Двигатель москвича-408: характеристики, плюсы и минусы

ВАЗ-2121 «Нива» (1977)

Первая самостоятельная (без опоры на фиатовскую базу) разработка тольяттинских инженеров. Триумфальный дебют на мотор-шоу в Париже, золотая медаль на международной выставке в Брно (1978). Приводятся цифры, что в первый же год «Нива» захватила до 40% европейского рынка внедорожников, но правильнее сказать, что популярный ныне класс малых городских полноприводников — именно она и создала.

В Австрию трёхдверная машина поставлялась под брендом Lada Taiga. В Англию — Lada Cossack. Занятный факт: в конце восьмидесятых целых 45 «Нив» закупила для разъездов по стройплощадкам дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.

Кузов: оранжевое настроение

И обычный «Москвич» сейчас на дорогах редкость, а уж на «боевой» 412-й сворачивают головы даже избалованные суперкарами да кортежами гаишники у Боровицких ворот Кремля. На остановках наш седан магнитом вытягивает из соседних машин фотографирующие смартфоны. Смотрят, изучают, пальцем показывают… Видимо, окружающим это оранжевое нечто в гоночнй ливрее, с фартуками и дополнительными фарами казалось эдаким советским «Де Лорианом».

Сзади ехали только шлемы: вне спецучастков их клали на заднюю полку

Внешность обманчива, футуризма в гоночном «Москвиче» нет. Кузов стандартный, разве что на задний диван не сядешь — пространство рассечено паутиной каркаса безопасности. Заводская команда для повышения жесткости и прочности проваривала швы, ставила в критичных местах усиливающие косынки. Такая модернизация у Никиты в планах, а пока спортивный 412-й снаружи отличается лишь ярким оформлением. Причем цвет оригинальный — так был окрашен донор, найденный в Люберцах с пробегом всего в 40 000 км. Заплатили 100 тысяч рублей, почистили карбюратор, «Москвич» завелся и поехал к мастерам на доработку…

«Невелика победа, но пусть будет «Победа»»

В преддверии войны правительством СССР была поставлена задача — создать легковой автомобиль, который поднимет престиж советской промышленности. Труду конструкторов Горьковского автомобильного завода не могло помешать ничего, поэтому в 1943 году появился первый прототип «ГАЗ-20», переименованный в дальнейшем в «Победу».

Новенькие «Победы» получили в первую очередь сотрудники госучреждений. Когда же в машине обнаружили серьезные недостатки, на Горьковском автозаводе — уже в который раз — сменилось все руководство. После этого в комплектацию «Победы» включили систему отопления и радиоприемник.

Дизайн

Если внимательно присмотреться к рендерам, то отчетливо видно, что за основу при работе авторы взяли знакомую многим 412 модель в поздней генерации, которая при существенных доработках действительно может в точности напоминать американские маслкары. Купе Москвич-412 2021-2022 в таком исполнении может похвастаться мощной радиаторной решеткой с массивными горизонтальными полосами, скрывающими не только сам радиатор, но и головную оптику, которая аккуратно разместилась по краям лицевой части. Также в глаза бросаются три объемных воздухозаборника, которые созданы специально для быстрого охлаждения двигателя.

Линия остекления в новой модели существенно изменилась в сравнении с оригиналом, и получилась более закругленной. Это говорит о том, что автомобиль может похвастаться прекрасной аэродинамикой. Отдельно при обзоре купе стоит выделить фирменный логотип компании, который не претерпел существенных изменений, а так и остался ярким элементом на кузове нового авто. Внизу по периметру проходит черный кант, который как бы указывает на дерзкий нрав и готовность показать оппоненту, что под капотом скрывается достаточная мощность.

Если обратить внимание на боковые части, то здесь отчетливо просматриваются формы современной версии Dodge Charger, правда, в сравнении с американским маслкаром, отечественное авто смотрится более компактно и аккуратно. Также сходство купе Москвич-412 2021-2022 с американскими автомобилями подчеркивает резкий угловатый скос крыши и переход к багажному отделению

Примечательно, что дополнительную брутальность модель получила благодаря массивным колесам и легкосплавным дискам. При этом, авто «обуто» не в низкопрофильную резину и многоспицевые диски, а в традиционные шины с глубоким протектором и габаритным бортом.

Если оглядеть автомобиль с кормы, то здесь он имеет непосредственное сходство с другим американским маслкаром — Ford Mustang. Новинка отечественной сборки также получила угловатую заднюю часть с массивными стопами и резким переходом от фонарей к бамперу.

Технические характеристики

На корме купе Москвич-412 2021-2022 выделяется двойная выхлопная система с узкими прямоугольными патрубками. Это говорит о том, что на модель ставится не привычный 1,5-литровый двигатель, а более мощная и объемная силовая установка. Не исключено, что для такого автомобиля производитель задействовал бы мотор на 2,0 литра, который доведен до пиковой мощности благодаря турбокомпрессору. Безусловно, такое оснащение не предусматривает использования классической механической коробки на 4 скорости. Здесь могла бы появиться автоматическая 6-диапазонная КПП. Также изменения затронули бы тормозную систему, где барабанные механизмы уступили бы место современным дисковым.

Оригинал утрачен

Советским автолюбителям-частникам, по идее, от заморских побед было ни тепло, ни холодно — на «Запорожец» бы денег собрать, да очередь отстоять на покупку личной машины. Но «Москвич-412» все равно крепко полюбили, он даже стал частью нашей культуры. Помните трюки из «Невероятных приключений итальянцев в России»? А ведь еще книга вышла «Москвичи на “Москвичах”» и культовое кино «Гонщики», в съемках которого участвовали раллисты, прошедшие марафон Лондон-Мехико.

В марафонских «Москвичах» по требованию «Автоэкспорта» оставили радиоприемники — для рекламы. А гонщикам музыка помогала не заснуть на монотонных перегонах

Собственно, именно кинолента вдохновила коллекционера Никиту Муравина на постройку реплики гоночного «Москвича-412». Ведь ни одной оригинальной машины до наших дней не сохранилось. Причем за основу взяли не какой-то конкретный автомобиль, а собирательный образ. В то время каждая команда (а в СССР их было немало) вынашивала свою формулу скорости, дорабатывая серийный седан исходя из опыта и умений. Поэтому интересных решений за долгую спортивную карьеру 412-го накопилось немало.

«Москвичи» на ралли века

Советское объединение «Автоэкспорт» рискнуло выставить коллектив на «Москвичах» и не прогадало. Все четыре машины добрались до финиша, хотя едва ли не половина соперников полегла на маршруте. Итог — 4 место из 12 команд.

На зарубежной арене «Москвичи» не терялись, а уж в Советском Союзе 412-е выигрывали везде — от ралли до кросса и трека

Случилось это в 1968-м. А поскольку гонка изрядно нашумела в зарубежных автомобильных кругах, ралли-марафон решили повторить в 1970-м, приурочив к старту чемпионата мира по футболу. Да не просто повторить, а с еще большим размахом. Лондон — Мехико, 26 000 км, 25 стран, 39 дней…Но чем убойнее дистанция, тем выше результат. «Москвичи-412» взяли 2 и 3 места в своем классе и обеспечили бронзу советской команде. Две из пяти машин мы потеряли, но это был лучший показатель надежности. Сравните: Porsche вообще не увидели финиша, доехал один из пяти «Мерседесов», единственный Citroen из шести, одинокий Peugeot из 12…

А потом случился «Тур Европы» — серия ралли под патронажем немецкого автоклуба ADAC. И здесь «Москвичи» уже на пару с вазовцами громили Ford, BMW, Volvo, Volkswagen… Неудивительно, что половину продукции АЗЛК тогда отправлял на экспорт. 412-е в Европе (да и у нас) ценили за прочность и неприхотливость.

Мощный мотор, жигулевская коробка, заниженная подвеска и «Москвич» легко держится в левом ряду

История 412-го Москвича

Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических странах стал Москвич-408. И это не авторское заявление, а статистика. В 1968 году из 97 666 произведенных на АЗЛК 408-ых экспортировано было 53 392 автомобиля, то есть половину автомобилей забирали более требовательные заграничные клиенты. Однако, к концу 60-х годов Уфимское мотостроительное предприятие освоило новый двигатель УЗАМ объемом 1.5 литра и АЗЛК начал производство 412-го в 1967 году, за три года до вазовских “копеек”. 412-ый создал небольшую революцию в отечественном автопроме, если ранее советские малолитражные автомобили не могли похвастаться особенной динамикой. То новый Москвич показывал лучшую тяговооружённость: 13 килограмм на лошадиную силу, а перспективная 24-ая Волга 15.5 кг/л.с.


Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических стран стал Москвич-408

Производство моделей стартовало с переходных версий, то есть на 412-ом можно было встретить кузовные детали 408-го. АЗЛК проповедовал такое переходное производство, именно таким способом Московское Автомобильное Предприятие менее чем за 15 лет смогло пройти путь от копии довоенного Opel Cadett до вполне современного 408-го седана собственной разработки.

Победы и популярность

Первым крупнейшим соревнованием, где принимал участие «Москвич-412», стало так называемое «Ралли века» от Лондона до Сиднея в 1968 году. Общая протяженность трасс составляла 16 тысяч километров.

Особенностью этих соревнований стало то, что в гонках принимали участие машины с разным объемом двигателя.

Участвуя в марафоне по маршруту от Лондона до Мехико в 1970 году (26 тысяч километров), команда АЗЛК выиграла почетное третье место. Кроме того, преодолевая сложнейший километр за километром, до финиша добралось три машины из пяти.

Данные успехи повысили репутацию советского автомобиля. Например, на ралли Бельгии в 1971 году бельгийский экипаж одержал уверенную победу.

На ралли «Золотые пески», которое проходило в 1971 году в Болгарии, экипажи АЗЛК заняли 4, 6, 7 места в абсолютном зачете. В 1972 году польский гонщик Стасис Брундза, управлявший автомобилем «Москвич-412» с объемом двигателя 107 «лошадей», занял третье место.

Уже с 1976 года успехи АЗЛК пошли на спад, поскольку изменился сам формат гонок. Дистанции сократились, а количество скоростных участков возросло. А отличной управляемостью, скоростью, динамикой советские авто похвастаться не могли.

В условиях советской экономики выпускать серийные автомобили, которые могли бы конкурировать с зарубежными машинами, было практически невозможно. Поэтому во второй половине 70-х годов советские модели соревновались практически между собой.

Несмотря на наступившие трудные времена, спортивные успехи сделали марку «Москвич-412» очень популярной среди отечественных и зарубежных автомобилистов. За ним закрепилось реноме надежной, выносливой, неприхотливой машины. Поэтому на начало 70-х годов прошлого века продажи АЗЛК выросли во всем мире.

Мне нравитсяНе нравится

«Незаменимых у нас нет»

В апреле 1939 года самые светлые умы советской инженерии собрались на заводе Коммунистического интернационала молодежи, чтобы совместными усилиями разработать проект первой советской малолитражки — автомобиля КИМ-10. К сороковому году на заводе появились опытные образцы машины, тогда же на производстве побывал корреспондент газеты «Известия». Коллега в ситуации до конца не разобрался, сфотографировал КИМ-10, и на следующий же день вся страна прочитала о том, что уже на днях начнется регулярный выпуск КИМов. На самом деле все было не так, но после того, как заметка попала на глаза тов. Сталину, конструкторам пришлось подстраиваться под обстоятельства.

Ещё не законченный образец автомобиля главу государства не впечатлил, после этого — что в общем никого не удивит, — на заводе полностью сменилось руководство (прежнее пошло под суд). Наученные горькой судьбой предшественников, новые руководители с удвоенной энергией стали работать над переработанной моделью автомобиля КИМ-10−50, однако их бурную деятельность прервала начавшаяся война, в ходе корой все автомобили были изъяты для армейских нужд.

Двигатель: расточен максимально

Встречались и провокаторы. Горячие парни на «Нексии» газуют на светофоре, намереваясь уделать «старое ведро». Но пока они пыхтели до следующего перекрестка, «Москвич» пролетел аж пару кварталов! На марафонских 412-х стоял почти стандартный мотор УЗАМ-412. Доработки сводились к селективной сборке да высотному октан-корректору — на выходе получали 80-85 сил против штатных 75. Однако техническая мысль не стояла на месте, поскольку алюминиевый двигатель с чугунными гильзами отлично поддавался форсировке. Дело дошло даже до специальной головки блока с двумя распредвалами.

Уфимский верхневальный мотор ругали за склонность к детонации, зато умелые мастера выжимали из него очень неплохие показатели. Характерная деталь — двигатель стоял наклонно

Реставраторы, впрочем, оставили заводскую схему, зато рабочий объем увеличили до конструктивного предела — с 1,5 до 2 литров, прикрутили оригинальный впуск-выпуск, смонтировали масляный радиатор и сдвоенные карбюраторы Dellorto DHLA40H с «нулевыми» фильтрами и подачей топлива электробензонасосом (механический, бывало, отказывал при нагреве), плюс зажигание сделали бесконтактным. На стенд «Москвич» еще не загоняли, но отдача в таких случаях достигала 120-125 л.с. (позже ее довели аж до 175!) И это на тонну снаряженной массы! Вот откуда у старичка резвость.

Движок

Над двигателем для «Москвича» трудился Игорь Окунев и если посмотреть на результат его работы, то можно заметить много нового и современного для тех времен. Верхнее, вместо нижнего, расположение распределительного вала. Последний приводился в движение пластинчатой цепью Морзе с натяжителем-звездочкой. Подобной схеме следовали и многие другие фирмы, в том числе и Honda.

До выхода в свет ВАЗ-2108, наши спортсмены предпочитали именно 412-ю модель «Москвича», что объяснялось мощностью движка. Под конец производства на базе силового агрегата «Москвича» были выпущены модели с объемом 1,7; 1,8; 2,0 литра. Их ставили на 2141 модель под названием «Святогор», но большой популярностью они не пользовались.

«Где уж бедным, лезть в карету автомобилью?»

«Мы, пешеходы, шагаем пылью, где уж нам уж, где уж бедным, лезть в карету в автомобилью?» — писал в 1928 году Владимир Маяковский в своём стихотворении «Даёшь автомобиль!». Однако при этом считается, что Маяковский стал одним из первых обладателей автомобиля в Стране Советов. Из своей командировки в том же 1928 году в Париж поэт привез не духи и не галстук, а Рено. Действительно, автомобиль для личного пользования можно было в то время добыть только за границей. Даже когда Моссовет вознамерился организовать в столице службу такси, пришлось заказывать машины из Франции: в Москву тогда доставили 120 новеньких Рено. Возможность приобрести собственный автомобиль у советских граждан появилась только в начале 50-х годов, но выбор был невелик: «Москвич-400», ГАЗ-М20 «Победа» или ГАЗ-12 ЗИМ.

Москвич-412


Москвич-408

К вопросу модернизации Мокивич-408 конструкторы подошли комплексно. Специалисты МЗМА незначительно переработали внешний вид. Они изменили решетку радиатора, сообразно моде взамен круглых приборов головного света установили прямоугольные. На корме устаревшие вертикальные фонари заменили на более информативные — горизонтальные

Кроме того большое внимание уделили пассивной и активной безопасности. Кузова получили штатные места для крепления ремней безопасности, панель приборов обзавелась травмобезопасными накладками, а тормозная система гидровакуумным усилителем

Модернизация проводилась последовательно, по мере освоения необходимых компонентов на производстве. К примеру ремни безопасности, травмобезопасная рулевая колонка и двухконтурная тормозная система, появились в базовой комплектации только к 1969 году. В техническом плане преобразований было не меньше, главное из которых скрывалось под капотом.


Раллийный Москвич-412

Москвич-412 получил новый четырехцилиндровый бензиновый мотор весьма передовой конструкции. Он резко выделялся из всего типажа советских четырехцилиндровых двигателей своей высокой в 75 л.с. мощностью. Как следствие небольшой и довольно легкий Москвич-412 по своей энерговооруженности (13,9 кг/л. с.) превосходил куда более статусную Волгу ГАЗ-21 (19 кг/л. с.) и даже будущий ГАЗ-24 (15,5 кг/л. с).

Мощный двигатель не только повысил привлекательность Москвича на зарубежных рынках, но стал хорошим подспорьем в автоспорте. В сложнейшем ралли Лондон-Сидней 1968 года протяженностью 16 тыс. км, все четыре Москвича благополучно добрались до финиша, что само по себе считалось отличным достижением. В общем зачете наши экипажи заняли 20, 22, 33 и 38-е места, из 56 финалистов, а всего стартовало 98 автомобилей.


Маршрут ралли Лондон-Мехико

Спустя два года состоялся еще более продолжительный марафон на 26 тыс. км по маршруту Лондон-Мехико. В нем участвовало пять советских экипажей, три из которых добрались до финиша. Гонка проходила в очень сложных условиях, из 96 стартовавших автомобилей до финиша добралось всего 23. Спортсмены из СССР заняли 12, 17 и 20-е места. В гонке среди разномастных иномарок, Москвичи чувствовали себя вполне уверенно, и все благодаря отличному мотору.

Создание мотора М-412 и доработки для ралли

Талантливый советский конструктор Игорь Окунев начал разработку нового двигателя для автомобиля «Москвич-412». Впервые его конструкция предусматривала верхнее расположение коленчатого вала. При объеме 1,5 литра его мощность составляла 75 «лошадок».

Главным преимуществом нового мотора стала возможность увеличения мощности без малейших негативных последствий. Удачная конструкция газораспределительного механизма положительно влияла на надежность данного силового агрегата. С таким мотором можно было уже конкурировать с зарубежными соперниками.

С самого начала серийный «Москвич-412» для участия в международных ралли был подвергнут небольшим модификациям:

  1. В первую очередь доработки коснулись усиления кузова, защиты двигателя.
  2. Кроме того, мастера увеличили диаметр колесных дисков, установили добавочный топливный бак, а также продвинутые по тем временам навигационные приборы. Из-за таких усовершенствований авто стало весить больше на полтонны.
  3. В первенстве СССР принимали участие автомобили с двигателями, которые оснащались двумя распределительными валами.

Интерьер

Обновленный «Москвич» оснащался ремнями безопасности и имел складывающуюся телескопической формы рулевую колонку. Последняя также играла свою роль в безопасности — за счет подобной конструкции последствия от ДТП кратно снижались.

В сравнении с ранними версиями «Москвича», в этой модели рычаг КПП располагался между сиденьями, а не под рулем. Если рассматривать этот автомобиль вместе с его конкурентом в лице ВАЗ-2101, то у «Москвича» салон несколько уже. А от своих предшественников, 412-я модель отличалась раздельными передними сидениями. Теперь в «Москвиче» могли удобно расположиться до пяти человек.

История завода «Москвич»

Автомобилестроительный завод «Москвич» был открыт в ноябре 1930 года в районе нынешнего Волгоградского проспекта в Москве. В те времена на производственных цехах собирались автомобиль Ford Model A и его грузовой вариант Ford Model AA. Они создавались из американских комплектующих в сотрудничестве с американским Ford. В 1932 году завод начал получать детали из Горьковского автозавода, после чего на дорогах появились автомобили ГАЗ-А — это были лицензионные копии тех же Ford-A.

Завод «Москвич» в советские времена

Автомобиль ГАЗ-А — официальная копия Ford Model A

С тех времен завод сменил несколько названий. В 2004 году он был переименован в «Рено Россия» и выпускал автомобили под маркой Renault. Но, в середине мая 2022 года активы «Рено Россия» перешли в собственность правительства Москвы, и завод снова начал называться «Москвичом».

Автомобильный завод «Рено Россия»

Грунт: при употреблении встряхивать

Пожалуй, неплохо жилось гонщикам — знай себе жми к финишу да не засыпай. Но когда мы попали на спецучасток — грунтовую трассу «Бородино», — пожалели о сказанном. Вне асфальта гоночный «Москвич» — убойный шот из мощного мотора и мягкой ходовой. С одной стороны, за позвоночник спокоен, с другой — по кочкам с волнами 412-й швыряет с такой амплитудой, что головой таранишь потолок, а локтями — дверь либо штурмана. Собственным телом понимаешь, насколько «Москвич» тесен внутри. Это на современных спорткарах глубокие «ковши» не выпускают из объятий, а тут штатные плоские «диванчики» с периной вместо набивки. Единственная фиксация — четырехточечные ремни с авиационными пряжками.

Даже на гражданских шинах заднеприводный «Москвич» крепко цепляется за грунт — на выходе из виражей с газом можно не жадничать

«Приготовьтесь, входим в зону турбулентности» — 412-й вваливает в поворот на двух колесах. От пугающих кренов узкого кузова и раскачки не спасают даже амортизаторы Koni (такие ставились и полвека назад). В режиме прыгающего мячика надо умудряться активно рулить, невзирая на удары, которые приходят на «баранку» без усилителя. А еще передачи переключать, хорошо хоть втыкаются четко — тут стоит жигулевская пятиступка вместо капризного родного агрегата на четыре передачи. Поэтому на грунте скорость «Москвича» упирается отнюдь не в отдачу мотора, а в стойкость пилота. Короткий заезд еще ничего — весело, особенно если наловчиться предугадывать, куда отпружинит автомобиль на следующем подбросе. Но вспомнишь дистанцию марафона в 26 000 км и становится не по себе…

Пора заканчивать. Топливо подошло к концу, дополнительный бак в багажник еще не успели поставить. Наш герой выпущен в 1975 году — тогда же на конвейер АЗЛК пришел 2140, суть модернизированный 412-й. Но «Москвич»-марафонец, как настоящий боец, еще 30 лет цеплялся за жизнь, встретив ХХI век на сборочной площадке Ижевского автозавода. А тем временем рынком начали править совсем другие машины, гонки превратились в соревнование бюджетов, а за рубежом из отечественных моделей в почете осталась разве что «Нива»…

P.S. Благодарим клуб «Ветерок» и лично Никиту Муравина за предоставленный автомобиль. Трек «Бородино» — за испытательную трассу.

P.S.S. Подробнее о ралли-марафонах и успехах советских гонщиков за рубежом можно прочитать в статье «Мы умели побеждать: “Москвичи”, “Волги” и “Лады” на зарубежных ралли».

https://www.youtube.com/watch?v=HX1ok6Au7bg 

Юрий Урюков

Заместитель главного редактора Авто Mail.Ru / Фото Дмитрия Огнева

Под капотом 412-го

УЗАМ-412 – двигатель, который стал визитной карточкой Москвича и вместе с тем легендой. Включал в себя множество оригинальных решений для того времени, наклонный блок цилиндров, верхневальная архитектура. Мотор выдавал серьезные для конца 60-х 75 лошадиных сил и при этом был очень неприхотливый в обслуживании. Ресурс мотора составлял 150 тысяч километров, современный ресурс двигателя Kia Rio для примера составляет 200 тысяч. При этом не стоит рисовать идеальную картину, мотор был «верховой» и для его эксплуатации требовался навык.

Но на фоне отличного мотора отставала устаревшая четырехступенчатая коробка передач. Сама коробка показала себя ненадежной на фоне остальных агрегатов, впрочем, использование улучшенных трансмиссионных масел от «Жигули» продлевало ей жизнь.


УЗАМ – 412

Другой проблемой был бензонасос, который в жаркое время года был склонен к перегреванию и автомобиль глох, его также меняли на «вазовский».


Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм

Подвеска может быть была не самой комфортной или управляемой, но она полностью оправдывала себя со своими прямыми задачами, плохие дороги и большие нагрузки. Подвеска Москвича, это из разряда Нокиа 3300, что-то трудно ломаемое. А даже если поломалось, то руководствуясь книжкой, которую выдавали при продаже менялось без сервисов.

«Москвич»

Победа в Великой Отечественной Войне стала причиной большого скачка в машиностроении: около 50 тысяч единиц автомототехники (Мерседесы, Опели и БМВ) оказалось в руках советских инженеров, также в их распоряжение поступило трофейное оборудование с немецких заводов. Именно с его помощью в 1947 году и был собран на Московском заводе малолитражных автомобилей первый «Москвич-400», который внешне очень напоминал немецкий «Опель Кадет». Но когда через год «Москвич-400» пересек границу родного государства и стал продаваться за границей, он был признан более прочным и надежным, нежели его зарубежный предшественник.

Следующим достижением советского автопрома стало появление «Москвича-407». На одном из визитов Хрущёва к президенту США Эйзенхауэру Никита Сергеевич рассказал коллеге о новой советской машине. Американец тогда заявил, что после своей отставки с удовольствием будет кататься на «Москвиче» по своему ранчо. Однако этому не суждено было сбыться, поскольку вскоре отношения между СССР и США стали очень напряженными.

В марте 1967 года собрали первый «Москвич» с 412-м двигателем, он вошел в историю автомобилестроения под названием «Москвич-412». 412-ый в то время стал единственным общедоступным автомобилем (во многом этим и объясняется его популярность): он стоил около пяти тысяч рублей, тогда как средняя зарплата составляла около 110 рублей.

Техническая сторона вопроса

Под капотом автомобиля таился новый УЗАМ-ский 75-сильный движок, объемом 1,5 л. Сам двигатель, картер и крышка клапана были сделаны из легкого алюминия. А особенность была в том, что блок двигателя располагался с наклоном в правую сторону. Именно за счет этой «изюминки» конструкторы добились миниатюрных размеров силового агрегата, чем значительно снизили вес самой машины.

Движок синхронизировался с 4-х ступенчатой «механикой». Спереди подвеска была независимой, а задняя ставилась зависимой — благодаря установленным на ней рессорам на автомобиле можно было перевозить легкие грузы. На всех колесах устанавливались барабанные тормоза, которые дополнительно оборудовались вакуумным усилителем.

Эта модель «Москвича» была настоящей гордостью завода, но несмотря на все достоинства, были у него и минусы. Например, тот факт, что картер делался из алюминия, это же делало его практически беспомощным перед пробитием, поэтому у автолюбителей появлялась потребность в установке дополнительной защиты.

Особенность установленного в «Москвиче» движка была и в необычной форме камеры сгорания, которая была сферической. Также отмечалось отличное расположение — они «стояли» друг против друга, а не рядом как в ВАЗе. Такая особенность в размещении клапанов значительно улучшала продув в камере сгорания. Подобную систему расположения можно увидеть и сейчас, на движках HEMI, которые ставятся на Chrysler.

Для сравнения можно вспомнить лучший автомобиль Европы 67-го года. Это был Fiat 124 с 60-сильным движком. Мотор от BMW развивал мощность 75 л.с., таким же по мощи был и движок у «Москвича», однако вращательный момент «немца» все же был несколько выше советского автомобиля — 118 против 108 Н·м. Но есть в двигателе «Москвича» и слабые стороны — по причине продолжительной фазы открытия выпускных клапанов, агрегат имел склонность к детонации. Для сравнения, если фаза открытия клапанов у ВАЗа-2101 была 232 градуса, то у «Москвича» этот показатель находился в районе 282.

Если верить паспортным данным, с места до сотни 412-я модель разгонялась за 19 секунд, а максимальная скорость ограничивалась с завода на уровне 142 км. Кстати, еще одно отличие «Москвича» от ВАЗа кроется в тормозах, на последнем к тому времени ставились современные дисковые, а на первом, как уже говорили, барабанные. Зато благодаря вакуумному усилителю, со 100 км/час тормозной путь «Москвича» составлял 43,2 м, при сухом асфальте.

КПП 412-ой модели тоже уступает той, что стояла на ВАЗах. С одной стороны, установка рессор на задней подвеске повлияла в лучшую сторону на грузоподъемность машины, но и это же становилось причиной перегрузов, от которой эти машины нередко страдали. Расход горючего у «Москвича» составлял 10,3 литра на сотню в городских условиях, и 7,4 литра на трассе.

Асфальт: без «разварок», но с посадкой

Давно к нам не попадал автомобиль со столь прозрачной, незамедлительной реакцией на газ

Гладишь педаль, словно гадюку: неосторожное движение, тут же кусает. И оторваться не можешь — экстрим вызывает привыкание

Так прошили Москву насквозь, удивляя соседей по потоку проворностью. «Москвич» не просил уступать ему дорогу из уважения к возрасту, а сам оказывался в нужном просвете между машинами, когда того требовала обстановка. Если что — выручали адекватные барабанные тормоза с усилителем, хотя в горах гонщики, случалось, жаловались на перегрев и потерю эффективности.

Переделка раритетного «Москвича» в раллийный стоила около 600 тысяч рублей

Ярославское шоссе опустело, 412-й тут же легко набрал разрешенные 80 км/ч (хотя мог и больше) и покатил прочь из города. Стало скучно. Если не принимать в расчет давящее бурление выпуска, гудение трансмиссии и заполнивший все вокруг рев мотора, гоночный «Москвич» покладист до зевоты. Знай себе пилит по прямой, хоть руль отпускай. А ведь доработок по шасси тоже минимум. Это на кольцевые машины обычно ставили «разварки» — самопальные широкие диски, — а тут колеса штатные. Разве что шины иностранные — Pirelli, но при этом самые обычные дорожные Cinturato P4 (на ралли-марафонах использовали грунтовый Dunlop). Да еще кузов посажен ниже: пружины подрезаны, в рессорах убран один лист — тоже придает устойчивости. В иных же спортсекциях рычаги усиливали и даже меняли их геометрию.

«УАЗ-Марторелли» (1976)

Однажды гонщик Луиджи Марторелли пересёк Сахару на ГАЗ-69 (который тогда производился в Ульяновске). И был настолько впечатлён внедорожными качествами «козлика», что связался с советским «Автоэкспортом», предложив немедленно начать поставки последней модели — УАЗ-469. Рекламу брал на себя.
В итоге с 1973 по 1999 годы компания Martorelli продала на Апеннинах больше 6 тысяч «уазиков»!

Для европейского рынка их дорабатывали, ставили гидроусилители, дизели «Пежо». Брутальный ульяновец даже засветился в 4 сезоне культового сериала «Спрут» в качестве транспортного средства одного из мафиози.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: