Каршеринг – будущее автомобильной индустрии в России
Если же хочется передвигаться на авто, в 2019 году вовсе необязательно его покупать. Каршеринг позволяет насладиться поездкой на машине без хлопот, связанных с его владением. А хлопот хватает – я знаю это как автомобилист с 12-летним стажем. Бесконечные затраты на бензин, мойку, парковку, обслуживание. А с годами твой автомобиль наматывает все больше километров и ты вынужден стать постоянным клиентом СТО – ремонт нужен постоянно. Иногда он выливается в крупные суммы, особенно когда страдает двигатель или кузов. Новые автомобили становятся все дороже в ремонте – в них много сложной электроники.
С каршерингом все намного проще: ты отправляешь фото документов, оплачиваешь аренду в мобильном приложении, забираешь авто в одной точке, едешь куда нужно и оставляешь в другой, наиболее близкой, точке. Никаких хлопот, только скорость и удобство.
Есть ли у каршеринга минусы? Конечно. Это все-таки чужая машина, в которой вы не сможете оставить личные вещи. Да и приехать к себе домой и оставить машину во дворе тоже не получится – авто нужно отогнать в специально обозначенное место.
Современный тренд – экономика совместного пользования. Каршеринг вписывается в него, потому что позволяет получить высокие стандарты жизни при минимуме хлопот. Отказ от автомобиля становится все популярнее в Европе – это связано с постепенным введением запрета на автомобили в центре городов. Граждане США не так охотно расстаются с машинами – в том же Лос-Анджелесе нет метро, а общественный транспорт развит плохо. То же самое можно сказать о странах СНГ: количество автомобилей в России и Украине продолжает расти. Однако не стоит сомневаться: в ближайшие годы мода на отказ от авто дойдет и до нас.
Каждый день на автомобиле ездить – денег не хватит и здоровья: что показал опрос ВЦИОМ
Наши люди в булочную на такси не ездят
(из к/ф «Бриллиантовая рука»)
Высокие цены на бензин, дороговизна в обслуживании автомобилей, забота об экологии и о своем здоровье – вот неполный список причин, почему четверть респондентов решили полностью отказаться от своих автомобилей, об этом сообщил «Коммерсант» со ссылкой на исследование, проведенное ВЦИОМ.
Итак, ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) – организация, всецело поглощенная социологическими исследованиями, проводимыми на основе опросов общественного мнения граждан России, – в сентябре нынешнего года провела очередной сбор сведений. На этот раз дело коснулось вопроса о том, готовы ли автомобилисты отказаться от использования личного автомобиля, и если готовы, то какова причина такого решения? По данным газеты «Коммерсант», в опросе приняли участие 1.6 тыс. человек из разных регионов страны. Вот какие результаты получились:
Сентябрь 2018 года
Порядка 25% автомобилистов готовы отказаться от «частого использования» машины. При этом наиболее распространенной причиной, названной 48% опрошенных, проводящих за рулем каждый день, стали высокие цены на бензин; на втором месте по популярности (15% ответов) – стоимость обслуживания автомобилей; 12% сказали, что пробки настолько ужасающие, что они лучше пешком походят; у 8% появилось желание вести здоровый образ жизни, в который как раз входит ходьба пешком; 5% респондентов озаботились экологией; наименьшее число опрошенных настолько устали от плохих дорог, что больше не хотят ездить по ним – 4%.
Стоит отметить, что, предположительно, почти все респонденты имели в виду не полный отказ от автомобиля (его продажу или передачу в дар родственникам), а просто более редкое использование личного транспорта. Подтверждают это из года в год начинающиеся в крупных городах страны многочасовые пробки. Как только приходит «автомобильный сезон» – осень с ее непогодой, заморозками и дождем, все приехавшие из отпусков автолюбители сразу забывают об экономии и прыгают в свои горячо любимые автомобили, из которых многие из них практически не будут вылезать до начала весенней оттепели.
Впрочем, на этом социологический опрос не заканчивался. Были заданы вопросы и тем, кто не хочет или не может отказаться от личного мобильного транспорта. Вот какие результаты по части приводимых аргументов не отказываться от машины получились (наиболее частые):
Первое место – автомобиль нужен по работе (12% опрошенных);
Второе место – дом расположен слишком далеко от офиса (15%);
Третье место – нужно возить детей в школу (11%);
Четвертое место – плохо работает общественный транспорт (8%);
Пятое место – нужно перевозить семью (5%).
Шум и жара
Еще один негативный фактор, связанный с массовым распространением автомобилей — избыток шума, который ощущается не только на улице, но и в помещении. В России самыми шумными городами признаны Москва, Петербург, Екатеринбург, Красноярск и Ростов-на-Дону. Согласно исследованиям, транспортный шум в ночное время превышает комфортное для человека количество децибел в полтора раза. Это, конечно, меньше, чем на концерте или вечеринке, но длительнее по времени, что, в свою очередь, нередко приводит к нарушениям сна и психологическому дискомфорту. Согласно недавно опубликованным результатам исследования, проводившегося в Дании в течении 15 лет и включавшего 2 миллиона людей, шум трафика стал основной причиной 11% всех случаев деменции в стране.
Автомобили и предназначенная для них инфраструктура (широкополосные трассы и парковки) вносят свой вклад в формирование так называемых «островов тепла» в городах. Известно, что в городской черте температура воздуха в среднем оказывается на несколько градусов выше, чем в пригородах, причем круглогодично. А это снижает комфортность городской среды для населения, повышает температуры летом и влажность зимой и негативно сказывается на здоровье. Кроме того, забетонированные автомобильные дороги и шоссе не позволяют воде быстро уходить в землю. Из-за этого сильные ливни становятся более разрушительными. Они приносят с собой больший экономический ущерб, уносят большее количество человеческих жизней и затрудняют восстановление разрушенных городов.
Температура асфальтовых дорог и парковых во время жары может достигать 60-65°C. При этом температура в тени деревьев на 30°C ниже. Фото: City of Melbourne
Понятно, что полный отказ от автомобилей в современном мире невозможен. Более рациональной мерой с точки зрения экологии видится изменение потребительских привычек людей, особенно в крупных городах. Тенденции к разумному использованию автотранспорта уже наметились, особенно в крупных городах. Пробки, риск ДТП и расходы на содержание машины чаще заставляют жителей мегаполисов пересаживаться на общественный транспорт. Развитие автобусного сообщения, метро, такси и каршеринга оказываются не только экологичнее, но во многих случаях и удобнее с бытовой точки зрения.
Такси и общественный транспорт в России
Для жителей отдаленных районов отказ от автомобиля связан с неудобствами – это убеждение крепко засело в головах людей. Однако это не всегда так. Автомобиль – не единственный способ добраться до центра города. В крупных городах выигрывает метро – в утренние часы пробки измеряются часами простоя. Количество автомобилей в России, и особенно в Москве, не оставляет надежды на быстрое перемещение в час пик. Просыпаться ни свет, ни заря, чтобы простоять пару часов в пробке – сомнительное удовольствие.
Такси может ездить по автобусной полосе, тем самым преодолевая пробки намного быстрее личного авто. Те же преимущества дает и общественный транспорт, если ежедневные поездки на такси не вписываются в бюджет. Да, это не назовешь самым комфортным передвижением – в час пик автобус набит битком, приходится терпеть телесный контакт с незнакомыми людьми и переживать дефицит кислорода. Но когда необходимо быстро добраться до места работы, общественный транспорт выигрывает у личного авто.
Выхлопные газы и углеродный след
С тем, что машины вредят окружающей среде и не лучшим образом влияют на здоровье людей, согласны даже те, кто садится за руль каждый день и не мыслит жизни без личного авто. Выхлопные газы от двигателей внутреннего сгорания концентрируются в нижних слоях атмосферы, где могут сохраняться в течение нескольких месяцев. Избыток углекислого газа в воздухе приводит к развитию гипоксии и проблем с органами дыхания у детей и взрослых, а содержащийся в автомобильном топливе свинец может стать причиной нарушения эмбриогенеза.
Так называемые ароматические углеводороды, в том числе бензин, считаются фактором риска для развития рака легких. Опаснее всего вредные химикаты оказываются для детей, пожилых и людей с ослабленным иммунитетом.
Диоксид азота (NO2) — один из главных компонентов автомобильных выбросов. Это лидирующий загрязнитель воздуха в Москве, Красноярске, Новосибирске, Челябинске и Екатеринбурге:
Борьба за чистый воздух в мегаполисах ведется не первое десятилетие: это и посадка деревьев, естественным образом поглощающих углекислый газ, и совершенствование систем очистки выхлопных газов и стандартов топлива, и переход на альтернативные источники энергии. Потребители в развитых странах ждут наступления эры электрокаров, однако эксперты отмечают, что и у них есть существенные недостатки.
Сейчас экологи считают наименее опасными двигатели, работающие от природного газа. Эксперименты с использованием газомоторных машин в качестве общественного транспорта уже ведутся в крупных промышленных городах, и это приводит к снижению объемов вредных выбросов на несколько тысяч тонн в год. Но о массовой эксплуатации личных автомобилей с газовыми двигателями речи пока не идет.
Новости
Архив
19:01
По указу президента у главы правительства РФ стало больше 10 заместителей
18:45
Владелец катера наехал на Волге на двух женщин: месяц спустя суд вынес решение по уголовному делу
18:39
Саратовцы на БТР переплыли Ладогу
17:49
«Честь для меня не пустой звук»: в суде выступил обвиняемый в покушении на мошенничество экс-прокурор Владислав Иванцов
17:45
Чиновники рассказали, сколько выпускников не смогли сдать ЕГЭ и где живут ученики, получившие за экзамен 100 баллов
17:42
Саратовские школьники смогут заняться творчеством под руководством звезд
17:27
Стало известно, насколько обвалился авторынок в регионе
17:00
«ЭнергосбыТ Плюс» провел акцию по повышению «тепловой грамотности» жителей коммуналок
16:35
Подсчитано насколько зарплата саратовчанок меньше, чем у саратовцев
16:27
Стали известны самые вымирающие районы и города Саратовской области
15:53
Ещё один житель Саратова погиб на территории Украины
15:16
Дело о «сиротском откате» для экс-прокурора: потерпевшая считает, что миллион ей положен за страх, стресс и потерю ребенка
15:03
Произвести обрезку каштанов и ясеня и укоротить на треть тополя: специалисты приняли первое решение по деревьям у гимназии №3
14:53
Глава города подписал документ о сносе в течение суток дома рядом с набережной, хотя обычно на это уходят годы
14:38
Воспитанники детского сада мёрзли в учреждении: директора привлекли к ответственности
14:10
Саратовская область официально взяла шефство над одним из районов ЛНР
13:58
Жителей региона предупреждают о грозе, ветре с порывами до 22 метров в секунду и ливнях при аномальной жаре
13:54
Парижан, Фадей, Гоар, Эстелла: озвучили редкие имена, которыми называли своих детей жители региона в первые шесть месяцев этого года
13:23
«Роскосмос» собирается запустить на орбиту свой «поезд спутников». На это потратят почти 100 миллиардов бюджетных рублей
13:20
Гоп-стоп в Саратове. Трое мужчин напали на прохожих с пистолетом и под угрозой насилия вымогали у них более миллиона рублей
13:16
Мавритания, Афганистан, Малайзия: за полгода увеличилось количество саратовцев, которые заключили браки с иностранцами
12:56
Стало известно, куда перевезли фонды областной библиотеки и редкие книги на время ремонта учреждения
12:31
Водопровод для школы в поселке Иволгино. Специалисты КВС протянули 286 метров сетей
12:23
В Турках нашли тело 54-летнего мужчины с кровоподтеками: его до смерти забили собутыльники из-за флирта с девушкой
12:08
В Питерском районе глава одного из муниципальных образований незаконно присвоила крупную сумму и отделалась условным сроком
11:55
Прогулка по главному проспекту города закончилась для двоих саратовцев телесными повреждениями
11:47
Коммунальщики завершают перекладку внутриквартальных водосетей по улице Саперная
11:34
В Вольском районе столкнулись «Веста» и Chevrolet: один человек погиб, двое попали в больницу
11:31
Бусаргин вошел в комиссию федерального правительства по развитию регионов
11:16
Официально: в России появился первый заболевший оспой обезьян
Ответственность и дополнительный стресс
Страх перед ДТП — один из наиболее распространенных аргументов против постоянного нахождения за рулем. Вождение автомобиля предполагает огромную ответственность, которую не все решаются на себя взять. И это нормально. Гораздо более нормально, чем покупка автомобиля «для статуса» или следование заведомо ложным стереотипам про атрибут настоящего мужчины или must-have для семьи с ребенком.
«Старший сын принципиально не обзаводится машиной. Говорит, что все нервы вымотаешь, пока по городу доедешь до работы в Питере. Проще на метро. Младший живет в Мюнхене и там водил машину несколько лет подряд, но потом продал и пересел на велосипед: проще и дешевле парковаться. Права у обоих есть.» (Наталья, преподаватель математики, Санкт-Петербург)
У меня нет ни автомобиля, ни прав. Езжу в метро и читаю во время поездки рукописи и конкурсные тексты по работе. Если бы не такая возможность, не знаю, как находила бы на них время. (Ирина, редактор, Санкт-Петербург)
Мобильность, которую обеспечивает тот или иной транспорт, напрямую связана с его вместимостью:
Современный горожанин испытывает немало стрессов, а вождение становится лишь дополнительным источником нервного напряжения. В то время как в автобусе или в метро можно читать книгу, слушать музыку или подкаст, общаться с детьми, не следя за дорогой, вести рабочую переписку со смартфона, а пешая прогулка в размеренном темпе служит одним из лучших антистрессов.
«Общественный транспорт в Москве отличный. А машина — это автошкола, парковка, ремонт, страховка, амортизация, бензин, штрафы. Вопрос, зачем мне это надо.» (Анна, специалист по автострахованию, Одинцово).
«Несмотря на то, что в нашей семье трое детей, машину я давно не вожу, хотя права есть. Живем в центре, много ездим на велосипедах, а работаю я сейчас удаленно, да и в офис ходил рядом с домом. Разве что в поездках иногда арендую авто» (Станислав, IT-специалист, Санкт-Петербург)
Раньше водил, потом перестал: понял, что мне это не нужно. В моем городе я много хожу пешком либо езжу общественным транспортом, на крайний случай есть такси, оно тут стоит недорого. (Алексей, историк, Смоленск)
«Я живу в Нидерландах, где велосипед покрывает 80% потребностей в передвижении: инфраструктура для этого есть. Даже 8-летний сын ездит в школу на велосипеде. Плюс здесь очень удобный общественный транспорт. Пару раз в год пользуемся такси от аэропорта до дома, хотя нам тут и на электричке 20 минут. Мы с мужем — идейные карфри с нарушением внимания (СДВГ), так что нам так комфортнее. Когда приезжаю в Россию — от шлагбаумов, парковок, пробок и прочих прелестей повсеместной любви к личному авто нехорошо становится.» (Резеда, переводчик, Амстердам)
Велосипед — самый популярный вид транспорта в Амстердаме. Фото: @jacegrandinetti, unsplash.com
Изменение инфраструктуры и сознания
С развитием общественного транспорта в мегаполисах он оказывается удобнее, чем личный автомобиль — и по времени, и по финансам. В более мелких городах все больше людей предпочитает пользоваться общественным транспортом и такси, а на небольшие расстояния ходить пешком или на велосипеде. А экономия личных ресурсов вполне может считаться ступенькой к более экологичному образу жизни. Даже если вы не привыкли задумываться об углеродном следе и своем влиянии на окружающую среду.
У нас в семье была машина примерно до шестого класса сына. Как только он стал ходить в школу и из школы сам, потребность в ней отпала, и мы ее продали (Александр, дизайнер, Москва)
Я купила машину три года назад: работала за МКАД, где еще не было метро, часто ездила за покупками, летом 2019 года съездила с семьей в автомобильный отпуск в Финляндию. А сейчас думаю ее продать: из офиса ушла, вместо поездок за продуктами использую доставку, а по городу на метро ездить быстрее и удобнее (Наталья, переводчик, Москва)
Несмотря на то, что многие выбирают отказаться от автомобиля в пользу велосипеда и общественного транспорта, число легковых автомобилей в Росссии за 14 лет удвоилось.
Бытовые привычки меняются — как по личным причинам, так и под влиянием глобальных трендов. Веяния коронавирусной эпохи — удаленка и доставка товаров — сократили необходимость поездок на работу и по магазинам. Набирает популярность каршеринг, входят в моду велосипеды и самокаты: все это более экологично, чем личный автотранспорт. Конечно, эту моду не назвать всеобщей, да и соответствующая инфраструктура и законодательная база далеки от совершенства. Но то, что было в новинку вчера, стало обыденностью сегодня — как и многоразовые сумки и кружки, раздельный сбор мусора и секонд-хенды, оборотная тара и изделия из переработанного пластика. Статусные атрибуты (а личный автомобиль довольно долго был таковым) уходят в прошлое, уступая место ситуативному комфорту и использованию вещей по назначению: если эта тенденция закрепится, окружающей среде будет только лучше.
Экологический транспорт
Электросамокат, гироборд, гироскутер, моноколесо, электровелосипед – это экологический городской электротранспорт, который отлично подходит для перемещения на короткие дистанции. Преимущества очевидны:
- Хороший электросамокат стоит $300-400. Гироборд и моноколесо можно купить еще дешевле.
- Не нужно тратиться на топливо. Зарядка от розетки расходует совсем немного электричества, а на одном заряде можно проехать в среднем 30-40 км.
- Скорость смарт-транспорта достигает 25-30 км/ч. Это значит, что за 15 минут можно преодолеть 5-6 км, даже не разгоняя транспортное средство до максимума.
- Покупать необязательно, в крупных городах уже давно действуют точки проката. В российской глубинке, правда, их пока нет.
Есть и некоторые недостатки. Смарт-транспорт подходит только для хороших, ровных тротуаров, желательно вымощенных плиткой. На окраине Череповца гонять на электросамокате небезопасно – и риск не только в том, что его отберут ребята в спортивных штанах, но и в колдобинах на пешеходных дорожках.
Идеальный вариант использования смарт-транспорта: вы приезжаете в центр на метро или такси, а дальше едете до нужного места, например, на электросамокате.
Не роскошь, а средство передвижения?
Аргументы за личный автотранспорт понятны и объяснимы. Это и возможность планировать свои маршруты, и залог комфортного существования для дачников, семей с детьми и маломобильных граждан, и «палочка-выручалочка» для жителей сел, пригородов и отдаленных районов городов. Некоторым нахождение за рулем компенсирует потребность в личном пространстве в противовес толпам в метро. Машина удобна для шопинга и транспортировки грузов, на ней можно путешествовать и не зависеть от расписания поездов и самолетов, в конце концов, она может быть нужна по работе или даже сама по себе стать источником дохода (от такси и доставки до работы личным водителем или автоняней). Но существуют и противоположные точки зрения по «автомобильному вопросу».
«Однажды я чуть не сбил чужого ребенка — выезжал из нашего двора, где выезд вечно заставлен автомобилями, и оттуда выскочил на дорогу мальчик лет четырех. Скорость была маленькой, я успел затормозить, но мне потом с сердцем было нехорошо. Это оказалось последней каплей, и больше я не сел за руль.» (Тарас, фотограф, Санкт-Петербург).
«После того, как в гололед я не справилась с управлением, я перестала регулярно водить. Сейчас у меня нет машины, иногда пользуюсь каршерингом, но в целом самокаты, такси и общественный транспорт выходят дешевле» (Евгения, звукорежиссер, Санкт-Петербург).
Статистика ДТП в Москве за 2021 год на сайте проекта «Карта ДТП». Скриншот: dtp-stat.ru