ЗиЛ-Э167 – экспериментальный вездеход из шестидесятых
Июн 30 • Видео Вездеходов, На колёсах, Советские Вездеходы • 6044 Просмотров • Комментарии к записи ЗиЛ-Э167 – экспериментальный вездеход из шестидесятых отключены
В начале 1960-х гг. инженерами Завода им. Лихачева был разработан гигантский вездеход на колёсной базе, предназначенный для жёсткого бездорожья в плохом климате. За основу взяли шасси типа 135Л, укрепив его раму. Время создания не случайно – именно тогда актуально было освоение северных территорий Сибири. Решение о разработке приняли в последние два месяца 1961 г., и сроки поставили довольно жёсткие – до начала 1963 г. Вроде бы ничего, если учесть, что создание новой модели тогда было уже отработано, но вмешался его величество случай. Заявка потерялась среди других текущих бумаг и только в октябре 1962 г., после запроса о ходе разработки, была отыскана.
ЗиЛ-Э167 – экспериментальный вездеход из шестидесятых
Нехватка времени привела к тому, что конструкторы использовали ранее проверенные решения (клиренс от восьмидесяти сантиметров, колёса высотой минимум в 1,7 м, формула шесть на шесть, гладкость днища как средство против бульдозерного эффекта и т.д.). Также, естественно, применялись блоки и детали, ранее использовавшиеся на других моделях. Даже опытный образец подготовили без полного набора техдокументации, он сводился, по сути, к ходовому макету.
ЗиЛ-Э167 – экспериментальный вездеход из шестидесятых. Король бездорожья
Особенностью гидромеханической схемы вездехода было то, что она могла переключать передачи, не останавливая силовой поток, то есть обеспечивалась плавность трогания с места. Это позволяло избежать сноса верхних грунтовых слоёв и последующего пробуксовывания. Подача энергии от двигателя на левые и правые колёса шла отдельно. Их сделали стеклопластиковыми. Охлаждение всех двигателей было жидкостным автономным с замкнутой принудительной циркуляцией. Давление в шинах регулируется централизованно, бортовое электропитание сделали в стандартном автомобильном напряжении двенадцать вольт.
В январе 1963 г. вездеход подвергся более чем семисоткилометровому пробегу по дорогам, плюс без малого две сотни километров проехал по снегу. Вскоре ему довелось отправиться в Пермь, и на участках снежной целины средняя скорость превышала десять километров в час. Результаты совместных испытаний показали: новый колёсный агрегат способен ехать по глубоким снегам наравне с лучшими гусеничниками, аналогично обстояли дела и при подъёме на мокрые, заросшие травой крутые глиняные холмы. Комфортабельность машины также оказалась лучшей, а вот ширина и колея были слишком велики для большинства мостов и даже дорог. Смена руководства ЗИЛ привела к тому, что проекты по развитию спецтехники, в том числе и данная разработка, были свёрнуты.
Но это продлилось не долго. Вскоре, после неудачного приземления «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Владимиром Леоновым (совершившим первый выход человека в открытый космос), Сергей Королёв потребовал создать специальную машину, а при необходимости несколько для проведения спасательных операций. В самые сжатые сроки на базе ЗИЛ Э167 была создана Поисково-Эвакуационная Установка (ПЭУ-1) для спасения Советских космонавтов.
июнь 2015. Хренова Екатерина Николаевна для Новости 94
Читайте пожалуйста интересные статьи по этой теме:
Лось
Гость из далекой Швеции нередко встречается за Полярным кругом. Это еще более экзотичное транспортное средство, представляющее собой две спаренные гусеничные «кубышки». Машину начали проектировать еще в 1974 году для нужд шведской армии в качестве сочлененного с прицепом вездехода. В результате получилась нереально проходимая штука, которая может взять на борт до 2,5 тонн груза. Однако есть и минусы — во-первых, «Лось» не такой вместительный, как бы хотелось полярникам. Во-вторых, сочлененная трансмиссия весьма сложна в ремонте, хоть и ломается вездеход в разы меньше отечественных конкурентов. Да и цена импортного «проходимца» оставляет впечатление космической — все благодаря зарубежным комплектующим. Это дизель Mercedes-Benz на 3 литра и 136 сил, а также 5-ступенчатый «автомат» и 2-скоростная раздатка.
Эксплуатация
Испытания ЗИЛ-Э167, начавшиеся зимой 1963-го, продолжались три года. Летом 1963 г. ЗИЛ-Э167 соревновался с гусеничным ГАЗ-47 и колесным полноприводным ЗИЛ-157. Тяговое усилие экспериментального вездехода на песке в несколько раз превосходило аналогичное значение у соперников, тогда как сопротивление движению оказалось заметно меньшим.
За три года испытаний ЗИЛ-Э167 прошел более 20 тыс. километров, показав себя надёжной, высокоэффективной машиной. Резервы, заложенные в её конструкции, давали возможность поднять массу перевозимого груза до 7 тонн.
У сотрудников СКБ были все основания надеяться, что вездеход будет запущен в производство, тем более, что Министерство газовой промышленности готово было заказать партию из 10 машин, а Министерство обороны хотело для начала иметь 2 образца. Но автомобиль так и остался невостребованным. Возможно это связано с тем, что в 1964 г. началось серийное изготовление тяжёлого гусеничного транспортёра ГТ-Т, предназначенного для движения по глубокому снегу и всем видам болот. До сих пор эта машина активно применяется в народном хозяйстве и в армии. Большое количество ГТ-Т и его модификаций работает в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. По всей видимости, были и другие причины, сделавшие невозможным серийное производство зиловского автомобиля.
Кабина и грузопассажирский корпус ЗИЛ-Э167
В передней части рамы грузовика размещена кабина экипажа с четырьмя посадочными местами и с полным набором необходимых органов управления. Кабина был выполнена из стеклопластиковых панелей, и она без изменений заимствовалась у вездехода ЗИЛ-135Л. Дверей для посадки в кабину было сделано две.
Позади кабины экипажа поместили дополнительный корпус, предназначенный для перевозки людей и груза. Он тоже был изготовлен из стеклопластика. На большей части длины данный корпус имел прямоугольное поперечное сечение со скруглёнными углами. Над третьей осью грузопассажирский корпус переходил в кожух моторного отсека. Эта его часть отличалась плавно опускающейся назад, изогнутой крышей.
Места в грузопассажирском корпусе были предусмотрены для 14-ти человек. Пассажирский салон был остеклён и снабжался теплоизоляцией, двумя дверями, одна из которых соединяла его с кабиной экипажа, а другая (выполненная по правому борту) служила для входа снаружи.
В аналогичной водительской кабине ЗИЛ-135Л
Автомобиль ЗИЛ-Э167, кроме обогревателя, использующих тепло охлаждающей жидкости системы охлаждения (в водительской кабине), имел также и независимые отопители (в грузопассажирском корпусе). Дополнительно также была установлена дровяная алюминиевая печь.
Двигатель ЗИЛ-375
Двигатель ЗИЛ-375, V-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный. Блок цилиндров — чугунный с легкосъемными вставными мокрыми гильзами и резиновыми кольцами. Гильза с кислотоупорной вставкой в верхней части. Головки блока цилиндров — две алюминиевые со вставными седлами и направляющими клапанов. Поршни — алюминиевые. Поршневые кольца — три компрессионных чугунных (два верхних — хромированные) и одно маслосъемное стальное, составное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые. Шатуны — стальные, двутаврового сечения, со смазкой поршневого пальца разбрызгиванием; верхняя головка имеет бронзовую втулку. Подшипники шатунные
тонкостенные, взаимозаменяемые, сталеалюминиевые (основа — сталь 08кп, антифрикционный сплав — АМО-1-20). Коленчатый вал-Стальной, кованый, пятиопорный. Подшипники коренные — тонкостенные, взаимозаменяемые, сталеалюминиевые (основа — сталь 08кп, антифрикционный сплав — АМО-1-20). Маховик — чугунный со стальным зубчатым кольцом. Распределительный вал-Стальной, кованый, пятиопорный. Привод распределительного вала-пара косозубых шестерен. Клапаны — верхние, расположены в головках блока цилиндров в общий ряд наклонно к оси цилиндров; приводятся в движение от распределительного вала с помощью толкателей, штанг и коромысел. Выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые, с жаропрочной наплавкой, имеют механизм шарикового типа для принудительного проворачивания клапана во время работы.
Проверка на прочность.
Автомобиль предназначен для труднопроходимых местностей и работы вне дорог. Для проверки этих качеств автозаводцы отправились на зил-167 в район города Пермь, где покров в среднем 90 сантиметров, а в отдельных местах до двух метров.
Зил-Э167
Зил-Э167
До Казани дорога была хорошей. Здесь испытатели убедились, что по шоссе Зил-167 дает до семидесяти километров в час, но так было только до Казани. А за Казанью, многодневные бураны совершенно замели дорогу. Целые автоколонны застревали в снежных колоннах. Так испытания Зил-167 начались значительно раньше, чем было намечено по программе.
Хотя применение пластмасс для кузова и других узлов значительно облегчило машину, вес ее достигает 12 тонн, но на проходимости автомобиля это не повлияло.
Отдельные расчищенные участки дороги были слишком узкими. Поэтому путь прокладывался по снежной целине, под которой могут быть любые сюрпризы. Для нового автомобиля, это лишь еще одна очередная проверка на проходимость, с которой он успешно справляется. Да, за такую машину скажут спасибо все первооткрыватели, все покорители трудных дорог: геологи, нефтяники, географы. Маневренный автомобиль, быстроходный, выносливый, проходимость у него не чета другим колесным автомобилям. По снегу полуметровой толщины Зил-167 ходит со скоростью 30 км/ч, и уверенно передвигается по снежным сугробам до 1 м.
МТЛБ
Северный вездеход МТЛБ является бронированным многоцелевым и может использоваться для сложных трасс. Тягач на гусеничной тяге может проходить болотистую местность, пригорки, водоемы. На борту помещаются до 11 пассажиров. Двигатель (на 8 цилиндров) в транспортном средстве дизельного типа (V8), мощность мотора 240 л. с. и 900 Нм крутящего момента. Технические параметры машины обеспечивают разгон до 60-80 км/ч. Топливных баках помещается топливо на 500 км пути, расход на 100 км составляет 90 л.
Корпус конструкции состоит из бронированных металлических листов. Вездеход отличается хорошей проходимостью. Преимущество конструкции заключается во вместительном корпусе. Независимая подвеска в вездеходе торсионного типа. Предусмотрен щиток приборов на зимниках, на котором можно видеть параметры механических и электронных систем транспортного средства.
Ширина гусениц составляет 350 мм и обеспечивает комфортное прохождение поверхностей разной степени сложности. На базе вездехода создано более 50 модификаций для геологов, пожарников, лесников и т.д. В модификациях отличаются запас топлива, конструктивные решения, мощность двигателя, объем встроенных цистерн и т.д. Преимущества транспортного средства заключаются в проходимости сложных территорий, бюджетности запасных частей, простом ремонте.
Слишком светлое будущее: супервездеход ЗИЛ-167Э
Брутальный внешний вид не означал тяжесть (всего 12 тонн снаряженной массы!), ведь 4-местную кабину и 14-местный пассажирский отсек изготовили из стеклопластика. Оба отсека обогревались двумя отопителями, а помимо этого, в стандартную комплектацию машины входила дровяная печь «буржуйка». Входная дверь в пассажирский салон была только одна, она находилась по правому борту сзади, а еще ближе к «корме» с обеих сторон были сделаны мощные воздухозаборники — силовые агрегаты были установлены позади пассажирского отсека. Машину выкрасили оранжевым цветом, чтобы была хорошо заметна среди снегов.
Два 180-сильных мотора ЗИЛ-375 соединялись с двумя гидромеханическими планетарными АКПП, крутящий момент с каждого двигателя передавался на свой борт, а раздаточную коробку объединили с коробкой отбора мощности, которая приводила лебедку, развивавшую усилие в 7 тонн. Вообще говоря, лебедки на машинах СКБ ЗИЛ были редкостью — считалось, что машина должна быть способна вытащить себя сама, но для супервездехода, работающего на Крайнем Севере, сделали исключение, ведь лебедка могла понадобиться не самому вездеходу, а кому-нибудь еще.
И последующая бурная жизнь машины это доказала. Тот самый единственный экземпляр ЗИЛ-167Э, по документам проходивший как «макетный образец», уже в январе 1962 года, сразу после окончания сборки, выгнали на первые испытания. Той же зимой в качестве обкатки погнали в Пермь, а летом испытывали по пескам и болотам на полигоне ЗИЛ в Чулково под Москвой. Проходимость машины завораживала: она была в состоянии преодолеть ямы более чем метровой глубины и взобраться на 30-процентный косогор.
Трэкол
Востребованные вездеходы на севере марки Трэколор. Машина предназначена для езды по бездорожью, снежному насту, болотистым территориям, а также в условиях пониженных температур. Масса транспортного средства составляет 2900 кг, длина достигает 5660 мм, ширина — 2540 мм, высота — 2678 мм. Топливный бак вмещает 100 л топливной жидкости. Конструкция кузова утепленная, вместимость транспортного средства составляет 4 пассажира. Коробка передач механического типа пятиступенчатая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем.
Грузоподъемность вездехода на плотных покрытиях составляет 700 кг, на плаву можно перемещать до 400 кг. На трассах вездеход развивает скоростной режим до 70 км/ч. Дорожный просвет составляет 490 мм. Двигатель в транспортном средстве — бензиновый инжекторного типа. Рабочий объем составляет 2,693-2,476 л.
Дополнительно можно заказать улучшенную комплектацию с добавление следующих деталей:
- электрическая лебедка;
- лебедочный якорь;
- противооткатные упоры;
- подогреватель двигателя предпусковой;
- отопитель салона автономный;
- автокондиционер напольного типа;
- подогрев сидений;
- обогреватель лобового стекла;
- дополнительные утепляющие салон стеклопакеты;
- защита для бампера (переднего), светотехники на корпусе;
- тент с металлическим каркасом для перевозки грузов;
- фара-искатель;
- автомагнитола;
- радиоантенна, динамики;
- искрогаситель;
- буксирный прибор;
- счетчик моточасов;
- ремни безопасности в пассажирском салоне;
- турботаймер и т.д.
Стоимость стандартных моделей (без дополнительных элементов) — около 3 600 000-4 110 000 pуб.
Самозакапывающийся Редут
Данная разработка представляла собой бронированный бункер на колесах, который мог эффективно закапываться в землю за короткое время. Потребность в защищенных командных пунктах возрастала по мере развития высокоточного оружия в 70-х годах прошлого века.
Благодаря этому, проходимость конструкции была на высоком уровне. Комплекс оснастили специальными механизмами заглубления, которые обеспечивали быстрое закапывание внутрь практически любой почвы. Конструкция получила название «Редут».
Данная разработка не имела аналогов во всем мире, ее благосклонно восприняли внутри военной среды. Большинство высокопоставленных офицеров высказывались за скорейшее введение комплекса «Редут» в строй. Из-за финансовых трудностей, которые испытывало в те времена Советское государство, бункер на колесах так и остался в единственном экземпляре опытного образца.
ДТ-10 Витязь: двухзвенный сверхпроходимец
Эта легендарная машина на гусеничном ходу – детище «Ишимбайского Автозавода». Отец проекта и главный конструктор К. В. Осколков.
Этот человек принимал участие во второй мировой войне и хорошо запомнил, с какой трудностью солдаты форсировали различные водоемы. Поэтому после войны Осколков сразу задался целью создать плавающий военно-транспортный вездеход, что он успешно и сделал.
После долгих лет разработки, в 1985 году, с конвейера пошли первые партии этих гусеничных машин. Сам вездеход состоит из двух звеньев – кабины водителя с пассажирским отсеком, а также задней бортовой части для перевозки грузов.
Оба звена соединены уникальным гидравлическим поворотным механизмом, обеспечивающим вездеходу отличную маневренность.
Монстр бездорожья шнекоход 4904
Принцип движения на основе вращения винта использовался еще с 19 века. Шнек представляет собой винт, который использовался еще в конструкции советских мясорубок. Изобрел его еще Архимед для водоподъемной машины.
Окончанием работы над конструкцией стал 1972 год. Транспортное средство предназначалось для поисково-спасательных служб, нефтяников, геологов и других исследователей труднодоступных северных районов.
Шнеки изготавливались из алюминиевого сплава АМГ-61. Благодаря этому обеспечивалась прочность, небольшой вес конструкции. Диаметр каждого шнека составлял полтора метра, а длина – шесть метров. Их внутренние полости заполнялись специальным полимером, поэтому вездеход отлично держался на воде.
Движение осуществлялось с помощью двух V-образных силовых агрегатов мощностью 180 лошадей, которые оснащались предпусковыми подогревателями. Трансмиссия снегоболотохода состояла из раздаточной коробки и главной передачи, которая распределяла крутящий момент на две бортовые передачи, вращающие каждый шнек.
Водитель при этом мог без проблем заставить ее двигаться в любом направлении, разворачиваться на месте. Небольшая скорость с лихвой компенсировалась феноменальной проходимостью. Наработки этой конструкции успешно использовались для создания более легких вездеходов.
Таким образом, старые разработки во времена Советского Союза поражают воображение современных автомобилистов до сих пор. На их основе создаются современные транспортные средства с повышенной проходимостью.
Мне нравитсяНе нравится
Трекол и Ямал
Начнем с самых простых колесных вездеходов, базирующихся на серийных компонентах джипов УАЗ. Так, «Трекол» представляет из себя обычный «Хантер» на огромных колесах низкого давления. Машина отлично едет по грязи и снегу, но на укатанных зимниках в салоне не слишком комфортно. Шасси очень тряское из-за ужасно пружинящих огромных колес — благодаря системе подкачки шин через ступицы можно спустить давление ради большего комфорта. Но тогда от мороза и нагрузки будут трескаться боковины дорогих шин. Также из-за размера «обуви» часто лопаются диски и полуоси, да и хантеровский мотор слабоват для тяжелой машины. Есть еще один вездеход под именем «Ямал» — это усовершенствованный «Патриот» на таких же колесах. Он существует в 4-х и 6-колесном исполнени, имеет более тяговитый мотор и автономную отопительную систему. Да и в целом конструкция «Ямала» более продуманная и надежная, хоть и стоит такой джип ощутимо дороже «Трекола».
Бобр
Формально это бортовая или пассажирская «Газель», поставленная на гусеничную тягу и полюбившаяся геологам, нефтянникам и прочим энергетикам Крайнего Севера. Благодаря гусеница «Бобр» отлично едет по любой поверхности и к тому же рассчитан на работу при температурах до -50 градусов. Под капотом такого авто 2,8-литровый дизель Cummins на 130 лошадиных сил, разгоняющий «Бобра» до 65 км/ч на суше. Кроме того, вездеход не зря получил свое имя — он также умеет и плавать! Используя свои гусеницы, на воде он может развивать до 6 км/ч, перевозя по 3–4 человека. Минусом машины можно назвать ее небольшую грузоподемность и малое количество пассажирских мест. К тому же, «Бобр» стоит еще дороже «Трекола» — 2,2 миллиона рублей против 1,5 миллионов у первого участника нашей подборки.
Кабина и грузопассажирский корпус ЗИЛ-Э167
В передней части рамы грузовика размещена кабина экипажа с четырьмя посадочными местами и с полным набором необходимых органов управления. Кабина был выполнена из стеклопластиковых панелей, и она без изменений заимствовалась у вездехода ЗИЛ-135Л. Дверей для посадки в кабину было сделано две.
Позади кабины экипажа поместили дополнительный корпус, предназначенный для перевозки людей и груза. Он тоже был изготовлен из стеклопластика. На большей части длины данный корпус имел прямоугольное поперечное сечение со скруглёнными углами. Над третьей осью грузопассажирский корпус переходил в кожух моторного отсека. Эта его часть отличалась плавно опускающейся назад, изогнутой крышей.
Места в грузопассажирском корпусе были предусмотрены для 14-ти человек. Пассажирский салон был остеклён и снабжался теплоизоляцией, двумя дверями, одна из которых соединяла его с кабиной экипажа, а другая (выполненная по правому борту) служила для входа снаружи.
В аналогичной водительской кабине ЗИЛ-135Л
Автомобиль ЗИЛ-Э167, кроме обогревателя, использующих тепло охлаждающей жидкости системы охлаждения (в водительской кабине), имел также и независимые отопители (в грузопассажирском корпусе). Дополнительно также была установлена дровяная алюминиевая печь.
Плавающий трёхосный вездеход ЗИЛ-132П
На той же платформе, и с той же кабиной был выполнен плавающий трёхосный вездеход ЗИЛ-132П. Опытный образец этого грузовика повышенной проходимости, с бортовым номером 40, Специальное конструкторское бюро ЗИЛа сделало в августе 1969 года.
Кабина – та же, ходовая с подвеской – те же, что у ЗИЛ-Э167. Однако двигатель расположен не на корме, а за кабиной. И у ЗИЛ-132П он один, а не два – всё тот же карбюраторный 180-сильный ЗИЛ-375.
Цель у данного проекта была такая: выработать оптимальную ПЭУ (поисково-эвакуационную установку) на базе 3-х или 4-х осного вездехода, предназначенную для поиска и доставки возвращаемых космических аппаратов и их экипажей на базу. Поэтому автомобиль нужен был не только вездеходный и преодолевающий глубокие броды, но и плавающий.
ЗИЛ-132П был создан в качестве продолжения общей концепции «равнорасположенного» трёхосного семейства. Она доказала свою эффективность и жизнеспособность. ЗИЛ-132П в серийное производство не пошёл. Но именно на его основе была создана знаменитая «Синяя птица» – трёхосный вездеход-амфибия для поиска и быстрой эвакуации космонавтов, спускаемых космических аппаратов и выполнения других спасательных операций.
С 1972-го года ПЭУ-1 выпускалась в двух вариантах, под условными наименованиями «кран» и «салон». Первый – грузовой, с крано-манипуляторной установкой; второй – грузопассажирский, с салоном на 7 мест, расположенным позади водительской кабины и моторного отсека двигателя ЗИЛ-375.
Опыт производства и эксплуатации комплекса ПЭУ-1 позволил создать более совершенный поисково-спасательный комплекс следующего поколения «Синяя птица», изначально спроектированный в виде модификаций «Кран» ЗИЛ-4906 и «Салон» ЗИЛ-49061.
Интересно, что в процессе испытаний ЗИЛ-132П ставился и такой эксперимент: в кузове устанавливали авиационный турбореактивный двигатель, обеспечивавший дополнительную силу тяги, и задействовали его мощь при прохождении особенно сложных участков местности. Острые ощущения водителям-испытателям были гарантированы!
Технические характеристики ЗИЛ-Э167 в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 926О мм, ширина – З1ЗО мм, высота – ЗО6О мм.
- Дорожный просвет – 852 мм (под днищем); 750 мм (под кронштейнами подвески).
- Колёсная формула: 6 × 6 / 4 (крайние оси).
- Колёсная база – 6,З м, при межосевом расстоянии З,15 м.
- Ширина колеи – 2,5 метра.
- Снаряжённая масса автомобиля – 12ООО кг.
- Грузоподъёмность – 5ООО кг.
- Полная масса – 17ООО кг.
- Создаваемое давление на грунт – О,6 кг/см².
- Наибольшая скорость – 7О км/ч.
- Показатели расхода топлива – порядка 1ОО литров на 1ОО км пути.
- Вместимость топливного бака – 900 литров.
В целом, вездеход ЗИЛ-Э167 является изрядно перекомпонованным ЗИЛ-135Л: три оси вместо четырёх (исключили вторую среднюю), двигатели помещаются в корме, а не за кабиной. В серию эта машина не пошла – в отличие от того же ЗИЛ-135Л, выпускаемого серийно.
Газ-34039
ГАЗ-34039 является вездеходом гусеничного типа, используется на работе полярников. По конструкции транспортное устройство сходно с бронетранспортером. В технику встроен двигатель на 4,75 л мощностью на 110 л.с. при 2,4 тыс. оборотов, коробка передач пятиступенчатая. Количество цилиндров в двигателе — 4. Мотор снабжен системой предпускового подогрева, коробка дополнена пониженной передачей. Объем топливного бака составляет 370 л.
Транспорт может развивать максимальную скорость по трассе до 60 км/ч. По воде перемещение осуществляется со скоростью 6 км/ч. Вездеход может перемещаться по снежному насту в местах с вечной мерзлотой. Техническое оснащение вездехода обеспечивает быстрое прохождение снежных заносов, грязи. Дизельный двигатель может заправляться соляркой. Салон обогревается автономной системой отопления. В салоне помещаются до 10 пассажиров, предусмотрена возможность оборудования спальных мест на 4 человека.
Вездеход имеет показатель грузоподъемности 1,2 т, в снаряженном состоянии вес транспортного средства составляет 4,8 т. Конструкция в длину достигает 5,7 м, в ширину — 2,5 м, в высоту — 2 м. Габариты колесной базы составляют 3,6 м, высота клиренса 40 см. Разрешенный вес прицепа составляет не больше 2 т.
Конструкция гусениц улучшает тяговые параметры машины. Используется 12 опорных катков, движение техники обеспечивают 4 колеса. Распределение нагрузки по поверхности гусеничных конструкций нагрузка на поверхность земли снижена.
https://youtube.com/watch?v=_Y39Eii_QCk
На транспортном средстве могут быть установлены следующие разновидности гусениц:
- С открытыми металлическими шарнирами — вариант гусениц простой и надежный, крепежные элементы выполнены из качественной стали с высокой прочностью.
- С комбинированными шарнирами (из металла и резины) — в конструкции между элементами из металлических сплавов вставляют втулку из резины, снижающую трение машинных деталей и повышающие запас прочности и рабочего ресурса.
- Асфальтоходные гусеницы являются сложной конструкцией позволяют автотехнике перемещаться по городским дорогам.
ЗИЛ-135П «Дельфин»: плавающая десантно-транспортная машина
Еще один проект, разрабатываемый конструкторским бюро ЗИЛа под руководством В. А. Грачева. Это крупная десантная вездеход-амфибия, для перевозки живой силы количеством до 60 человек.
Впрочем, как военная машина, данный аппарат так и не смог себя реализовать, поэтому «Дельфин» эксплуатировался лишь в качестве транспортной техники, без привязки к вооруженным силам, в Заполярье, Балтийском и Баренцевом морях.
Из положительных характеристик стоит выделить способность выдерживать пятибалльные штормы и проходить по воде с тонким льдом. Машину выпускали с 1965 года, малыми партиями, а серийное производство та и не запустили.
Особенности конструкции: подвеска и ходовая часть
Специалистами ЗИЛовского конструкторского бюро была избррана трёхосная полно-приводная схема (колёсная формула 6х6), с равномерным расположением колёс по базе грузовика. Данное конструктивное решение уже было опробовано на экспериментальных машинах БТР-Э152В и ЗИЛ-15З. Подвеска снегохода была выполнена комбинированной.
Ходовая часть ЗИЛ-Э167 в определённой степени повторила конструкцию уже испытанных автомобилей. Колёса центральной оси закрепили на корпусе жёстко, без применения упругих элементов подвески: при помощи сварных кронштейнов. А 1-я и 3-я оси получили независимую подвеску колёс на поперечных рычагах. В качестве упругих элементов использовали торсионные валы. Также использовали мощные амортизаторы, эффективно гасящие возникающие на ходу колебания. Данная подвеска имела ход 240 мм.
Впервые данная конструкция была использована на четырёхосном ЗИЛ-135, где средние сближенные колёса не имели упругой связи с рамой, а передние и задние – снабжались подвеской. Тем не менее, грузовик достойную плавность хода и высокую (для такой машины) скорость передвижения не только по асфальту, но и по грунтовке, и по бездорожью.
Рулевая система контролировала положение 2-х передних и 2-х задних колёс. Для этого использовали сразу 2 гидравлических усилителя. Каждый из них воздействовал на свою рулевую трапецию. Синхронность поворота передних и поперечных тяг, связывающих между собой рулевые трапеции, а также управлением двумя гидроусилителями осуществлялось от одного гидравлического распределителя.
Все колёса были оснащены тормозами барабанного типа. Их работой управляла гидравлическая система, дополненная пневмоусилителями.
Управляемыми у ЗИЛ-Э167 были передние и задние колёса: они синхронно поворачивались во взаимно противоположных направлениях во время передвижения по криволинейной траектории. Когда грузовик ехал по мягкому грунту, задние колёса точно шли по колее, проложенной передними, что существенно снижало затраты энергии на образование колеи и повышало проходимость.
По расчётам конструкторов, чтобы получить дорожный просвет свыше 700 мм, необходимый при движении по снежной целине глубиной в 1 метр, грузовик надо было оснастить колёсами диаметром не меньше 1700 мм, со встроенными в них редукторами. Подходящие по размеру серийные шины в советской промышленности имелись: их устанавливали на одноосный тягач МАЗ-529Е. Он вместе с полуприцепом использовался как скрепер при выполнении дорожно-строительных работ.
Его покрышки 21.00-28 диаметром 1790 мм с мощными грунтозацепами, расставленными в виде косой расчленённой ёлочки, обеспечивали высокие тяговые и сцепные качества при движении по деформируемому грунту.
Совместно с Бауманским МВТУ были созданы стеклопластиковые разъёмные обода размером 15х28. Стальными оставили только распорные кольца и диски, с помощью которых колёса крепились к ступицам. Вместе с тем, конструкторами была предусмотрена возможность установки колёс с шестислойными шинами 18.ОО-24 диаметром 1594 миллиметров и арочных шин размером 15ОО х 84О.
Конструктивные особенности последних – это увеличенная в 2,5-З,5 раза по сравнению со стандартными ширина профиля, особая форма которого позволяла шине работать с низкими давлениями и значительными радиальными деформациями. Это обеспечивало повышенную площадь соприкосновения шины с дорогой, малые удельные давления и значительную силу тяги на сильно деформирующемся грунте.
Выше колес, на уровне днища корпуса автомобиля, сделали развитые крылья. Под водительской кабиной они были скруглёнными и опускались вниз. На данной части крыльев разместили небольшие ступеньки, которые облегчали посадку в кабину. На остальной длине крылья выполнили прямыми. В корме правого борта в крыле сделали небольшой промежуток, чтобы использовать дверь.
Жёсткая подвеска средних колес упрощала конструкцию грузовика и облегчала преодоление им рвов, ям, канав и т.п. препятствий. Машина была укомплектована системой, регулирующей давление воздуха в диапазоне от 0,1 кг/см2 до 2,5 кг/см2.
ЗИЛ-Э167 опытный 1962-1965 гг.
ЗИЛ-Э167 — экспериментальный колесный вездеход
повышенной проходимости, разработанный для применения в условиях
полного бездорожья при неблагоприятных климатических условиях.
Машина проектировалась с применением узлов и агрегатов от практически
готового к тому времени шасси ЗИЛ-135Л, рама которого была
дополнительно усилена. Автомобиль для лучшей заметности окрашивался в
красный цвет. Именно на этой машине впервые снаружи на бортах кузова
появилось изображение «бегущего лося», которое впоследствии станет
графическим символом СКБ.
ЗИЛ-Э167 — трехосный 360-сильный вездеход с
равномерно разнесенными мостами разрабатывался по заказу Министерства
газовой промышленности СССР, и только заинтересованность в нем
Министерства обороны позволяет теоретически отнести его к военной
продукции. С другой стороны, родственность опытной 5-тонной машины
ЗИЛ-Э167 с военными разработками СКБ определяли еще два обстоятельства:
ее собрали на четырехосном армейском шасси ЗИЛ-135Л с переделанной
рамой, от которого также были использованы уже проверенные агрегаты
силового привода и ходовой части. Единственный макетный образец Э167
построили в последний день 1962 года, и в январе следующего он
поступил на испытания, продолжавшиеся до марта 1965 года.
В задней части этой уникальной машины параллельно
были установлены два двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с., работавшие
с двумя автоматическими трансмиссиями от ЗИЛ-135Л и бортовыми передачами.
Автомобиль был оборудован крайними управляемыми колесами на рычажно-торсионной
подвеске, системой регулирования давления в шинах, 10-тонной
лебедкой от машины ЗИЛ-134, экранированным 12-вольтным электрооборудованием,
шинами 21,00 — 28 диаметром 1,8 м от одноосного тягача МАЗ-529Е и
двумя топливными баками на 900 л бензина.
По требованиям заказчика он получил 10-местный грузопассажирский
кузов из стеклопластика с 4-местной кабиной. За три года испытаний
с пробегом более 20 тыс. км он на деле доказал свою высокую проходимость,
превышавшую все виды советской колесной автотехники и не уступавшую
гусеничным машинам. Уникальный вездеход длиной 9,4 м. и полной массой
17 тонн развивал скорость на шоссе 75 км/ч, преодолевал продольный
подъем крутизной до 42o и форсировал брод глубиной 1,8 метра.
Изучив эти результаты, Министерство обороны планировало заказать две
машины для своих целей, но построить второй образец и тем более
развернуть выпуск столь сложной и дорогой машины не удалось.