Инструкция развальцовки
Далеко не у каждого водителя ремонт машины вызывает приятные чувства. Многим вообще не хочется лезть под капот и ремонтировать поломку, что уже говорить о ремонте деталей, для ремонта которых необходимо лезть под машину. Да, развальцовка труб – это не одна из приятных работ, но и не очень сложная
Самое важное, что развальцевать можно самостоятельно, и при этом не платить каким-то «специалистам» на СТО. Для качественного выполнения этой работы нужно приобрести специальное приспособление, так называемый «развальцовщик»
Такой набор для развальцовки тормозных трубок, в котором можно увидеть труборез, штуцер, клещи, можно приобрести в любом автомобильном магазине, к тому же его цена – копейки по сравнению с ценой работы на станции технического обслуживания. Также нужно приготовить немного бензина в бутылке для дальнейшего смазывания трубы и дрель для снятия фаски.
Итак, давайте рассмотрим подробную инструкцию, как развальцевать тормозную трубку.
Трубка откручивается руками от цилиндра или же суппорта. Определяется на ней поврежденный участок, и если есть возможность – ремонтируем, в противном случае трубка не пригодна. Так вот, при помощи трубореза на поврежденный участок на трубке. После чего нужно исправный обрезанный край трубки обработать бензином. С помощью клещей зажимаем трубку для создания разъема под штуцер. Берем дрель и сверло необходимого диаметра и снимаем немного края внутри, делаем фаску. После чего нужно очистить посадочное место от стружки и вставить в трубку штуцер
Теперь самое важное – развальцовка. Применяется инструмент для развальцовки следующим образом
Инструкция развальцовки
Далеко не у каждого водителя ремонт машины вызывает приятные чувства. Многим вообще не хочется лезть под капот и ремонтировать поломку, что уже говорить о ремонте деталей, для ремонта которых необходимо лезть под машину. Да, развальцовка труб – это не одна из приятных работ, но и не очень сложная
Самое важное, что развальцевать можно самостоятельно, и при этом не платить каким-то «специалистам» на СТО. Для качественного выполнения этой работы нужно приобрести специальное приспособление, так называемый «развальцовщик»
Такой набор для развальцовки тормозных трубок, в котором можно увидеть труборез, штуцер, клещи, можно приобрести в любом автомобильном магазине, к тому же его цена – копейки по сравнению с ценой работы на станции технического обслуживания. Также нужно приготовить немного бензина в бутылке для дальнейшего смазывания трубы и дрель для снятия фаски.
Итак, давайте рассмотрим подробную инструкцию, как развальцевать тормозную трубку.
Трубка откручивается руками от цилиндра или же суппорта. Определяется на ней поврежденный участок, и если есть возможность – ремонтируем, в противном случае трубка не пригодна. Так вот, при помощи трубореза на поврежденный участок на трубке. После чего нужно исправный обрезанный край трубки обработать бензином. С помощью клещей зажимаем трубку для создания разъема под штуцер. Берем дрель и сверло необходимого диаметра и снимаем немного края внутри, делаем фаску. После чего нужно очистить посадочное место от стружки и вставить в трубку штуцер
Теперь самое важное – развальцовка. Применяется инструмент для развальцовки следующим образом
Край трубки вставляется в специальные отверстия станка таким образом, что бы оставался отрезок примерно пять миллиметров поверх захвата и зажимается. Механизмом обрабатывается нужная часть трубки. В случае, когда необходимо развальцевать оба края трубы, то второй выполняется точно по такому же сценарию, как и первый край. После выполнения всех указанных действий у вас должно получиться аккуратное расширение. Размер расширения можно варьировать на станке, и он зависит от спецификации автомобиля и это предусмотрено в наборе (в наборе можно увидеть специальное лекало).
Итак, подводя итог можно сказать, что работа по развальцовке тормозных трубочек не очень трудоемкая и сложная
Важно понимать, что большинство ремонтных работ относительно железного друга, можно с легкостью выполнять и самостоятельно. А это очень важно, ведь исправляя поломку лично, можно не только сэкономить денежные средства, но и самое главное, возможно качественнее любого автослесаря выполнить работу
Главное следовать инструкции и помнить о том, что это делается исключительно для себя.
Инструменты для развальцовки медных труб
Виды развальцовок для большинства медных труб выполняют специальными, ручными и приводными развальцовочными приспособлениями. Первые из-за своей компактности и малого веса используются чаще.
В основу действия инструмента положен принцип поперечной раздачи ограниченного участка трубы. При этом должны учитываться следующие условия:
- Коэффициент развальцовки k = d/D (d – внутренний диаметр недеформированной части медной трубки, D – максимальный диаметр нижнего конуса после окончания развальцовки) не должен быть 0,75…0,85;
- Угол развальцовки не должен превышать 300; на практике это условие часто не выполняется, вследствие чего на торце конуса возможны волнообразные складки и даже трещины (в ряде случаев микротрещины видны даже на внутренней поверхности трубки). Такие изделия дефектны, и к установке допущены быть не могут;
- Торец трубки, которая подлежит развальцовке, должен быть ровно отрезан от мотка и тщательно зашлифован. Для резки рекомендуется использовать не обычную ножовку по металлу, а приспособление для кругового реза, которое обеспечивает чистый срез. Приспособление включает режущее лезвие, направляющее колесо и ручку для затяжки. При вращении инструмента вокруг заготовки, лезвие постепенно внедряется в материал, оставляя чистую кромку;
- После развальцовки наблюдается утонение стенки трубки, которое можно определить по формуле s1 = sk0,5 (s – исходная толщина стенки трубки, s1 – толщина стенки после развальцовки, в нижней части конуса).
При подогреве медной трубки предельное значение коэффициента развальцовки может быть снижено на 15-20 %.
Кратко рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы развальцовочной оснастки.
Механический развальцовщик
Ключевой деталью такого приспособления является валик (реже – шарик), который изготовлен из твёрдого сплава или быстрорежущей закалённой стали. Валик прижимается к подготовленной кромке заготовки и с нажимом прокатывается по ней.
Интенсивность развальцовки устанавливается визуально, с учётом приведенных выше ограничений. Передвижение валика по деформируемой поверхности производят вручную. При выборе типоразмера устройства следует соотнести геометрические характеристики валика – радиус закругления, диаметр – с необходимым размером деформируемого торца изделия.
Конусный развальцовщик
Представляет собой наиболее удачную конструкцию инструмента. Основным элементом является конический пуансон. Перемещаясь в винтовой направляющей, он производит равномерную раздачу боковых стенок трубки. По внешнему виду напоминает ручной винтовой пресс, который можно закреплять на рабочем столе или верстаке.
Перемещение пуансона контролируется визуально, по достижении требуемой степени деформации. Для снижения трения внутреннюю поверхность заготовки можно смазать. При работе с конусным развальцовщиком усилие операции будет непрерывно возрастать.
Развальцовщик с электроприводом
Производители такого инструмента обычно комплектуют их наборами различных насадок, отличающихся углом конуса, радиусами закругления рабочей части и её длиной. Цена инструмента возрастает, зато и его эксплуатационные возможности увеличиваются. Развальцовка медных трубок приводными развальцовщиками целесообразна при значительном объёме выполняемых операций. Привод осуществляется от аккумулятора.
Эксцентрический развальцовщик
Работает по принципу перекатывания давильного приспособления по поверхности заготовки. Усилие обработки при этом – минимальное, однако существенным недостатком считается неравномерность характеристик деформируемой части трубки. Кроме того, сам процесс развальцовки происходит более длительное время.
Рычажный развальцовщик
Наиболее простой тип оснастки, который доступен для изготовления своими руками. Другое название – эспандер. Представляет собой систему из 2…4 рычагов, которые равномерно располагаются вокруг деформируемой заготовки, преодолевая при работе сопротивление возвратных пружин.
Развальцовка происходит последовательным и одновременным перемещением рычагов в направлении деформирования. Трёхрычажную схему используют реже, потому что для неё требуется работать вдвоём. Другим недостатком приспособления является невозможность текущего контроля качества.
Неисправности трубок
При плохой передаче жидкости по трубкам торможение авто совершается с запозданием, и тормозной путь возрастает практически в два раза. Кроме того, в работе системы, наиболее часто при нажатии педали тормоза, возникают посторонние звуки и некоторые импульсные перемещения.
Причиной повреждения трубок является потеря жидкости в тормозной системе. Эта потеря повергнет к перегреванию тормозных барабанов и к неровному изнашиванию колодок. Ещё одним показателем может быть необычное поведение авто в период нажатия на рычаг, а именно: автомобиль немного отходит в сторону. Конечно, это не прямая причина, однако, как заявляют профессионалы, она может указывать на поломку трубок.
Каждый автомобилист должен немного ориентироваться в конструкции собственной машины, чтобы уметь в случае ремонтных работ ликвидировать поломку собственными руками, если есть такая возможность. В особенности это относится к автотормозной системе. Зачастую при ее неисправностях необходима развальцовка труб, по которым жидкость переходит, при нажатии на рычаг, от цилиндра к колодкам.
Определить поломку самостоятельно можно в следующих ситуациях:
- Утечка жидкости из системы.
- Перегревание барабанов.
- Скрип при нажатии на рычаг.
- Увеличение хода автотормозной педали.
- Тормозной путь делается продолжительнее.
- Изнашивание колодок происходит скачкообразно.
Очевидным признаком того, что трубки износились и пора делать развальцовку, будет повышение тормозного пути.
Отмеченные проблемы наносят весьма высокий ущерб не только отдельным составляющим, но и целой системе. В случае если собственник желает защитить автомобиль от проблем, ему необходимо помнить, что следует хотя бы раз в год проходить тестирование автотормозной системы.
Развальцовка труб — это не особо приятная работа, однако и не очень сложная
Наиболее важное, что развальцевать можно своими руками. Для высококачественного исполнения этой работы необходимо купить специальное приспособление, именуемое «развальцовщиком»
Такой комплект для развальцовки трубок имеет приемлемую цену, и в нем можно увидеть:
- труборез;
- штуцер;
- клещи;
- штампы.
Можно купить набор в любом автомобильном магазине, его стоимость — копейки по сравнению со стоимостью работы на станции технического обслуживания.
Инструкция для самостоятельной развальцовки
Не каждый автомобилист испытывает желание заниматься ремонтом. Для некоторых это слишком сложное занятие, у других же нет времени и желания. Если вы себя относите к перечисленным категориям, то всегда можете обратиться в автосервис, и доверить развальцовку профессионалам.
Есть еще один фактор, который может остановить вас – это отсутствие специального инструмента. Тем не менее, его всегда можно приобрести в автомобильном магазине, либо заказать в Интернете. Инструмент максимально бережно работает с металлом, при этом сохраняется равномерность толщины стенок и гладкость внутренней поверхности.
При желании, вы легко приобретете набор для развальцовки. Туда помимо «развальцовщика» входит:
- труборез;
- клещи;
- зажим;
- штуцер;
- штампы под разные диаметры трубок.
Если перечисленные препятствия вас не пугают, а под рукой есть все необходимое, займитесь ремонтом самостоятельно. Процесс развальцовки тормозных трубок не трудоемкий и не займет много времени. При этом, после успешно проделанной работы, вы однозначно почувствуете чувство гордости от собственных возможностей.
Четко следуйте инструкции:
- Загоните автомобиль на смотровую яму или эстакаду, обездвижьте.
- Приготовьте набор для развальцовки, а также вам понадобится дрель и немного бензина.
- Открутите тормозную трубку от суппорта или тормозного цилиндра. Оцените степень поломки и возможность ремонта.
- Если можно удалить испорченный кусок, при этом сохраняя нужную длину, обрежьте его труборезом и выбросьте. Свое он уже отработал.
- Исправный обрезанный край обработайте бензином.
- Клещами зажмите трубку для создания разъема под штуцер.
- Дрелью и сверлом нужного диаметра снимите фаску по краям трубки.
- Очистите трубку от стружки и вставьте штуцер.
- Возьмите инструмент для развальцовки и вставьте в нужное отверстие трубку. Необходимо, чтобы ее конец выступал на 5-6 мм за край.
- Зажмите инструмент. В это время механизмом обрабатывается нужная часть.
- Полюбуйтесь результатом работы. На конце трубки должно получиться аккуратное расширение, которое герметично соединит элементы системы.
- Установите все детали на место. Залейте тормозную жидкость и прокачайте систему, чтобы из нее вышел весь воздух. Протестируйте работу автомобиля.
Развальцовка труб
Увеличение диаметра изделия необходимо при выполнении бесфитингового соединения элементов трубопровода, например, капиллярная пайка медных труб. Полученное расширение позволяет вставить одну трубы в другую.
Простейший инструмент для развальцовки представляет собой обычный конус, который вворачивается в закрепленную трубу, расширяя ее край.
Усовершенствованная модель комплектуется трещеткой, которая позволяет регулировать усилие,
Развальцовка описанными выше инструментами является наиболее простым способом, но качество получаемой гильзы далеко до совершенства.
Наиболее качественная развальцовка получается при использовании инструмента, рабочим органом которого является эксцентрический конус. При повороте рукоятки, которая также оснащена предохранительным механизмом, конус начинает прокатываться по внутренней стенке трубы, уменьшая ее толщину и отгибая край. Полученное расширение отличается высоким качеством.
Подобные устройства применяются, в основном, для труб из мягких металлов. Стальные трубы также могут быть развальцованы, но в холодном состоянии такой процесс требует приложения значительных усилий. Поэтому такие трубы желательно предварительно нагреть, после этого развальцовка ручным инструментом станет гораздо проще.
Неисправности тормозной системы
Практически все водители знают, что тормозная система автомобиля состоит из привода управления, распределительных систем и исполнительных (рабочих органов). Все части тормозной системы соединяются при помощи тормозных трубок (магистралей). По этим трубкам перемещается тормозная жидкость, находящаяся под давлением. В процессе нажатия на педаль тормоза, давление на ТЖ повышается и она воздействует на рабочий орган системы, который выполняет блокировку колеса и полную остановку транспортного средства.
В процессе эксплуатации тормозной системы могут возникнуть следующие неисправности:
- Нарушение герметичноститормозных трубок и поршней, в которых жидкость находится под давлением.
- Механическая поломка рабочих органов. К этому можно отнести всевозможные заклинивания тормозных цилиндров и т. п.
- Нарушение свободного хода педали. Такая неисправность составляет дискомфорт водителю при эксплуатации автомобиля.
В этой статье речь пойдет именно о первой неисправности – нарушение герметичности соединения тормозных трубок с рабочими механизмами.
Особенности технологии
Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.
Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В набор для развальцовки тормозных трубок, который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:
- труборез;
- штуцер, применяемый в качестве соединителя;
- клещи.
В набор для развальцовки входит, как правило, зажим под различные размеры трубок
Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.
При замене трубки на новую сначала делаем копию по образцу старой
Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.
- Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
- При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
- Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
- Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
- Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.
Особенности технологии
Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.
Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В , который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:
- труборез;
- штуцер, применяемый в качестве соединителя;
- клещи.
В набор для развальцовки входит, как правило, зажим под различные размеры трубок
Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.
При замене трубки на новую сначала делаем копию по образцу старой
Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.
- Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
- При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
- Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
- Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
- Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.
Аккуратно укорачиваем трубку с помощью специального резака
После того как все вышеописанные действия выполнены, трубку необходимо развальцевать, для чего лучше всего использовать специальный станок. Развальцовка, выполняемая при помощи такого станка, осуществляется по следующему алгоритму.
- Конец трубки, который требуется развальцевать, вставляют в зажимное отверстие станка. При этом часть трубки, выступающая из зажимного механизма станка, должна составлять примерно 5 мм.
- При помощи специального пуансона, которым оснащен такой станок, конец трубки развальцовывают.
- При необходимости развальцовки второго конца трубки вся вышеописанная процедура выполняется в такой же последовательности.
Сдавливаем плашку прессом, визуально следя за образованием грибка, и получаем качественно обжатую трубку
В результате выполнения развальцовки с помощью такого прибора, с правилами и тонкостями работы с которым лучше всего ознакомиться по видео, конец тормозной трубки становится аккуратно расширенным. Использование специального станка позволяет регулировать параметры такого расширения, ведь для тормозных систем, используемых на автомобилях разных марок, они могут серьезно разниться. Как правило, в специальных наборах, при помощи которых развальцевать тормозные трубки можно своими руками, есть и лекало, позволяющее осуществлять контроль за результатом выполнения технологической операции.
Разворачивание конца трубки посредством специального ножа, расположенного на задней стенке резака
Таким образом, развальцевать трубки, используемые в тормозной системе автомобиля, несложно, если использовать для этого специальные инструменты и приспособления. Выполняя такую развальцовку своими руками, вы не только экономите деньги, но и полностью контролируете процесс выполнения технологической операции, от результатов которой зависит работоспособность вашего транспортного средства. В таких случаях всегда следует помнить о том, что автомобильный слесарь выполняет работу не для себя, поэтому и относится к ней соответственно. Чтобы не переживать за результаты самостоятельного ремонта своего транспортного средства, необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций:
- четкое следование инструкциям, в качестве которых может выступать и видео;
- использование для развальцовки только качественных инструментов, приспособлений и расходных материалов;
- строгий контроль на всех этапах выполнения ремонтных мероприятий.
Самостоятельная развальцовка
В промышленных условиях для развальцовки труб используются специальные высокопрочные валы, при этом профиль оконечности труб формируется в результате многократной их прокатки. Такой вальцовочный станок позволяет выполнить деформацию максимально точно и равномерно.
При самостоятельно развальцовке обычно используют наборы, которые можно приобрести через интернет или в специализированных магазинах. Такой комплект включает в себя труборез, зажим, а также штампы с отверстиями разных диаметров (с метрическим или дюймовым обозначением размеров) для развальцовки с применением конусного винта.
Многие автовладельцы, чтобы в домашних условиях развальцевать тормозную трубку, используют более примитивный способ, не требующий приобретения вышеописанного приспособления – коническую болванку с нужным углом. Если трубка изготовлена из меди (такие сейчас встретишь не часто – производители в целях экономии массово переходят на металл), она обладает достаточной пластичностью для выполнения такой операции своими силами. Но от вас потребуется не просто сила, а точно дозированные усилия при натяжке кончика медной трубки на конус. Любой перекос при ударе – и результат может оказаться неудовлетворительным: от разрыва вальцуемой поверхности в месте, на которое пришёлся более сильный удар, до замятия слишком истончённой при такой обработке поверхности. Так что данный способ вряд ли можно рекомендовать в качестве приемлемого – к нему следует прибегать только в случае крайней необходимости.
Гораздо более предсказуемые результаты получаются при использовании экспандера. Здесь также нужно будет применять физическую силу, но сам процесс упрощается, поскольку натяжка трубы на одну из сменных насадок осуществляется с помощью вращающейся рукоятки.
Экспандер для труб
Экспандер позволяет развальцевать трубку до нужного диаметра достаточно быстро, всего за один подход, однако и здесь стопроцентный результат не гарантирован. Главный залог успеха – качество самой трубки. Если оно плохое, то есть стенки не идеально ровные (имеют разную толщину на определенном участке, подвергающимся обработке), то и в этом случае тонкие стенки растянутся больше, толстые – меньше, и в результате развальцовка получится не идеальной. Попытки «дожать» соединение могут закончиться плачевно – его поломкой или смятием.
Классический инструмент для развальцовки тормозных трубок представляет собой комплект валиков, произведённых из твёрдосплавных материалов. Валики прокатываются по поверхности обрабатываемой трубы, каждый раз с всё большим усилием. В результате развальцовка производится плавно, а все те неприятности, которые характерны для более примитивных инструментов, здесь невозможны. Каждый новый оборот валики увеличивают диаметр заготовки на минимальную величину, и такая постепенная растяжка переносится металлом очень хорошо.
Подобный метод применим даже в отношении неидеальной заготовки, поскольку при наличии участков с более толстыми стенками они раскатываются до требуемой величины, при этом поверхность трубки становится ровной и гладкой, без каких-либо дефектов и шероховатостей.
Ещё один распространённый метод развальцовки – использование твёрдотельного конуса, который вдавливается с определённым усилием в трубку, предварительно укреплённую в тисках
Качество такого способа сравнимо с использованием валов, но здесь важно остановиться именно на той глубине вжатия, которая соответствует нужному диаметру развальцовки
Безусловно, идеальным решением было бы приобретение готового станка заводского изготовления. Но если вы относитесь к категории умельцев, старающихся всё сделать самостоятельно, в том числе и редко используемые инструменты, развальцеватель для медных трубок тоже можно изготовить в домашних условиях. Без этого инструмента обеспечить надёжное соединение тормозных трубок не получится.
Набор для развальцовки и резки трубок
Главное условие – металлические заготовки должны быть прочными, это позволит использовать приспособление на протяжении десятилетий. Конструкция такого развальцовщика довольно проста – она представляет собой станину, изготовленную из двух равных по размерам уголков.
Нам потребуются следующие инструменты и материалы:
- сверлильный станок;
- станок для заточки;
- болгарка;
- уголки (100 х 32 х 5 мм., 2 шт.);
- оправки (можно изготовить самостоятельно или попросить выточить у знакомого токаря);
- болты М8 (2 шт.).
Предназначение тормозных трубок
Любая гидравлическая система нуждается в наличии магистралей, по которым жидкость подаётся в рабочие механизмы. Тормозная система автомашины не является исключением, но здесь имеются свои особенности. Связаны они как с конструкцией тормозов, так и техническими характеристиками используемой рабочей жидкости, к которой предъявляются весьма жёсткие требования:
- она должна не закипать при температурах, превышающих 200 градусов;
- не терять текучесть в сорокаградусный мороз;
- не быть агрессивной к резиновым деталям тормозной системы;
- не приводить к коррозии.
Последний пункт особенно важен для тормозных трубок, являющихся неотъемлемой частью ТС современного автомобиля. Рассмотрим принцип работы типовой тормозной системы.
Алгоритм остановки транспортного средства связан с выполнением следующих действий:
- водитель при возникновении необходимости снизить скорость движения машины вплоть до полной её остановки нажимает с соответствующим усилием на педаль тормоза;
- шток педали напрямую воздействует на поршень главного тормозного цилиндра, приводя его в действие;
- поршень, двигаясь в цилиндре, воздействует на тормозную жидкость, создавая определенное явление;
- жидкость, сжимаемость которой близка к нулю, движется по магистрали и воздействует на тормозные цилиндры, расположенные на каждом из колёс;
- поршни передают импульс движения на тормозные колодки, которые, прижимаясь к дискам, и создают тормозное усилие, притормаживая вращение колёс.
В этой цепочке тормозные трубки являются составной частью гидромагистрали, по которой движется рабочая жидкость. Их задача – не допустить подтеканий ТЖ, поэтому особое значение приобретает качество их соединения с другими элементами тормозной системы. Вот для этого и используется технологическая операция, называемая развальцовкой.
Её сущность заключается в деформировании оконечного участка трубки таким образом, чтобы равномерно увеличить её диаметр (противоположная операция, заключающаяся в сужении диаметра кончика трубки, называется завальцовкой). Развальцовка нужна для того, чтобы обеспечить максимально герметичное соединение трубок друг с другом или трубки с коллектором.
Поскольку, как мы уже отмечали, тормозные трубки подвержены механическим воздействиям, они могут получить повреждение, ставшее причиной разгерметизации системы – в этом случае требуется немедленная операция по их замене. Естественный износ – более распространённая причина замены этой компоненты тормозной системы.
Сама процедура развальцовки трубки состоит из трёх этапов:
- определение требуемого зазора между трубной решёткой и кончиком трубки;
- развальцовка и трубки, и трубной решётки;
- снятие демпфирующей нагрузки с внутренних стенок трубки.
Технология деформации требует, чтобы металл тормозной трубки подвергался так называемой пластической деформации, а металл решётки – упругой деформации. Для обеспечения этого условия решётка изготовляется из более твёрдого металла, что позволяет после завершения этапа развальцовки трубной решётке целиком «обхватить» трубку.
Обеспечение требуемой герметичности такого соединения осуществляется посредством применения метода контактного давления, образующегося между наружными поверхностями контактирующих деталей. В некоторых случаях технология соединения развальцованных кончиков труб предполагает использование сварки – такой метод называют комбинированным.
В заводских условиях развальцовка осуществляется с применением специального станка, оснащённого приводом гидравлического, пневматического или электрического типа, предусматривающего возможность контроля за скоростью вращения. Именно на привод ложится задача обеспечения требуемой надёжности соединения.
При замене тормозных трубок развальцовка осуществляется с использованием специального инструмента, который можно приобрести в автомагазине.