Причины и пути устранения утечки
Важно следить за уровнем хладагента в системе. Для этого в расширительном бачке есть специальные отметки
Если уровень постоянно падает и приходится доливать жидкость, то система негерметична. Надо искать причину и побыстрее устранить её. Рассмотрим основные причины появления протекания и способы решения проблемы:
- Если радиатор имеет горловину, то необходимо проверить крышку. Охлаждающая жидкость нагревается до 120 градусов Цельсия и циркулирует в системе под высоким давлением. Если крышка не способна удерживать давление, то антифриз испаряется из теплообменника и уровень падает. Эта проблема решается путём замены крышки на новую.
Одна из причин утечки антифриза — это плохая герметичность крышки радиатора
- Вторая причина вытекания антифриза – износ резиновых патрубков. Проверьте места соединения с радиатором. Если есть следы вытекания охлаждающей жидкости, то замените патрубки и хомуты.
- Самая неприятная поломка – это появление течи в самом радиаторе. Она возникает в результате механического удара, физического износа или из-за использования антифриза низкого качества.
Большое отверстие в радиаторе заметно, через него идёт густой пар и брызгает антифриз
Обнаружить большое отверстие не составит труда – из него будет валить горячий пар. Устранить такой дефект в дороге сложно. Доберитесь побыстрее до ближайшей станции техобслуживания и проведите ремонт или замену теплообменника. В любом случае предстоит демонтаж старого радиатора и его осмотр. Некоторые мастера умеют заваривать отверстия. Если радиатор изготовлен из меди или латуни, то он поддаётся пайке. Алюминиевый ремонтируют с помощью аргоновой сварки.
Теплообменник из меди или латуни поддаётся пайке при помощи мощного паяльника. Алюминиевый радиатор заваривают с помощью аргоновой сварки
Как показывает опыт, такой ремонт редко удаётся провести качественно, и уже через несколько месяцев автовладелец вынужден поменять радиатор на новый.
Обнаружить небольшую течь сложнее, но в поиске поможет сам антифриз. В его химическом составе содержится краситель, который подсвечивается в ультрафиолетовом свете. Достаточно посветить на радиатор специальной лампой и увидите места протекания охлаждающей жидкости.
Обнаруженный дефект в условиях гаража устраняют с помощью холодной сварки. Это двухкомпонентная эпоксидная смола. Приготовленный состав похож на пластилин и его наносят на обнаруженный дефект. Предварительно зачищают поверхность: удаляют грязь, масло и пыль. Через 15-30 минут сварка затвердевает и течь устранена.
Двухкомпонентная эпоксидная смола помогает устранить течь радиатора в гаражных условиях
Есть мнение, что устранить небольшую течь можно народными способами, например, с помощью сухой горчицы. Этот продукт добавляют в радиатор, под действием температуры частицы увеличиваются в размере, разносятся по системе и где есть течь собой закрывают отверстие. Помните, что с устранением дефекта инородные вещества забивают и всю систему: каналы двигателя, соты радиатора. Не применяйте народные способы. Найдите другой вариант добраться до сервисной станции или используйте герметик для радиатора.
Устройство системы охлаждения
- Термостат.
- Радиатор.
- Расширительный бачок.
- Шланги и патрубки.
- Водяная помпа.
Радиатор представляет собой решетку, состоящую из пластин и трубок, изготовленных из нетяжелого металла – меди, латуни или алюминия. Многие трубки дают возможность снизить объем для охлаждения, а пластины повышают площадь охлаждения.
Все составные элементы соединяются между собой шлангами и патрубками. Водяная помпа прокачивает охлаждающую жидкость по определенному контуру. Термостат служит для обеспечения циркуляции жидкости по малому или большому кругу. Еще из школьного курса физики известно, что жидкость увеличивается в объеме при нагревании. Расширительный бачок обеспечивает компенсацию этой характеристики тосола.
Возможность проведения ремонта
При протекании радиатора охлаждения с небольшой трещиной неисправность можно устранить своими руками. Но если течь возникла в месте соединения пластикового патрубка и самого радиатора, то такую неисправность уже не устранить. Временно при невозможности быстрой покупки нового радиатора, можно использовать герметик или эпоксидный клей.
Если имеется несколько или одна небольшая трещина, по которой тосол протекает по несколько капель, то можно быстро добиться результата специальным герметиком. Его следует залить в систему охлаждения. Составными компонентами являются вещества, затягивающие маленькие трещины, и создающие герметичность корпуса радиатора. После этого можно ездить на автомобиле, так как для начала действия герметика необходимо некоторое время, после чего течь должна прекратиться.
Многие владельцы автомобилей не знают, что предпринять, если потек радиатор из-за коррозии. При этом герметики бесполезны, и радиатор ремонтируется только пайкой. Это довольно сложный процесс, и производится только при наличии большого опыта и специального оборудования. Также сложно сделать ремонт радиатора при механических повреждениях. Иногда для этого применяется аргонная сварка.
При производстве самостоятельной работы с радиатором в первый раз, нужно готовиться к переделке работы. На внешний вид нельзя сразу найти все трещины на радиаторе. Это можно увидеть только при его установке и запуске мотора. Если через 30 минут холостого хода течь не показалась, то это означает, что достигнут хороший результат. При появлении течи работу следует начинать с самого начала.
Оценка масштабов повреждения радиатора
Сам радиатор принято устанавливать в подкапотное пространство, а точнее в его переднюю часть. Именно так удается создать эффект обдува встречным потоком воздуха во время движения транспортного средства. Недостатком теплообменника авто является хрупкость. Часто это устройство называют самой уязвимой частью любого автомобиля.
Даже если произойдет самый незначительный удар, вероятность механического повреждения рассматриваемой запчасти достаточно высока. Особенно часто ломаются теплообменники, бачки для воды которых произведены из пластика. Поэтому принимая решение, как отремонтировать радиатор, нужно ориентироваться в первую очередь на свои возможности. Внимательно изучите все представленные выше способы и постарайтесь сориентироваться в том, какой метод будет самым удобным и простым с практической точки зрения.
Также важно предварительно оценить масштабы повреждения. Если оно достаточно сильное, рекомендуется ориентироваться на прямую спайку
Так можно разобраться с действительно большими трещинами, которые невозможно устранить обыкновенным клеем. Если трещина не самая большая – вполне подойдет замазка по типу холодной сварки. Клей же станет оптимальным решением для восстановления небольших трещинок.
Если не уверены в том, что знаете, как заклеить систему охлаждения авто, лучше ориентируйтесь на ремонт системы в автосервисе. К тому же, на проведение механиком восстановительных работ не придется тратить слишком много денег, ведь сам процесс сложным не считается.
Как промыть радиатор от герметика
Как указывалось выше, использование герметика ведет к тому, что в системе охлаждения автомобиля на внутренних поверхностях ее узлов образуется налет, который препятствует ее нормальной работе. Следствием этого является необходимость очистки системы от загрязнений с помощью специальных средств. Их существует несколько типов, в том числе так называемые народные, самодельные и фабричные.
Учтите, что при качественной очистке системы охлаждения вскроется повреждение, которое было затянуто герметиком. Поэтому после очистки необходимо будет обязательно провести полноценный ремонт системы с заменой поврежденных узлов или их пайкой.
Так, к народным средствам очистки относится лимонная кислота, уксусная кислота, знаменитый напиток Fanta, молочная кислота, молочная сыворотка, каустическая сода. Также растворить герметик радиатора можно при помощи фабричных средств, которых в настоящее время на рынке полным-полно. Одними из самых популярных являются LAVR Radiator Flush Classic, Hi-Gear Radiator Flush, LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger. Они эффективно очищают радиатор и другие элементы системы охлаждения и нагрева. Перед их использованием внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.
Как устранить течь радиатора охлаждения автомобиля народными средствами
Хорошо зарекомендовали себя продукты производства Liqui Moly, в частности Kuhler Dichter. Его советуют применять большинство специалистов. В магазинах есть и средства других производителей, но никто не гарантирует, что они не содержат той же муки. Более того, многие герметики содержат строительную клеевую смесь в сухом виде или даже цемент. Такие средства способны закупоривать отверстия, что может привести к перегреву мотора.
Что касается герметиков Liqui Moly, в их составе имеются полимерные частицы, которые не забивают патрубки, а оседают в месте повреждения. В любом случае такая операция обеспечивает только временное устранение проблемы и, более того, герметик не справляется с крупными повреждениями.
Пайка радиатора
Самый лучший способ – это запаять пробитый радиатор с помощью паяльника и олова. При наличии определённых навыков пайка поможет качественно и надолго заделать течь.
Иногда метод помогает даже при довольно значительных повреждениях. Но всё-таки если трещины большие или множественные, лучше купить новый радиатор. Хотя на время можно и запаять старый.
Большинство радиаторов являются латунными, медными либо алюминиевыми. Автомобилисты должны знать, что алюминий не подлежит паянию поэтому для алюминиевых радиаторов необходимо выбирать холодную сварку с использованием двухкомпонентного клеевого состава на базе эпоксида.
Чтобы результат сохранялся как можно дольше, следует принять следующие меры:
- Дать двигателю остыть.
- Определить место трещины и отметить его.
- Полностью освободить радиатор от жидкости.
- Нанести состав и оставить на несколько часов для хорошего сцепления.
Сода и супер-клей
Мало кто знает, но если на соду накапать супер-клей, то сода превратится в твёрдый клеящий состав, которым можно временно заделать место утечки не только охлаждающей жидкости, но и любой другой пробой. Как и все другие способы — это временная мера, и в ближайшее время нужно заменить вышедший из строя элемент.
Герметик для радиатора
Для заделывания течей в радиаторе охлаждения можно использовать специальные герметики. Сейчас в автомагазинах продаётся множество подобных средств, как дешёвых, так и дорогих. Желательно использовать химию средней ценовой категории и известного производителя.
При заделывании трещины необходимо соблюдать инструкцию по применению средства. Обычно герметики требуют прогревания двигателя до максимально возможной рабочей температуры, чтобы состав застыл правильно. В противном случае впоследствии при нагреве мотора течь может появиться снова.
При использовании герметиков следует быть осторожными, чтобы средство не попало в радиатор отопителя. Последствия будут печальными. Поэтому такую химию не рекомендуется применять при значительных повреждениях. В таком случае – только замена радиатора.
Устранить течь радиатора горчицей
В Интернете порой можно встретить советы засыпать в трещину в радиаторе, например, сухую горчицу. Возможно, она на время поможет устранить мелкие дефекты. Этого хватит, чтобы доехать до дома или гаража. После этого обязательно следует промыть радиатор.
Также велика вероятность повреждения радиатора печки при применении горчицы. Поэтому пользоваться ей допускается лишь в самом крайнем случае, если неприятность случилась в дороге. А иной возможности решить проблему на месте нет.
Рассмотрим несколько методов, позволяющих определить трещину:
- Опустить радиатор в ванную, из поврежденного места начнут выделяться пузырьки.
- Присоединить компрессор и пустить поток воздуха, чтобы определить место воздушного оттока.
Стоит отметить, что холодная сварка при воздействии экстремальных температур и повышенного давления может провоцировать утечку, поэтому процедуру стоит рассматривать как временное решение проблемы.
Перед началом процедуры место повреждения необходимо тщательно очистить и обезжирить. Перед нанесением канифоли место нужно очень хорошо нагреть, только после этого можно накладывать паяльный шов
Следует уделить повышенное внимание данной процедуре, иначе в процессе появятся неровности
Наиболее радикальный способ устранения проблемы — зажатие либо заглушка протекающей соты. Конструкция радиаторов выполнена таким образом, что порядка 20% сот подлежат заглушке без риска перегрева мотора.
Если ни один из рассмотренных способов не дал ожидаемого результата, придется полностью менять радиатор. А вообще, если это возможно, лучше купить новый радиатор охлаждения. Или заделать старый на время, но как только появятся деньги, сразу приобрести новый радиатор и заменить. Тем более, что для большинства современных бюджетных автомобилей стоит она сравнительно недорого.
Как устранить течь в радиаторе герметиком?
Герметик является специальным составом для заделывания трещин и отверстий в системе охлаждения и в частности в радиаторе.
Герметизирующие вещества бывают нескольких видов:
- Порошок. Засыпаем в радиатор при возникновении течи охлаждающей жидкости. Самым простым и популярным вариантом у владельцев автомобилей отечественного производства является горчица. Некоторыми автолюбителями даже используется для этих целей табак и другие не менее экзотические вещества.
- Достоинства. К достоинствам сухих средств можно отнести дешевизну и возможность устранения дефектов небольших размеров (до 1 мм).
- Недостатки. Имеется и существенный недостаток, который заключается в том, что забиваются не только места протечек, но и каналы радиаторов в системе охлаждения и отопления салона.
- Жидкие препараты. В основе препаратов подобного типа полимеры с добавлением мелких частиц металлов. Как правило подобные средства используются для устранения течи в блоке двигателя, но и частично в радиаторах. Принцип действия следующий: полимеры цепляются за небольшие шероховатости и острые края и обволакивают их.
- Достоинства. К достоинствам данного варианта можно отнести то, что герметик постоянно находиться в охлаждающей жидкости и при его замене удаляется из системы охлаждения.
- Недостаток. Полимерным препаратом можно заделывать только небольшие отверстия (не более 1 мм);
- Современные средства полимерного типа. Средства подобного типа в своем составе имеют специальные волокна. Ярким примером такого вещества можно назвать герметик для радиаторов LAVR STOP LEAK. Благодаря волокнам улучшается сцепление частиц средства между собой и краями трещин.
- Достоинства. Главное достоинство данного варианта заключается в том, что за несколько минут можно заделать отверстие до 2 мм.
- Недостатки. Высокая стоимость.
Герметик для радиатора авто – применение
Главная ошибка большинства автолюбителей заключается в том, что они не знают основную функцию греметика. А она проста – устранение течи охлаждающей жидкости при временном его использовании. Следовательно, использовать греметик рекомендуется только в том случаи, когда нет возможности устранить течь в стационарных условиях или в гараже.
Если для устранения причины течи все же был использован герметик, то при возможности сливаем охлаждающую жидкость, промываем систему и производим полноценный ремонт радиатора.
Действия водителя при использовании герметизирующих препаратов:
- На возникновении течи из радиатора при движении может указать датчик температуры. Если автомобиль на стоянке, то лужа охлаждающей жидкости может нам сказать о том, что необходимо проверить его уровень.
- В случаи, если такая проблема все же возникла, то глушим двигатель, ждем пока остынет охлаждающая жидкость и приступаем к осмотру повреждения. Если жидкость все же продолжает течь, том под этим местом устанавливаем емкость для его сбора.
- Помните! Открывать крышку радиатора автомобиля на работающем или горячем двигателе нельзя, так как это может привести к серьезным ожогам.
- Если у вас под рукой порошок или жидкое средство, то помещаем ее в радиатор в соответствии с инструкцией.
- Далее на несколько минут заводим двигатель, глушим и через некоторое время снова проверяем наличие течи на работающем агрегате.
- Если место течи является небольшим, герметик был использован в соответствии с инструкцией к нему, то охлаждающая жидкость больше не должна протекать.
- В случаи, если дефект все же не удалось устранить, то это нам может говорить о том, что отверстие большое. В этом случаи без пайки уже не обойтись
Как правильно выбрать герметик?
Облегчить выбор поможет сводная таблица с двумя характеристиками: время закупорки отверстий разного диаметра и уровень отложений. Для оценки последнего параметра использовали массу термостата до и после применения присадки. Такое испытание герметиков проводили на кафедре “Двигателей внутреннего сгорания” Санкт-Петербургского политехнического университета.
Из таблицы видно, что герметики справляются с микротрещинами успешно, даже большие отверстия перекрываются на протяжении 2-10 минут.
Устройство агрегата
Стоит отметить то, что использование охлаждающих радиаторов практикуется не только в автомобилях. Эти важные устройства используются также и в самых разных приборах.
Та же система отопления в машине тоже имеет свой радиатор. Есть радиатор и для кондиционера.
Все они выполняют похожие функции и, несмотря на некоторые конструктивные сходства, имеют множество различий, как по своей работе, так и по исполнению.
В автомобиле такой агрегат в обязательном порядке состоит из набора алюминиевых трубок, к которым особым образом прикреплены в большом количестве тоненькие пластинки, которые способствуют увеличению коэффициента теплоотдачи трубок.
Основное предназначение алюминиевых трубок в этом случае — это обеспечение протекания охлаждающей жидкости, нагретой до определенной температуры.
Протекая таким образом по трубкам, жидкость избавляется от излишнего тепла, которое уходит в атмосферу. Для более эффективного охлаждения радиатор постоянно обдувается специальным вентилятором.
ВАЖНО ЗНАТЬ: Советы по сварке алюминия электродами
Несмотря на то, что это охлаждающее устройство устроено достаточно просто и состоит из небольшого набора элементов, важность его в работе двигателя переоценить трудно. Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество
Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество.
Достаточно часто устройство начинает плохо функционировать ввиду того, что произошло внутреннее засорение медных патрубков или сердцевины.
Кроме этого, очень часто радиатор ломается вследствие самых разных механических неисправностей, к которым можно отнести появление микротрещин в поверхности патрубков, а также в местах их крепления к основанию.
Это может стать результатом плохой пайки, а может носить и другой характер. В случае если причиной неисправности агрегата стало засорение, то справиться с проблемой поможет промывка.
При возникновении неисправностей механического характера, решать проблему придется путем проведения определенных ремонтных работ.
Механические неисправности можно ликвидировать при помощи специального клея, некоторых химических составов, однако чаще всего это делают при помощи пайки.
Пайка универсальных радиаторов автомобиля или кондиционера проводится своими руками достаточно просто, при этом потребуется минимум материалов и инструмента.
На видео ниже показано, как выполнить пайку радиатора кондиционера самостоятельно.
Видео:
Это интересно: Карбюратор ВАЗ 21083 – устройство и ремонт
Тестирование современных герметиков
Для увеличения герметичности охлаждающей системы и устранения течи в радиаторе, для владельцев автомобилей существуют специальные составы герметиков. У разных специалистов отношение к использованию герметиков неоднозначное, по аналогии с присадками для масла и таблетками в бак с бензином. Изготовители автомобилей отрицательно относятся к использованию герметиков. В руководствах по обслуживанию автомобиля в разделе охлаждения мотора нет речи про какие-либо присадки. Они отвечают на протекание заменой старого радиатора на новый.
Как быть, если в дороге значительно снизился уровень тосола, а до места ехать еще далеко. Выход имеется. В торговых точках и на станциях заправки топливом реализуют присадки, способные устранить течь. Это является аварийным способом, дающим возможность доехать без проблем до близлежащей станции техобслуживания. Предотвратить протекание радиатора навсегда с помощью герметика не получится. Основной задачей присадок стало образование отложений в охлаждающей системе автомобилей.
Упростить подбор можно с помощью сводной таблицы, имеющей две характеристики: уровень отложений и время закупорки разных отверстий. Для оценки уровня отложений применяли массу термостата до использования присадок и после него. Такие испытания обычно проводят в институтах на кафедре «ДВС».
Из таблицы можно заметить, что микротрещины легко заделываются, и даже большие отверстия закупориваются на 10 минут. Использование герметиков для радиатора является аварийным случаем. Применение их в целях профилактики для этого нет смысла. При наличии возможности следует заменить неисправную деталь, и тщательно промыть охлаждающую систему машины.
Запаивание алюминиевых радиаторов
Не спешите браться за паяльник — это всегда успеется. Прежде нужно изучить масштабы трагедии и выбрать наиболее приемлемый вариант ремонта.
- на место с небольшим дефектом можно просто залить припой;
- пробой с внушительными размерами придётся закрывать латкой и паять её по всему контуру.
Дальше будет подробно описано как запаять радиатор. Если придерживаться этой инструкции, даже у человека без соответствующего опыта всё обязательно получится.
Демонтируем устройство, сливаем с него жидкость, отсоединяем патрубки, болты и снимаем узел.
На месте протечки убираем загрязнения, счищаем пыль и просушиваем.
На сухую и чистую поверхность наносим канифоль, но лучше использовать паяльную кислоту.
Для алюминиевого радиатора важно применять активный флюс или припой из алюминия. Связано это с оксидной плёнкой, которая образовывается мгновенно
Она может сорвать весь процесс ремонта.
Протечка может образовываться на трубке — эта ситуация не является редкостью. В этом случае потребуется прогреть место пайки и извлечь трубку. Затем проводится пайка или трубка меняется на новую, если повреждения имеют большие масштабы.
Не всегда к трубке можно так легко добраться паяльником. В этом случае потребуется внутрь повреждённой трубки ввести нагретый пруток. От температуры припой станет мягким, что позволит без проблем удалить трубку.
Раз уж мы говорим о пайке радиаторов, то стоит дать советы относительно подобного ремонта конструкций из меди и латуни. Для ремонта таких деталей нужно использовать особый паяльник, который рассчитан на работу с такими материалами. Мощность такого паяльника обязательно должна превышать 250 Вт. Работа выполняется по следующей схеме:
- поверхность также очищается и сушится;
- материал прогревается;
- наносится канифоль максимально ровно;
- накладывается припой также ровным слоем.