмо непосредственно зам. министру обороны Г.К. Жукову. Внимательно изучив доводы обеих сторон, маршал распорядился провести сравнительные испытания.
Вездеходы ЗИЛ на сравнительных испытаниях автомобилей с подкачкой шин и без, 1954 год
Весной 1954 года испытания состоялись. Вездеходы ЗИЛ-151 и БТР-152 с подкачкой двигались очень уверенно и ни разу не застряли. Чего нельзя было сказать об их конкурентах в лице ГАЗ-63, обычного ЗИС-151 и опытного ЗИС-121Г. Жуков высоко оценил машины Грачева и попросил разработку автомобилей повышенной проходимости не останавливать. Кроме того 25 июня 1954 года вышло постановление Совмина СССР о создании при всех автозаводах специальных КБ по проектированию военной техники. Официально СКБ ЗИС начало работу 7 июля того же года. Его руководителем был назначен Виталий Андреевич Грачев.
Вездеходы ЗИЛ — машины Грачева
ЗИЛ-Э134 Макет №1
Первым заданием для вновь образованного КБ, стала разработка принципиального нового колесного тягача с колесной формулой 8х8. Для отработки компоновки и наработки опыта в 1955 и 1956 году специалисты СКБ собрали два макета ЗИС-Э134. Последний имел герметичный, водоизмещающий кузов и водометный движитель.
ЗИЛ-Э134 Макет №2
На макетах Грачев отработал множество новых технических идей. Прежде всего Э134 выделялись равноудаленным расположением ведущих осей и гидромеханической трансмиссией. Макет №2 так и вовсе не имел подвески. Ее функции выполняли эластичные шины. В целом прототипы сослужили неплохую службу, но до серийного колесного тягача надо было проделать еще очень много работы.
ЗИЛ-134
Следует отметить, что Виталий Андреевич трудился в очень хороших условиях. СКБ ЗИЛ получало отменное финансирование, лучшие кадры, современное оборудование, и полное содействие со стороны руководства. Но и результат был соответствующим. Уже в 1957 году специалисты КБ построили новый восьмиколесный вездеход ЗИЛ-134. По своим внедорожным качествам он превосходил некоторые гусеничные тягачи аналогичного класса. На испытаниях ЗИЛ-134 свободно двигался по снежной целине, болоту, а также мог вплавь преодолевать водные преграды. Как вездеход ЗИЛ-134 получился великолепным, но очень дорогим и ненадежным. Тогда Грачев с командой решили двигаться в сторону более простых и дешевых решений.
Особенности конструкции
Задачи конструкторы СКБ решили непростые: они сделали всепроходимый и плавающий автомобиль, при этом достаточно лёгкий, но и вместительный. Стеклопластиковый кузов-лодка; огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают машине плавучесть. Трёхосная конструкция позволяет проезжать по пересечённой местности с самым сложным и неоднородным ландшафтом, а возможность их стравить – по непрочным грунтам, которые не выдерживают большого удельного давления.
Вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 имеют максимально унифицированную конструкцию. Они отличаются только оборудованием грузовой площадки (ЗИЛ-4906) или пассажирского блока (ЗИЛ-49061) в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащался подъёмным краном и подходящим по форме ложементом для спускаемого аппарата, а во втором – герметичной, оборудованной всеми медицинско-спасательными средствами и климатической установкой, пассажирской кабиной.
Корпус, силовая установка, трансмиссия, шасси обеих этих машин – совершенно одинаковые. Согласно опыту предыдущих подобных проектов, вездеходы-амфибии ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 были построены на основе корпуса рамной конструкции.
В его составе – сварная облегчённая рама из алюминиевого сплава, составленная из продольных и поперечных профилей, плюс нескольких косынок и раскосов в наиболее нагруженных местах. Рама скреплена со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом амфибии. Передний свес корпуса выполнен изогнутым, с несколькими продольными ребрами жёсткости. Над колёсами разместили вертикальный борт с крупными колёсными арками. Задняя часть корпуса, с вертикальной кормовой панелью, имеет поднимающееся днище. Данное решение было связано с конструктивной необходимостью монтажа пары наружных гребных винтов.
Для передвижения по водной поверхности вместо танковых водомётов, которые применялись на экспериментальных ЗИЛовских вездеходах, в «Синих птицах» применили гребные винты.
Поскольку вездеходы ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 – аэромобильные, за счёт материалов кузова их постарались сделать как можно более лёгкими: раму сдалали из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Для ЗИЛовцев этот материал уже в середине 1960-х был не чем-то инновационным, а вполне знакомым, поэтому кузов был выполнен очень профессионально, и получился очень качественным.
Те, кому удалось покататься на «Синих птицах» в наше время, рассказывают, что сегодня этот кузов утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. Дело в том, что с течением времени эпоксидная смола, которая соединяет многочисленные слои стеклопластикового кузова, утратила свою эластичность. И если «молодой» кузов ЗИЛ-49061 с лёгкостью валил деревья толщиной в руку, прогибался и деформировался, как угодно, возвращаясь потом в исходное состояние; то сегодня его приходится беречь: кузов неэластичный и хрупкий стал.
Интересным было выполнено крыло, которое идёт вдоль борта автомобиля. Оно сделано откидным. Его не сломаешь в кустах или непролазной чаще, а на воде его можно откинуть, получив мостик, по которому можно проходить вдоль всего борта. А когда крылья висят, они закрывают доступ к двум бензобакам, которые расположены симметрично по обоим бортам машины.
МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ…
ЗИЛ-112С — последний из плеяды спортивных автомобилей Завода имени Лихачева. Их история началась еще до войны — с легендарного «ЗИС-Спорт», но золотой век пришелся на 1950-1960-е. Высоко неся, как говаривали в те времена, знамя советского спорта, флагман отечественного автопрома удивлял очень необычными для СССР автомобилями. Эдакие советские гран-туризмо: двухместные, с дверями и даже со светотехникой, но пригодные для соревнований.
Заводское начальство поддерживало энтузиастов лаборатории спортивных автомобилей, которой руководил Сергей Васильевич Глазунов. Создавали машины лучшие конструкторы и художники завода — московские автомобили отличала незаурядная для СССР стилистика. С начинкой было сложнее. Использовали в основном серийные (правда, доработанные) узлы и агрегаты ЗИС-110 и ЗИЛ-111. Но каждую следующую модель, конечно же, старались сделать легче, быстрее, улучшить управляемость.
Спортивные ЗИЛы, как, впрочем, и другие гоночные автомобили 1950-х — начала 1960-х, пополнили ряд символов той бурной и яркой эпохи. Страна с энтузиазмом строила жилье и электростанции, заводы, в том числе автомобильные, летала в космос. К слову, в 1962-м, когда началась карьера ЗИС-112С, состоялся первый в истории групповой полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», а Нобелевскую премию по физике получил советский ученый Лев Ландау. Держава шла вперед, и казалось — так будет всегда.
Эти трубы очень хочется отхромировать.
Эти трубы очень хочется отхромировать.
На старты гонок выходили самые разнообразные автомобили: заводские и созданные механиками-энтузиастами в клубах, таксопарках, автохозяйствах. Положа руку на сердце, большая их часть была конструктивно да и стилистически примитивна, но некоторые действительно интересны. Главное — создатели и тех и других искренне старались сделать сказку былью и верили, что сделают.
Автомобиль газодымозащиты
Наряду с пожарной автоцистерной на ЗИЛе изготовили специальный автомобиль газодымозащиты – АГДЗ. Габариты кузова не изменились, а внутреннего пространства хватило для размещения оборудования – переносных электродымососов, катушек с силовым электрокабелем, пологов для герметизации, дыхательных аппаратов, переносных прожекторов и пр. Для привода вентиляторов вместо пожарного насоса установлен электрогенератор с щитом управления. На крыше в специальном ящике разместили опорные стойки и прочее оснащение. На задней стенке кузова – осветительная мачта с пневмоприводом.
Попытка произвести модернизацию АЦ-3,2-40 привела к экспериментам с насосом и смене конструкции кузова (он стал ниже, оборудован шторными алюминиевыми дверьми отсеков фирмы ВИЛС, стационарными подножками вдоль борта). На машине несколько раз меняли типы насосов и остановились на НЦПК-40/100-4/400В1Т. Но до серийного производства машина не дошла.
Синяя Птица Спасения
Авг 16 • Вездеходы Амфибии, Видео Вездеходов, На колёсах, Советские Вездеходы, Спасательные Вездеходы • 6771 Просмотров • Комментарии к записи Синяя Птица Спасения отключены
Не так часто можно познакомиться со спасательной техникой. Одним из таких представителей является ЗИЛ-4906, носящим красивое название «Синяя Птица». Аэромобиль действительно имеет синеватую гамму. Даже с первого взгляда можно понять, что приспособлен 4906-ой для плавания и виной тому не только раскраска, но и форма.Завод имени Лихачева славился на весь мир своими идеями поисково-спасательной техники, среди многих его «выходцев» были такие знаменитости, как ПЭУ 1,2,3 и ЗИЛ. Многолетний опыт производства и испытаний вынудил конструкторов отказаться от шнекороторных машин ЗИЛ-4904 и создать принципиально новый, универсальный прототип, который бы смог выступать мобильной единицей техники «на крайний случай». Руководил проектом В. А. Грачев, которому завод был обязан большинством своих машин. Испытателем был В. Я. Воронин, именно он впервые опробовал «Синюю птицу» в действии.
Синяя Птица Спасения. ЗИЛ-4906 на воде
Весь комплекс состоял из двух с половиной машин. Первая часть, именуемая «Салоном», являлась пассажирской версией 4906, крановый отсек был модифицирован из грузовой версии все той же модели, плюс шнекоход ЗИЛ-2906. Вся «Птица» была поставлена на двигатель легкового автомобиля, которого вполне хватало для выполнения ее роли. Комплекс использовался для эвакуации космонавтов, которые приземлялись в совершенно недосягаемых условиях. 4906 – одна из самых вездепроходимых моделей спасательного транспорта.
Синяя Птица Спасения. ЗИЛ 4906 погрузка спускаемой капсулы
Грузовой отсек и пассажирский бокс базировались на двигателе от ЗИЛ 130, который уже не раз доказал свою мощь и надежность. Некоторые детали для него изготавливались вручную, так как чертеж действительно был уникальным во время сборки. Справиться с такой задачей могли лишь высококвалифицированные кадры, которые и были в штате завода.
В отличие от аналогов, вездеход 4906 для движения по воде использует гребные винты вместо водометов. Это существенно сказывается на скорости, но при этом повышает проходимость в сильное течение, тем более, если речь идет о периоде, когда сходит лед. Профили алюминиевой рамы без труда держатся на плаву, так как имеют малый вес. Аэромобильная версия уверенно пересекает водоем с любым течением.
По заверениям экспертов, в современных реалиях можно не только возродить производство модели, но и существенно его улучшить, причем вывести на высочайший технологический уровень. Даже сейчас практически нет похожих прототипов такого класса, не говоря уже о временах СССР и перестройки. Новые материалы позволили бы увеличить скорость, мобильность, снизить вес, значительно переработать конструкцию для повышения вездеходных качеств. Ранее ЗИЛ состоял в арсенале Космоспас. На данный момент о комитете ничего не слышно, возможно, несколько единиц остались у них до сих пор.
Синяя Птица Спасения. ЗиЛ-49061-2
Примечательно, что синий цвет выбран специально. Его видно на снегу, в песках пустыни, на зеленом поле, на воде. Это позволяет без труда заметить автомобиль, что может спасти жизнь.
На данный момент неизвестно, сколько машин используется. Перевозят ЗИЛ-4906 на АН 12, принадлежат они ВВС РФ. Несмотря на свои технические показатели, которые несколько ниже, чем у современных аналогов, вездеходы используются и сейчас. Недавно они были замечены в Казахстане, Караганде, Астане и Кустанае, что позволяет увериться в его положительных качествах.
август 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.