Цены и зарплаты при сталине: путешествие в 1951 год

Повышение цены в 1978 году

Первое повышение цены на бензин в СССР было произведено в 1978 году. Тогда топливо подорожало, отталкиваясь от утвержденного в 1968 году прейскуранта, ровно в два раза. Занимались расчетом новых цен в Государственном комитете цен, который курировал всю промышленность. Сотрудники разрабатывали и согласовывали прайс-лист, а в действие он вступал с января следующего года.

Следить за качеством было поручено этому же комитету по разработанным ГОСТам для разных марок топлива. Меры за несоблюдением качества были достаточно жесткие – директора и ответственных лиц могли через суд лишить свободы на несколько лет. Разбавленный бензин в те годы можно было встретить очень редко.

После повышения цены в 1978 году некоторые марки бензина были выведены из продажи, а оставшиеся имели следующую стоимость за 10 литров:

  • А-76 – 1,5 рубля;
  • АИ-93 – 2 рубля;
  • АИ-98 – 2,2 рубля;
  • авиационный – 2,4 рубля;
  • топливная смесь – 1,7 рубля.

Марки бензина А-72 и А-66 были окончательно выведены из продажи, а мотоциклисты смешивали топливную смесь прямо на заправке самостоятельно.

Цены, действующие до конца 1977 года

В Советском Союзе было в свободной продаже множество различных марок, часть из которых на сегодня уже не производится. Одним из самых популярных считался бензин марки А-72

Цена на него составляла 70 копеек по всей территории Союза за 10 литров (обратите внимание на количество!). Равенство цены объяснялось тем, что все заправки были государственными, и именно государство регулировало цены на топливо

Давайте посмотрим, сколько стоил в СССР бензин разных марок в расчете за 10 литров по утвержденному прейскуранту от ноября 1968 года:

  1. Авиационный (немного непонятно, для чего он использовался, возможно, для работы специальных агрегатов и оборудования) – 1 рубль 20 коп.
  2. Экстра (использовался для мотоциклов, проходил повышенную очистку) – 1 рубль.
  3. АИ-98 (высокооктановый, использовался крайне редко) – 1 руб. 05 коп.
  4. А-72 (был наиболее востребован именно этот вид топлива, использовался для легковых автомашин и частично для грузовиков новых моделей) – 70 коп.;
  5. А-76 подходил практически для всех авто – 75 коп.
  6. Топливная смесь для двухтактных двигателей – 80 коп.
  7. АИ-93 встречался крайне редко, наиболее часто в курортных городах, стоимость за литр составляла 95 коп.
  8. Дизельное топливо – 40 копеек.

На то время в стране не было точных заправочных колонок, поэтому топливо продавали количеством, кратным 10 литрам. Менее этого количества заправщики не имели права отпускать. Небольшие отклонения от стоимости бензина были позволены только в удаленных сибирских регионах, видимо, комитетчики закладывали стоимость доставки в топливо.

То, что бензин столько стоит, никого не смущало, заправить полный бак мог себе позволить каждый водитель, а единая цена только способствовала этому. Были сделаны попытки ввести талоны для частников несколько раз, но Госкомитет пришел к выводу, что так делать не стоит. Да и распространением талонов почему-то занимались продовольственные магазины, у которых это было непрофильным. А создавать специально регулирующие выдачу талонов органы посчитали экономически неэффективным.

Не только деньги, но и льготы

Важно отметить, что трудящиеся в СССР получали не только денежную зарплату, но также могли получать целый ряд вполне материальных благ, которые оплачивались из так называемых «общественных фондов потребления». Это аналоги нынешних фондов ФСС, ОМС, ПФР

За счет этих средств населению страны Советов обеспечивалась бесплатная медицинская помощь, обучение и повышение квалификации и содержание детей в детсадах. Из этих фондов выплачивались пособия, пенсии, стипендии, оплачивались очередные отпуска, выдавались скидки на путевки в санатории и дома отдыха.

По статистике, в среднем из этих фондов человек получал различных благ на сумму, которая составляла до трети денежной зарплаты.

Например, в 1980 году деньгами человек получал в среднем 168,9 руб. в месяц, а еще 63,9 руб. – выплатами и льготами из общественных фондов потребления, кроме того, по 12 рублей копилось на «отпускные». В сумме средняя зарплата наличными и льготами составляла уже 232,8 руб. в месяц.

«Конечно, оплачиваемый отпуск трудящийся получал раз в год, но его дети в течение всего года бесплатно ходили в детсад и школу, сам он мог бесплатно обратиться к врачу и т.д.», — говорит обозреватель Top-RF.ru Дмитрий Данилов.

Какие иномарки завозили в СССР и сколько они стоили тогда

Единичные экземпляры появлялись в СССР регулярно. Иномарки были у Маяковского, Ленина и всех вождей после него, Гагарина, Высоцкого.

Гагарину машину подарили французы, когда он посещал авиасалон в Ле Бурже. Было заметно, что автомобили его интересовали больше, чем самолеты.

Сложность была не только в приобретении машины, но и в ее дальнейшей эксплуатации. Машины имеют свойство ломаться, а чинить их советские механики не умели.

Огромную проблему составляло добывание запчастей. Достать их можно было только по дипломатическим каналам. А уж если случалась авария!

Заменить помятое крыло Мерседеса стоило около 800 рублей, а хорошей зарплатой считалась сумма в 200.

Маяковский «Рено» для Лили Брик.

Моряки загранплавания и военные, которых выводили из ГДР, предпочитали привезти с собой экспортную модель Жигулей, а не иномарку с кучей проблем.

Массово иномарки хлынули в нашу страну в середине 90-х годов, когда СССР уже не существовал. А в ваших семьях были машины? Порасспросите родителей, напишите ваши истории. Я и не догадывался, как это интересно, пока не разговорил своих.

А были ли автосалоны тогда, какие авто там были и сколько стоили

Получив заветный ордер на машину, дядя отправился в Сберкассу ее оплачивать. Стоимость машины была известна заранее, мучиться с выбором комплектации не пришлось — она была всего одна.

«Волга ГАЗ-21» стоила 8500 рублей, «Жигули 2101» — 5620 рублей, «Москвич 412» — 4936 рублей, «Запорожец» — 3000 рублей.

С двумя квитками дядя и тетя прибыли в автосалон. Это была открытая площадка между зданиями вокзала и молокозавода, там же располагалась небольшая контора по оформлению документов и будка охраны.

Всего на площадке стояло около 20 машин — несколько моделей «Жигулей», «Москвичи», пара «Запорожцев» и «Волга». Служащий посмотрел на дядины документы и повел его с женой между рядами к тому месту, где стояли машины дядиной марки.

Их было три, одинакового цвета. Выбирать долго не пришлось: ткнули пальцем в ближайшую, дядя сел за руль, и они поехали в ГАИ оформляться и получать номера.

Очень волновались, хватит ли бензина доехать до инспекции — машины поступали на площадку с запасом топлива, но ушлые охранники сливали его для продажи.

До ГАИ доехать бензина хватило, потом отстояли полуторачасовую очередь на заправку и залили полный бак и прихваченную с собой канистру.

Соотношение зарплаты и стоимости машины в 70-80 гг.

Средняя зарплата в СССР в 70-е годы составляла 150 руб. При этом:

  • «Жигули» ВАЗ-2101 стоили 5620 руб.;
  • «Волга» ГАЗ-21 — 8500 руб.;
  • «Москвич-412» — 4936 руб.;
  • «Запорожец» ЗАЗ-966 — 3000 руб.

То есть обходилась машина гражданину СССР примерно в 24-70 зарплат. Копить на автомобиль семьям приходилось около 2-4 лет при условии того, что откладывалась бы полностью зарплата одного из супругов.

В 80-х годах соотношение зарплаты и стоимости автомобилей изменилось в лучшую сторону, но лишь немного. Средняя зарплата в это время была равна 210 руб. Автомобили стоили:

  • ВАЗ-2101 — 5690 руб.;
  • ГАЗ-24 — 9513 руб.;
  • «Москвич-2140» — 6865 руб.

Средняя зарплата в СССР в 1980-е годы

Последнее десятилетие существования Советского Союза было довольно тяжелым. На фоне дефицита товаров росли цены, в середине 80-х в стране начались экономические реформы. Зарплаты в этот период увеличивались особенно быстрыми темпами.

В 1980-м году среднемесячная денежная заработная плата в целом в народном хозяйстве СССР составляла 168,9 руб., к 1985-у она подросла до 190,1 руб., в 1988 г. была уже 219,8 руб., в 1989 году — 240,4 руб.

В 1985 году средние зарплаты трудящихся были следующие:

✓ Промышленность

• Рабочие – 208,5 руб.;• Служащие – 220,6 руб.

✓ Сельское хозяйство

• Рабочие– 178,9 руб.• Служащие – 222,2 руб.

✓ Строительство

• Рабочие– 242,8 руб.• Служащие – 225,0 руб.

✓ Транспорт

• Железнодорожный – 211,7 руб.• Водный – 262,9 руб.• Автомобильный – 220,8 руб.

✓ Здравоохранение – 132,8 руб.

✓ Образование — 150,0 руб.

✓ Культура – 117,3 руб.

✓ ЖКХ – 146,6 руб.

А заработки

Рабочий день длился от 14–16 часов. Как сообщает издание «Коммерсантъ», цена поездки в 80-е годы складывалась из расчета: 20 коп. посадка и еще 20 коп. за каждый километр пути. В автомобиле устанавливался счетчик, который фиксировал длительность маршрута и позволял прибросить примерную стоимость поездки.

Фото: советский таксометр «выбивал» километраж и сумму к оплате

Справка! До 1973 г. проезд стоил 10 коп./км.

Начальство ставило шоферам строгие планы. Существовал размер коэффициента индивидуального пробега: из 100 пройденных километров около 78 должны были быть оплачены пассажиром. Однако за деньги ездили не все: важные госслужащие и чиновники расплачивались талонами.

Однако зарабатывали таксисты в СССР действительно неплохо. Плановая часовая выручка шофера – от 5 до 5,5 руб., а месячный минимум – 175 руб. То есть предполагалось, что максимум за смену водитель мог получить до 88 руб. Часть денег сдавали начальству таксопарка, а излишки оставляли себе. Такой ежедневный остаток составлял около 25–50 руб. То есть, если водитель отъездил хотя бы 15 смен, то он мог получить на руки «левого» дохода до 750 руб. А ведь это, не считая официального оклада в 200–300 руб.

Учитывая, что месячный доход инженера не превышал 220 руб., а подполковника или сотрудника минобороны СССР – 450 руб., то такая зарплата была практически заоблачной.

Приведем для примера цены на некоторые товары 80-х гг.:

  • сахар – 0,9 руб.;
  • булка белого хлеба – 0,13-0,28 руб.;
  • молоко – 0,22 руб./л;
  • свинина – 2,2 руб./кг;
  • водка – 3,5-5 руб./0,5 л;
  • телевизор «Рубин» – 650 руб.;
  • осеннее пальто – 140 руб.;
  • импортные туфли – 43 руб.;
  • стоимость коммунальных услуг в двухкомнатной квартире общей площадью в 51 кв. м из расчета на семью из трех человек – 15,62 руб.

Однако не все так просто: если водителю и удавалось «накатать» такую сумму, то большая часть вырученных денег шла на погашение регулярных расходов.

Фото: ремонтировали авто часто за свой счет

В таксопарках процветала коррупция. Шоферы платили государственным проверяющим – ГАИ и спецотделу ОБХСС, ловившему нечистых на руку таксистов. До 5 руб. приходилось отдавать автомеханикам, 10 руб. – мастерам техосмотра, а ведь машину требовалось еще регулярно мыть, менять расходники и заправлять.

Давали взятки за свободное распоряжение машиной, например, чтобы не отчитываться за переработки.

Особенности работы позволяли советским извозчикам хитрить, придумывая новые способы заработка. Могли называть пассажиру заниженную стоимость поездки в обмен на предложение выключить счетчик. Полученную сумму клали в карман, а пробег скручивали. Некоторые таксисты подрабатывали продажей спиртного или приторговывали автомобильными запчастями, которые доставали у коллег по дешевке.

На чем предпочитали ездить граждане СССР

Разумеется, судить об уровне жизни граждан СССР по стоимости лишь автомобилей нельзя. Цены на другие товары в 70-е годы были примерно такими:

  • сахар — 90 коп.;
  • сапоги женские (ГДР) — 55 руб.;
  • холодильник ЗИЛ — 300 руб.;
  • картошка — 13 коп.

Не повезло в плане стоимости в Советском Союзе только именно легковушкам. Долгое время такое средство передвижения считалось в стране практически роскошью. Наличие «Волги» же едва ли не автоматически становилось признаком нетрудовых доходов ее хозяина. В Советском Союзе даже был введен косвенный налог «на роскошь», целью которого было заставить цеховиков и спекулянтов поделиться с народом.

Расти популярность легковых автомобилей в СССР начала лишь к концу 70-х годов. Если в 1970 г. в стране, согласно статистике, было продано 123 000 авто, то в 1980 г. — уже 1 163 000 машин, то есть в 10 раз больше.

Правда ли, что с возрастом у человека становится всё меньше веры в себя

Какой тип мотивации на работе связан с более низким уровнем выгорания

Ментальный фитнес: способы поставить разум и тело на один уровень важности

Какие автомобили делал СССР для рядовых граждан

В 1975 году машину могла себе позволить одна семья из 54. Считал так: если средняя семья — это 4 человека, то делим 258 млн на 4 и потом на количество выпускаемых авто.

Если в обычном школьном классе того времени спросить у учеников: «Дети, у кого в семье есть машина?», поднялась бы одна рука или вовсе ни одной.

В классе у старшей сестры машины было две: у одного мальчика мама работала директором ювелирного магазина, у второго папа был военный.

Производство автомобилей по годам (тыс. шт.)
Годы Автомобилей всего В том числе легковых
1958 511,1 122,2
1960 523,6 138,8
1965 616,3 201,2
1970 916,1 344,3
1975 1 963,9 1 201,2
1980 2 199 1 327
1985 2 247,5 1 332,3
1990 2 039,6 1 260,2

К 1975 году производство машин утроилось по сравнению с прошлой пятилеткой. Что же предлагал гражданам родной автопром?

Самой дорогой редкой и престижной машиной была «Волга ГАЗ-24». Это машина не для рядовых граждан. Ее получали артисты, космонавты, писатели, начальники высокого ранга, Герои Соцтруда.

Для обычных людей предназначались тольяттинская «копейка» «ВАЗ 2101» и «Москвич».

«ВАЗ 2103» считалась моделью люкс, была чуть просторнее, комфортнее, ездила чуть тише и стоила дороже.

Почему же? Дело в том, что машины в СССР не продавались, а распределялись по предприятиям. Приходя на предприятие молодым специалистом, человек подавал заявление и становился в очередь на машину.

Самое большое количество машин в год поступало на оборонные предприятия и НИИ, связанные с оборонкой. Далее шли заводы федерального значения, крупные фабрики, добывающие комбинаты и так по нисходящей.

Служащие мелких контор, магазинов, библиотек шансов дождаться машины практически не имели. Очередь на машину шла медленно, в ней можно было стоять по 10–15 лет.

Повышения цены

Изменений по годам было несколько. И первое повышение фиксированных цен произошло в начале 70-х. Затронуло оно все марки топлива, за исключением А-76. К примеру, бензин АИ-93 прибавил в цене пять копеек.

Но наиболее ощутимое для населения повышение стоимости бензина произошло сперва в 1978 году, а затем ещё спустя три года. В обоих случаях ценник был увеличен сразу в два раза. Люди, заставшие те времена, очень часто вспоминают, что государство поставило их перед выбором: либо заправиться, либо купить литр молока за эти же деньги.

На этом повышения цен окончились, и установленный в 1981 году прейскурант продержался неизменным вплоть до последнего дня существования СССР.

Сколько стоили продукты питания в СССР, и что мог поесть советский гражданин на зарплату

Смотрите это видео на YouTube

Как работали советские таксисты

Реалии службы вызова такси в СССР были далеки от современных. Несмотря на то, что число служб-перевозчиков из года в год росло, машин все равно не хватало, чтобы обслужить всех желающих. Если гражданин хотел заказать таксомотор, то ему приходилось звонить диспетчеру за несколько часов до предполагаемой поездки. А в общественных местах – на площадях около вокзалов, аэропортов и универмагов – выстраивались огромные очереди из людей с багажом и тяжелой поклажей.

Стать таксистом было непросто. В водители брали только мужчин, получивших права, старше 21 года с хорошим здоровьем, которые не были судимы. Шансов получить должность было больше у тех кандидатов, кто имел связи в конторе. Шоферам постоянно приходилось повышать уровень подготовки. Если водитель вдруг попадал в ДТП – он мог гарантированно попрощаться с работой.

Новички начинали трудиться «от бордюра» – получали вызовы от случайных прохожих без связи с диспетчерской. Причем стоять у самых людных мест им было нельзя: точки у вокзалов и других общественных мест контролировались властями – нужно было внести в городскую казну определенную сумму. Чтобы не нарваться на неприятности, приходилось платить или договариваться.

Как покупали машины

Даже при наличии нужной суммы советские граждане не могли пойти в магазин и купить себе понравившуюся машину. Чтобы приобрести автомобиль, нужно было несколько лет отстоять в очереди. До 1973 года машины распределялись по регионам Советами министров республик. Далее их распределяли между учреждениями и предприятиями горисполкомы.

После 1973 г. распределение стало более упорядоченным. Машины направлялись на предприятия по категориям граждан, к примеру для передовиков производства, тружеников села, работников леспрома и, конечно же, в порядке живой очереди.

О деньгах в психотерапии: за что, на самом деле, клиенты платят психологам

Определить основную причину: 7 стратегий развития бизнеса при сбоях в поставках

Работа в присутствии других людей — простой метод повышения продуктивности

Особенности топливной отрасли во времена СССР

Главной особенностью того времени, помимо фиксированной цены, было производство продукции высокого качества. Любое отклонение от ГОСТа жёстко пресекалось и наказывалось. Кстати, фиксированная стоимость касалась не только физических лиц, но и государственных предприятий.

Ещё одна особенность заключалась в том, что цена, приведённая выше, взымалась не за один литр, а сразу за десять. Причина кроется в отсутствии на территории страны сверхточных заправочных колонок. Поэтому и градация была сразу по десятке. Да и люди старались не заправлять минимальное количество топлива, а всегда заливали полный бак и ещё несколько железных канистр.

Кроме того, в 80-х особенно остро ощущалась проблема с наличием АИ-93. Это топливо, в первую очередь, доставлялось на автозаправки, которые располагались на трассах курортного направления. Вот и приходилось тариться про запас.

Самые первые машины

Сразу после окончания ВОВ стране было не до легковых автомобилей. Все силы отдавались на восстановление промышленности и сельского хозяйства. Однако предприятия в СССР восстанавливались семимильными шагами. Уже в 1949 г. любой желающий мог купить «Москвич-401» за 8000 руб. «Победа» стоила 16 тыс. руб. Самым же дорогим автомобилем был ГАЗ-12 — машина советской номенклатуры. Стоило это авто около 40 тыс. руб.

В 50-х годах появились новые модели «Москвичей», мгновенно завоевавшие огромную популярность у населения страны. В 60-е годы в Советском Союзе прошла деноминация, и стоимость авто снизилась. Но при этом снизились и зарплаты советских граждан. «Москвич» можно было купить уже всего за 2500 руб. При этом на такую машину у среднестатистического жителя СССР уходила примерно 31 зарплата.

Возможно, оно необдуманно: почему ваше решение не поддерживают подчиненные

Есть и доход, и конкуренты: стоит ли открывать свою службу такси

Отдавать можно как угодно: в каких ситуациях карта рассрочки выгоднее кредитки

«Волга» в те времена стоила 5100 руб., то есть около 53 зарплат. Цена на «Запорожец» ЗАЗ-965 составляла 1800 руб. (22 зарплаты).

В сравнении с доходами современных таксистов

Так много или мало зарабатывал водитель такси в Союзе, если сравнивать с нашими реалиями? Возьмем средние значения из расчета на 15 месячных смен: официальный оклад в 250 руб., а доход от «левака» – 570 руб. Получаем, что зарплата таксиста в Союзе – примерно 820 руб.

Курс доллара с 1988-1990 гг. в среднем составлял 0,6 руб. Значит, доход таксиста того времени –1 366,67 $. Выполняем пересчет в современные доллары, используя калькулятор fxtop.com. Получаем примерно 3 041,55 $, или около 216 467 руб. по нынешнему курсу (71,17 руб.). Инфляция – 122,55%.

Таблица 1. Месячный заработок таксиста (15 смен) в СССР

Доход В 1980-1990 гг., сов. руб. По курсу 2020 г., руб.
Официальный оклад 200–300 52 792–79 195
Дополнительный Минимальный 375 98 994
Максимальный 750 197 988

Однако нужно напомнить: если водителю и удалось заработать «левые» деньги, то это «грязный» доход – частью суммы придется поделиться с начальством, госорганами и обслуживающими структурами. Гарантированно таксист получал только официальную зарплату.

Что касается современных водителей, то их доходы несколько скромнее. Согласно расчетам лизинговой компании «Европлан», таксистам приходится трудиться по 12 часов 6 дней в неделю, зарабатывая в среднем 65 000–74 000 руб. Как и советские коллеги, шоферы несут регулярные издержки – оплачивают лизинг, страховку, отдают процент таксопарку, обслуживают автомобиль и вносят налоги. На руки они получают только 34% от общего объема выручки.

Материал в тему! Как устроиться в Яндекс.Такси.

По данным портала Trud.com, наиболее востребованы представители профессии в Москве, а вот платят лучше всех в Ямало-Ненецком АО – средняя зарплата здесь – 130 000 руб. Несмотря на напряженность труда, в целом такие доходы можно считать высокими для России. По данным Росстата, средний заработок граждан на апрель составил только 49 306 руб. Это примерно на 24% меньше дохода таксиста по стране.

Какая была зарплата у обычного работяги СССР и сколько копили на Москвич

Расскажу, как покупал машину мой дядя в 1978 году. От тестя в наследство ему достался «Москвич». Вот он на фотографии. Тесть был во время Отечественной войны танкистом, а после войны работал на заводе, танки производящем.

Фото из личного архива.

Ходил он в передовиках производства, слыл отличным мастером и в 1958 году получил от завода поощрение в виде очереди на машину. Где семья тогда наскребла денег на покупку, спросить, к сожалению, уже не у кого.

По воспоминаниям тети, ее отец всегда работал на майские праздники, чтобы получить двойную зарплату, и на эти деньги покупал себе две пары брюк, в которых и ходил потом весь год.

«Москвич», доставшийся дяде от тестя, в возрасте двадцати лет исправно ездил по областному бездорожью, возил на себе палатки и прочее туристическое снаряжение двух семей.

Иногда мы дружно выталкивали его из грязевых ям, но в целом машина была надежная, зимой стояла в гараже, ее любили и холили.

Когда у моего дяди подошла на заводе очередь на покупку «Жигулей», «Москвич» был продан за сумму, которая составляла почти треть новой машины. Новая стоила 5600 рублей.

Дядя получал в своем НИИ около 200 рублей. Оклад составлял 156 рублей, остальное — премии за выполнение плана и патенты на изобретения.

Недостающая сумма была собрана по родственникам и ближайшим друзьям. Много лет потом отдавались долги, жили очень стесненно, но машина была.

Как любит повторять сын моей тети, «приоритеты были расставлены неверно: с машиной, но без штанов». Дядя был счастлив, тетя тоже выглядела довольной, но жаловалась маме, что не знает, как дотянуть до зарплаты.

В ответ на мой вопрос: «А можно ли было накопить на машину?» дядя призадумался. «Копили, безусловно, все. Поскольку в очереди ты стоял лет 8–12, то, конечно, откладывали.

Тринадцатые зарплаты, премии — все шло на сберкнижку. Те, у кого были деньги — директора магазинов, баз — покупали очередь. Остальные фанатично копили, но к моменту получения машины все равно не хватало.

Помню, что постоянно кто-то в цехе занимал на покупку. Очередь двигалась непредсказуемыми темпами».

Нехитрыми подсчетами у меня получилось, что если копить на «Жигули» 10 лет, то в месяц надо откладывать 46 рублей — это треть средней зарплаты. Родители подтвердили: сумма неподъемная.

Надо, чтобы в семье работало трое человек и на хороших зарплатах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: