Признаки изношенного двигателя
Вначале нужно разобраться с признаками изношенного мотора, когда обычное масло уже бессильно. Всего их 5. Главным образом, это изменения в поведении мотора на дороге и большинство из них визуально незаметно.
- Кнопка Check Engine. Со временем при запуске двигателя от замка зажигания её появление заметно учащается. Это свидетельствует о сбоях в работе автомобильного сердца. Датчики сообщают о начале течи в цилиндрах, недостаточно тщательно проработанной смеси топлива с воздухом.
- Нестабильная работа двигателя. В нормальном режиме мотор работает исправно без лишних стуков. По мере износа между механизмами появляется трение, и они начинают перестук. Итог очевиден – через некоторое время у имущества добавится частица не: машина станет «недвижимостью».
- Иногда причиной становятся свечи зажигания. Стирание электродов может вызвать недостаточный поджигающий эффект и, как следствие, детонацию топлива внутри цилиндров. Отсюда и ощущение войны в моторе.
- Неприятные запахи и изменение цвета выхлопного дыма. Они тоже свидетельствует о неисправностях мотора. Забитые пути отвода газов вынуждают их посетить салон транспортного средства. Содержащиеся в них примеси небезопасны для лёгких человека. При значительном накоплении возможна потеря управления транспортным средством и летальный исход.
Особенности применения масел с изношенными ДВС
Каждый автомобилист закономерно хочет залить лишь самое лучшее масло в своё авто, поскольку двигатель с пробегом более 100-200 тысяч километров считается изношенным. Если продолжить заливать стандартное масло, то интенсивность износа начнёт повышаться. Но и с переходом на другие спецификации нужно быть аккуратным.
Подбор смазки осуществляется исключительно в рамках тех рекомендаций, которые даёт производитель. Существенное отклонение от них приведёт к опасным и нежелательным последствиям.
Нужно внимательно изучить вопрос о том, какое масло будет действительно лучше заливать в старый и изношенный двигатель и от чего мотору станет легче и проще работать.
Классификация вязкости моторных масел SAE
Если вы впервые покупаете масло для двигателя вашего автомобиля, скорее всего, вы будете сбиты с толку классами вязкости SAE различных моторных масел, которые можно найти на прилавке вашего любимого магазина автозапчастей.
Дело в том, что хотя качество моторного масла автомобиля действительно имеет значение, не меньшее значение имеет и его марка. Вот тут-то и появляется термин «класс вязкости SAE». SAE – это английская аббревиатура, которая расшифровывается как «общество автомобильных инженеров».
Класс вязкости SAE обозначает функции и вязкость любого моторного масла. Вязкость, как вы, помните из курса физики, по-научному определяется, как свойство текучих тел оказывать сопротивление постепенной деформации при растяжении или сдвиге. Это довольно сложное определение.
Если говорить проще, то вязкость относится к густоте и текучести жидкости. Таким образом, высоковязкая жидкость является густой, в то время как жидкость с низкой вязкостью описывается как текучая. Просто вспомните, например, что кровь гуще воды, причем кровь имеет высокую вязкость, а вода — низкую.
Так какое же это имеет отношение к двигателю, спросите вы. Вы видели растительное масло на морозе? Оно может стать твердым, верно? То же самое и с моторным маслом.
Таким образом, моторные масла при низких температурах должны быть как можно более жидкими – то есть иметь низкую вязкость. А при высоких температурах масло может стать очень жидким, потому что имеет свойство разжижаться. В таком случае оно должно быть как можно более густыми, то есть иметь высокую вязкость.
Давайте рассмотрим на примере. Допустим, у вас есть полностью синтетическое масло, класс вязкости SAE обозначен как 5W-30.
5W означает, что масло было испытано при более низких температурах и что оно имеет степень вязкости 5, при этом буква «W» означает «Зима» (от английского слова «Winter»). Число 30 отражает степень вязкости масла при температуре двигателя 100°С.
Если вы живете в холодном климате, то масло с показателем вязкости 5W сможет запустить ваш двигатель намного раньше, чем масло, у которого вязкость 10W. Это связано с тем, что масло с меньшей вязкостью при низких температурах сможет циркулировать по всему двигателю гораздо быстрее, чем более густое масло.
Помните, что при более низких температурах должно использоваться «жидкое» масло, иначе оно превратится в патоку. Значение вязкости 30 при этом говорит о том, что оно будет достаточно густым, как только двигатель достигает точки кипения. Вот в чем фокус. Если вам приходится каждый день запускать двигатель в холодном состоянии, то вам лучше использовать моторное масло с очень низкой вязкостью W, скажем, 5 или даже 0.
Есть причина, по которой во время холодного пуска предпочтительнее использовать низкое значение вязкости. Чем быстрее масло способно течь, тем меньше времени остается на сухой ход. Сокращение времени сухого хода означает меньший износ двигателя.
Это было доказано много раз при различных испытаниях. Конечно, вы можете запустить свой двигатель без моторного масла. Но примерно через 15 минут, как показали автомобильные испытания, ваш двигатель начнет разваливаться на части.
Таким образом, чем быстрее вы заставите масло течь по всем частям двигателя, тем меньше времени у вас будет сухой ход. Это один из способов защитить ваш двигатель.
Существуют также моторные масла, которые не имеют вязкости для холодного времени года.
Например, вы увидите SAE 30 вместо SAE 5W-30. Это просто означает, что моторное масло никогда не испытывалось при низких температурах. Оно было испытано только при предполагаемой рабочей температуре двигателей 100°С.
Таким образом, SAE 30 технически имеет такую же вязкость в теплое время года, как SAE 5W-30 или даже SAE 10W-30, поскольку оба имеют число 30 в качестве показателя вязкости.
Теперь, когда в следующий раз вы будете искать, какое моторное масло указано в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, вы будете знать, почему производители рекомендуют тот или иной класс вязкости SAE.
Увеличение срока службы за счёт специальных смазок
Не зря говорят, что от масла напрямую зависит ресурс и срок службы двигателя. Поэтому старайтесь выбирать только лучшее и наиболее соответствующее требованиям завода-производителя масло для авто с пробегом, который уже можно считать большим. Обычно первую смену смазки выполняют после 100-150 тысяч километров. Затем следующий этап происходит спустя 200 тысяч км. При этом повышается в основном только вязкость
И не важно, дизельный это мотор, либо бензиновый
Помните, что за счёт повышения вязкости восстановить уже повреждённые элементы не получится. Зато удастся снизить интенсивность их износа. Так и увеличивается срок службы ДВС.
Дополнительно внутренние элементы получают улучшенную защиту от коррозии. Подвижные детали покрываются более толстой плёнкой, что снижает трение между поверхностями.
Да, за счёт специальных добавок, содержащихся в масле, а также отдельно заливаемых присадок заполнить микротрещины и дефекты можно. Но о каком-то чудесном восстановлении мотора речи не идёт.
Вопрос ещё в том, какое масло, заливаемое для старых бензиновых и дизельных двигателей, будет лучшее
Тут важно оценивать не только марку и производителя смазки. Большое значение имеет то, насколько конкретный смазочный продукт подходит этому двигателю
Статьи по теме
Низкое давление масла: чем грозит и как устранить
Как проверить моторное масло на качество и подлинность
Полная замена масла в АКПП: подробная инструкция
Масло выше уровня: чем грозит, что делать
Как проверить давление масла: причины низкого давления, способы проверки
Загорелась кнопка давления масла: причины и решение проблемы
Характеристики масел для двигателя: разбираемся с требованиями и маркировкой
Какое мало заливать в гидроусилитель и как часто его менять
Заправочный объем масла: особенности замены и измерения
Масло попадает в антифриз: признаки, причины и последствия
Где можно поменять масло, и как лучше это сделать
Какое масло заливать в мотор: стандарты, рекомендации, мнения
Присадки в трансмиссионное масло: есть ли эффект
Можно ли смешивать трансмиссионные масла и что делать, если это уже произошло
Марки трансмиссионных масел: для механической и автоматических коробок
Какое автомасло бывает
Моторное масло может быть минеральным, синтетическим или
гидрокрекинговым. Наиболее дешевое — «минералка», которая является продуктом
переработки сырой нефти. Такое масло обладает сравнительно небольшим температурным
диапазоном работы и быстро теряет свои смазывающие свойства, поэтому редко
используется в современных двигателях.
Гидрокрекинговое масло — это продукт, который
по своим характеристикам приближается к синтетическому маслу, однако по
сравнению с ним намного быстрее стареет, теряя свои химические свойства,
рассказывает Григорий Полтавцев. Однако у него есть очевидное достоинство —
доступная цена.
Синтетическое масло производится «в пробирке» путем синтеза нужных
химических соединений, поэтому производители гарантировано добиваются
максимальной термической стабильности. В частности, «синтетика»
малочувствительна к перегреву, меньше окисляется в процессе работы двигателя.
Такое масло сохраняет свойства на протяжении всего срока службы.
Основной «синтетики» являются полиальфаолефины (ПАО),
источником которых служат газы — например, этилен. По словам Полтавцева, полностью
синтетического масла не бывает, обычно производитель берет полусинтетичесую «базу»,
в которую добавляется 20-30% гидрокрекинга, после чего по закону такое масло
можно называть Full Synthetic.
Синтетические масла самые дорогие, однако использование такой
смазки имеет «отложенную» выгоду. Например, ранний выход на рабочие параметры и
улучшенная смазка при высоких температурах и перегрузках экономит топливо, а
сохранение характеристик на протяжении всего пробега увеличивает ресурс
двигателя в целом.
Сколько моторного масла может сжечь двигатель?
Производители защищают себя от жалоб клиентов, позволяя потреблять смазывающую жидкость в руководстве по эксплуатации автомобиля даже на уровне 0,5-1,5 литра на 1000 км! В крайних случаях это может означать, что автомобиль будет «съедать» от 5-15 литров моторного масла на 10 000 км, а производитель скажет, что все в порядке. На практике большой расход -это нормально, в некоторых новых двигателях (как бензиновых, так и дизельных), хотя это не является правилом. Нормально также, что двигатели старых спортивных автомобилей имеют повышенный расход масла. Некоторые двигатели «жгут» его, когда эксплуатируются на коротких расстояниях.
Сжигание моторного масла на уровне 0,3-0,5 л на 1000 км в обычном автомобиле и нормальном режиме работы, следует считать ненормальным, особенно если ранее проблема не возникала. Оно сжигается в двигателе из-за износа поршневых колец. Часто причиной являются изношенные сальники клапанов, элементы головки двигателя или например турбонаддув. Случается также, что просто вытекает через неисправные уплотнения — это видно невооруженным глазом, если заглянем под капот или под машину. Следы протечек видны и на местах парковки.
Также случается (особенно в современных дизельных двигателях с фильтрами твердых частиц), что уровень масла в двигателе увеличивается. Причина в том, что блок управления двигателем при попытке повысить температуру в выхлопной системе обогащает смесь — часть топлива затем поступает в масляный картер вдоль стенок цилиндра. Если фильтр неэффективен и система повторяет эту процедуру несколько раз, уровень в масляном поддоне увеличивается.
Это настолько опасно, что добавление топлива определенно изменяет вязкость масла (разбавляет его) и его защитные свойства ухудшаются! Если обнаружили, что масло попало в отстойник, замените как можно скорее новым. Уровень в масляном картере также может увеличиться, если повреждена головка, блок цилиндров или прокладка под головкой. Если вода попала в двигатель из системы охлаждения нельзя двигаться дальше — вы должны буксировать его в мастерскую! Дальнейшее движенее может привести к поломке двигателя.
Классификация ILSAC
Классификация двигательных автомасел, разработанная совместно японскими и североамериканскими специалистами. Предназначена только для универсальных смазочных материалов, обладающих энергосберегающими (экономящими топливо) свойствами. Продукты с обозначением ILSAC позиционируются в качестве лучших масел для автомобилей с японскими двигателями.
Специально для проверки эксплуатационных качеств смазка проходит большое количество испытаний, позволяющих определить следующие свойства:
- испаряемость;
- степень фильтрации в условиях низких температур окружающей следы;
- устойчивость к эффекту вспенивания и др.
Классификация ILSAC подразделяет смазку на 5 основных категорий (от GF1 до GF5). В январе 2017 года планируется введение нового стандарта GF6. Чем выше цифра после буквенного обозначения GF, тем более качественным считается автомасло.
Лучшее моторное масло 10W40
3. Лукойл Супер SG/CD 10W-40
Вспышка – 224 °С
Замерзание – -36 °С
Плотность при 15 °С – 878 кг/м куб
Среди лучших российских моторных масел по соотношению цены и качества Лукойл Супер SG/CD 10W-40 занимает особое место, выделяясь на фоне конкурентов высокими антиокислительными и диспергирующими свойствами. Благодаря ним в двигатель не выпадают осадки, что положительно сказывается на его внутренней чистоте и долговечности.
За счет хорошей вязкости, автомобиль без проблем заведется даже зимой, когда температура может доходить до — 36 °С. К тому же это способствуют снижению расхода масла из-за угара. В случае использования в двигателях с большими пробегами удается снизить уровень шума, что положительно сказывается на вашем комфорте. Лучшее полусинтетическое моторное масло 10W40 от Лукойл содержит в себе особые компоненты, снижающие износ всех соприкасающихся деталей.
Лукойл Супер SG/CD предназначено для использования в легковых автомобилях, небольших грузовиках, микроавтобусах и внедорожниках, оснащенных атмосферными и турбированными двигателями
Причем не важно бензиновые они или дизельные — свойства текучести от этого никак не меняются.
Особенности:
- Активно противостоит образованию отложений и шлама;
- Не подвержено угару;
- Снижает уровень шума;
- Обладает отличной устойчивостью к повышенным нагрузкам;
- Обеспечивает быстрый запуск двигателя в холодное время года;
- Лучший вариант для четырехтактных двигателей;
- Подходит для турбомоторов.
2. Mobil Ultra 10W-40
Вспышка – 230 °С
Замерзание – -42 °С
Плотность при 15 °С – 870 кг/м куб
Mobil Ultra 10W-40 — популярное моторное масло в России, которое славится хорошими рабочими характеристиками и снижает износ всех соприкасающихся поверхностей, за счет чего продлевает ресурс двигателя. Высокие и низкие температуры не оказывают негативного влияния на текучесть и прочие свойства, поэтому масло может использоваться практически в любых регионах.
За счет особого состава, моторное масло станет хорошим вариантом для бензиновых и дизельных двигателей. Возможно применение в самых разных видах транспортных средств, в том числе и грузовых. К тому же моторное масло от компании Mobil отлично борется с отложениями, которые могут негативно повлиять на равномерность работы двигателя.
Особенности:
- Хорошая текучесть;
- Высокая устойчивость как к низким, так и к высоким температурам;
- Может использоваться в бензиновых и дизельных ДВС;
- Очищает двигатель от отложений и шлама;
- Продлевает срок службы двигателя.
Самые полезные наборы инструментов для автомобиля |
1. Shell Helix HX7 10W-40
Вспышка – 246 °С
Замерзание – -45 °С
Плотность при 15 °С – 860 кг/м куб
Звание лучшего полусинтетического моторного масла достается Shell Helix HX7 10W-40 и это далеко не просто так, ведь оно превосходит конкурентов по защите от разложения и устойчивости к сдвиговым нагрузкам на 24 и 34 % соответственно. Но на этом преимущества не заканчиваются — масло от компании Shell сводит к минимуму шумы и вибрации, а также вносит весомый вклад в уменьшение расхода топлива.
Несомненным плюсом является и высокая антиокислительная стабильность, которая достигается благодаря фирменной рецептуре создания. Вязкость масла никак не меняется на протяжений всей эксплуатации от замены до замены, поэтому детали двигателя всегда покрыты равномерным слоем специальной пленки. За счет этого они меньше изнашиваются, что положительно сказывается на сроке службы.
В основу входят только качественные и проверенные компоненты, устойчивые к угару. Это позволяет уменьшить расход масла и избавиться от периодических доливаний. Заключительным плюсом станет хорошая термоустойчивость.
Особенности:
- Применена уникальная технология по борьбе с загрязнениями внутри двигателя;
- Уменьшает топливный расход;
- Отличная устойчивость к сдвиговым нагрузкам;
- Снижает шумы и вибрации;
- Защищает от износа на 19% лучше конкурентов;
- Хорошая антиокислительная стабильность;
- Низкий коэффициент трения;
- Моментально обволакивает двигатель защитной пленкой.
Стало известно, какие шины R17 самые комфортные и износостойкие |
Типы моторного масла по SAE
Используемая во всем мире классификация моторного масла по уровню вязкости была создана Американским сообществом автомобильных инженеров:
Зимнее
Несколькими годами ранее многие автовладельцы на вопрос о том, какое масло лучше всего заливать на зиму, отвечали – зимнее. Согласно классификации SAE, его обозначением была буква W. На упаковке такого смазочного материала обычно указывалось SAE 5W, 10W, 15W и т. д.
Расположенная перед буквой W цифра сообщала о том, какую минимальную температуру может выдержать моторное масло, не нанося вреда двигателю. В зимнее время года такое средство не становилось вязким, но при повышении температуры рабочей среды быстро становилось жидким.
Летнее
Данный тип моторного масла согласно классификации SAE обозначается только цифрой. Собственно, цифра означает самую высокую температуру, при которой возможно использование смазочного материала.
Всесезонное
За последние несколько лет весьма широко распространилось всесезонное моторное масло, сместив с рынков зимние и летние аналоги. Оно обладает определенными плюсами: его не нужно менять перед каждым сезоном, оно проще в обращении.
Обозначение такого типа смазочного материала – буква W и расположенные по бокам от нее две цифры. Первая означает зимние показатели, вторая – летние. Конечно, и у всесезонного масла имеются свои температурные пороги, однако подобрать подходящий вариант намного проще.
Классификация ACEA
Над разработкой этой классификации трудилась Ассоциация производителей автомобилей в Европе. Подразделяет смазку на 3 больших семейства:
- E. Для мощных и тяговитых двигателей, установленных в грузовых машинах и работающих на тяжёлом топливе.
- C. Масло для смазки силовых агрегатов, совместимые с нейтрализаторами выхлопных газов. Являются универсальными, т.е. подходят для моторных установок, работающих на бензине или дизеле.
- A/B. Универсальные автомасла для легковых машин и малотоннажных грузовых автомобилей.
Каждое из семейств включает несколько модификаций с особыми свойствами. К примеру, масло A3/B3-04 является материалом с увеличенным эксплуатационным ресурсом, требующим менее частой замены.
В кодовом обозначении расходного материала часто указывается номер (04, 05 и т.д.), который расшифровывается как год введения стандарта в эксплуатацию.
Какое масло лучше подобрать для мотора с большим пробегом
Если Вы пользуетесь машиной уже очень долгое время, то нужно выбирать синтетический или полусинтетический состав. Минеральные смеси противопоказаны – они создают слишком высокий уровень трения, что только снизит срок годности старого двигателя.
Учитывайте класс вязкости (показатель SAE) – механики рекомендуют использовать для автомобилей с большим пробегом самые густые жидкости, однако это не совсем правильный подход. Какая тут проблема? Разберемся и узнаем, что выбрать для двигателя:
В движки с большим пробегом следует заливать более густую смазку, однако повышать вязкость нужно в допустимых пределах по инструкции к ТС. Например, разрешается вливать смазку 5W40 и 10W40 – имеет смысл выбрать 10W40, а вот 15W40 уже будет лишним.
Водители и механики могут заявить на то, что этот подход является слишком консервативен. Ведь чем выше будет вязкость, тем лучше контакт с двигателем. Поэтому для движков с большим пробегом нормально будет выбрать масло 15W 40, 20W40 и даже более густые смеси.
Однако предыдущий подход не работает. Ведь ЦПГ и масляные каналы с увеличением пробега не меняются по размеру (то есть их гарабиты остаются стандартными даже при длительной езде). Поэтому более густые жидкости заливать нет смысла – Вы не получите никакого выигрыша.
При применении неподходящего масла растет риск перегрева движка. Повышение температуры будет небольшим, и Вы вряд ли его заметите. Но при длительном перегрева металл на поверхности двигателя начинает рассыпаться, поэтому при использовании более густого вязкого масла Вы только снизите прочность двигателя.
Какое масло выбрать для двигателя с большим пробегом
Выбор моторного масла по показателю вязкости
Выбирая, какое масло залить в двигатель, стоит обратить внимание на вязкость смазочных материалов, являющуюся одним из главных показателей подобных жидкостей. Во время работы двигателя его узлы и агрегаты с большой скоростью трутся друг об друга
Между контактирующими элементами в обязательном порядке должна присутствовать масляная плёнка: она снижает силу трения, нагрев и износ деталей и обеспечивает герметичность соединения во время движения
Во время работы двигателя его узлы и агрегаты с большой скоростью трутся друг об друга. Между контактирующими элементами в обязательном порядке должна присутствовать масляная плёнка: она снижает силу трения, нагрев и износ деталей и обеспечивает герметичность соединения во время движения.
Неправильно подобранное машинное масло может отрицательно сказаться на работе двигателя: к примеру, смазка с высокой вязкостью в зимнее время года станет причиной дополнительного трения и сопротивления, что понизит отдачу двигателя. Пониженная вязкость приведёт к быстрому износу деталей двигателя.
Выбор моторных масел по вязкости
Классификация моторных масел, принятая сообществом автомобильных инженеров (SAE), подразумевает деление масел на летние, зимние и всесезонные в зависимости от вязкости. Летние обозначаются просто числом (например, SAE 40), зимние – литерой W (например, SAE 10W), а всесезонные – комбинацией первых двух (напр., SAE 5W-40). В настоящее в основном используются всесезонные моторные масла. Более подробно о вязкости моторных масел читайте в нашей статье “Характеристики моторных масел“.
Зачастую, производитель разрешает использовать масла с различной вязкостью. Так, KIA/Hyundai разрешает использовать для двигателей GAMMA масла с вязкостью SAE 5W-20, 0W-20, 5W-30 и 0W-30. Поэтому, в регионах с холодным климатом рекомендуется использовать маловязкие масла SAE 0W-20 и 5W-20, а с теплым – наоборот, более вязкие (SAE 0W-30 и 5W-30).
Маловязкие масла могут обеспечивать дополнительную топливную экономичность (снижать расход до 2,5%) и немного увеличивать мощность двигателя. Однако, энергосберегающие масла не стоит использовать с форсированных двигателях, которые работают при высокой температуре (более 130 градусов) и оборотах (более 5000 об/мин).
Критерии выбора
Для того чтобы не совершить ошибки при выборе оптимального продукта специалисты рекомендуют обращать внимание на следующие условия:
- Допуски производителя, указанные в сервисной книжке автомобиля. В случае их отсутствия уточнение информации у официального дилера конкретной марки машины.
- Уточнение марки предыдущей используемой смазочной жидкости.
- Наличие сертификации по международным стандартам ACEA, API, ILSAC.
- Необходимый показатель вязкости по стандарту SEA в диапазоне, рекомендованном производителем и соответствующим условиям эксплуатации.
- Расчёт бюджета исходя из того, что синтетическое масло дороже минерального или полусинтетического.
- Можно воспользоваться подборщиком онлайн.
Где купить
Популярные марки синтетических масел доступны для покупки в специализированных отделах расходных материалов и автомобильных жидкостей, в автомастерских, на станциях техобслуживания, а также у дилеров производителей. Менеджеры объяснят любые нюансы, дадут грамотные рекомендации: какой фирмы лучше, чем отличаются, функционал, эффективность, качество, сколько стоит.
Какие бывают масла по составу
Минеральное
Получается в результате переработки нефтяных продуктов. Для улучшения качества масла в него добавляют различные присадки, повышающие его износостойкость и коэффициент вязкости.
По стоимости минералка доступна каждому автолюбителю. Однако ее популярность с каждым годом становится все ниже.
Причина проста – масло все менее востребовано за счет неактуальности его свойств. Когда двигатель начинает работать при высокой температуре, состав начинает выгорать, смазочный эффект ухудшается. В результате быстро изнашиваются детали, увеличивается расход топлива.
Синтетика
При изготовлении такой смазки проводятся сложные химические реакции. Ее свойства обретают повышенную термостойкость, вязкостные показатели не меняются до полной замены.
Специальные присадки, находящиеся в составе синтетической продукции, улучшают смазывающие характеристики. В результате уменьшается износ деталей двигателя.
От этих параметров зависит время эксплуатации ДВС. К особым достоинствам можно отнести повышенную текучесть. Масло не густеет, мотор легко запускается при минусовой температуре.
Подбор масел по уровню эксплуатационных характеристик API
Классификация Американского Института Нефти является мировой на сегодняшний день. Класс качества API обозначается двумя буквами. Первая означает применяемость (S-Service – для бензиновых двигателей, C-Commercial – для дизельных), вторая – уровень эксплуатационных характеристик. Чаще всего масла являются универсальными и могут применяться как в бензиновых, так и дизельных двигателях (напр., API CI-4/SL). Чем старше буква в английском алфавите, тем выше уровень.
Например, API SM обладает более высокими характеристиками, чем API SL. Более подробная информация о классификации моторных масел по API в нашей статье. Отдельно стоит отметить масла API SN, которые можно применять в двигателях, работающих на биотопливе, и API SP, предназначенные для бензиновых двигателей, оснащенных турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива (GDI, TSI и т.д.).
Вывод: по возможности стоит использовать масла новейших стандартов. Однако, будьте внимательными, некоторые новые стандарты (например, API CK-4) ограничивают максимальное содержание серы в топливе, поэтому использование некачественного, “грязного” топлива может привести к очень быстрой сработке.
Рекомендации по выбору
Теперь к вопросу о том, какое масло будет лучше заливать в старый изношенный двигатель. Отметка в 100-150 тысяч километров пройдена. Поэтому пора вносить изменения в стандартную масляную программу для своего автомобиля.
Первое, что нужно запомнить, — вне зависимости от пробега или состояния мотора, переходить на смазку, которая не соответствует допускам, спецификациям и классу, прописанным производителем, нельзя.
Важно понимать, что на старых автомобилях существовали определённые допуски. Но с течением времени они изменились
Масла, прописанные в мануале, уже не продаются. Вместо них появились составы более высокого класса.
А потому основной выбор делают не по допускам, а по возможности использования масла в конкретном двигателе. Обычно соответствующую информацию изготовитель смазки прописывает в инструкциях и спецификациях.
Параллельно помните, что ряд современных масел нового поколения нельзя использовать для заливки в двигатели прошлых генераций. В основном это касается масел с пониженной высокотемпературной вязкостью на сдвиг. Маркируется как HTHS.
В современных ДВС энергосберегающие смазки необходимы для уменьшения расхода топлива. Но конструкция мотора изначально рассчитана на то, что в него будет заливаться состав с маловязкой характеристикой. Залив это масло в мотор, который не адаптирован к такой жидкости, сильно ускорится износ, образуются течи, и это приведёт к поломке двигателя.
Также к вопросу о типе масла. Для каждого двигателя прописаны рекомендации по использованию синтетического, минерального и полусинтетического масла. Если завод не допускает заливку минералки, то и делать этого не стоит. Почему-то считается, что лучшие моторные масла для двигателя с достаточно большим пробегом, это исключительно минеральные.
Но это миф, который связан с прошлыми разработками и старыми моторами. Когда-то это было актуально. Сейчас же можно лишь навредить ДВС, если вместо положенной синтетики залить дешёвую минеральную жидкость.
Каким должно быть моторное масло
Моторное масло, которое нужно заливать в двигатель, определяется не автовладельцем, который «лучше этих маркетологов знает свою машину», а производителем автомобиля. Важным параметром при выборе моторного масла является его вязкость. Некоторые владельцы автомобилей думают, что чем более вязкое масло они льют в двигатель, тем эффективнее становится его работа. На самом деле это может привести к обратному эффекту, особенно если вязкое масло льётся в двигатели, не рассчитанные на работу с маслом такой вязкости. Как итог — через некоторое время двигатель может выйти из строя, и придётся проводить капитальный ремонт. Если проще, то вязкостью масла является его способность оставаться на поверхности внутренних деталей двигателя, сохраняя текучесть. Параметр вязкости подбирается для двигателя так, чтобы он соответствовал рабочим температурам.
Моторное масло, имеющее диапазон температур, подходящий к двигателю автомобиля, является оптимальным для него. Другие же масла, выходящие за рамки диапазона рабочих температур, могут привести к поломке двигателя. И это касается не только недостаточных, но и чрезмерных диапазонов температур. Чем больше диапазон, тем выше вязкость, и если двигатель не рассчитан на масло данной вязкости, то КПД упадёт. Ещё раз: если производитель автомобиля пишет, что нужно использовать моторное масло с вязкостью 5W, то использовать следует только такое масло.