Снятие гбц (головка блока цилиндров) на ваз-2112 16 клапанов своими руками

Определение прогара клапана без снятия головки блока

Первым делом необходимо определить неработающий цилиндр. Способы проверки во многом напоминают диагностику неисправных свечей зажигания. Для проверки следует завести двигатель, после чего при работающем моторе на холостых оборотах потребуется по одному снимать колпаки со свечей зажигания.

После снятия каждого свечного колпачка нужно внимательно следить за оборотами холостого хода и за общей стабильностью работы двигателя. Если мотор начал троить сильнее или глохнуть, тогда цилиндр, с которого сняли колпачок, является рабочим. В том случае, если после снятия колпачка работа двигателя не меняется или обороты изменяются незначительно, тогда проблемный цилиндр обнаружен.

Затем нужно выкрутить свечу зажигания на неработающем цилиндре и заменить ее на заведомо исправную, а также проверить высоковольтный бронепровод данного цилиндра на работоспособность. Также не лишней будет проверка катушки зажигания и т.д. Последующий запуск двигателя покажет, кроется ли проблема в элементах системы зажигания автомобиля или необходима дальнейшая диагностика.

Если характер работы мотора после установки рабочей свечи, замены высоковольтного провода и проверки других компонентов системы зажигания не изменится (двигатель продолжает троить), тогда высока вероятность более серьезных поломок:

  • прогар клапана ГРМ;
  • неисправности ЦПГ;

Прогар клапанов означает, что в цилиндре снижается компрессия по причине нарушения герметичности камеры сгорания (неплотности во время прилегания впускного или выпускного клапана, разрушение тарелки и/или седла клапана). Износ цилиндро-поршневой группы и поломка поршня также приводят к тому, что в проблемном цилиндре окажется низкая компрессия. Также цилиндр может не работать по причине залегания или поломки поршневых колец.

Теперь необходимо локализовать неисправность, то есть точно определить прогар клапана или выявить проблемы с ЦПГ. Наиболее распространенным способом определения прогоревших клапанов является замер компрессии в цилиндрах.

Низкая компрессия явно свидетельствует о неисправности, при этом следует учитывать один нюанс. Установить прогара клапана и исключить неполадки ЦПГ только по показателю компрессии не получится. Дело в том, что компрессия в двигателе может снижаться как в результате прогоревшего клапана, так и по причине поломки поршневых колец, а также ряда других дефектов. По этой причине параллельно замеру компрессии следует провести дополнительную диагностику двигателя.

  1. Простейшим способом определения прогара клапана после того, как вы измерили компрессию в цилиндрах, является заливка нескольких «кубиков» моторного масла через свечной колодец.  Затем компрессию нужно измерить повторно. Поднятие компрессии в цилиндре после заливки масла укажет на то, что образовалась масляная пленка, играющая роль «уплотнителя». Такое явление характерно в случае износа поршневой. Если показатель компрессии не изменился, значит, имеет место прогар клапана, так как масло в цилиндре в этом случае никак не повлияет на компрессию.
  2. Также для определения прогара клапанов следует осмотреть свечу зажигания на проблемном цилиндре. Явный признак прогара клапана является тем, что свеча зажигания окажется полностью сухой, то есть не имеет характерного масляного налета. Также из сапуна двигателя может выходить дым или воздух. Интенсивность появления дыма напрямую зависит от степени износа ЦПГ.

Что касается поломок, которые связаны с поршневой, свеча в таком случае покрыта маслом, из сапуна можно наблюдать появление сизого дыма. Отметим, что масло на свече является косвенным признаком. Даже если свеча зажигания сухая или покрыта небольшим нагаром, но из сапуна идет дым, тогда указанный признак свидетельствует о проблемах с поршнем или поршневыми кольцами. На новых моторах с небольшим пробегом высока вероятность того, что поршневые кольца залегли.

Добавим, что появление моторного масла, которое выходит через сапун, также указывает на неисправность перегородок между поршневыми кольцами. С учетом вышесказанного можно точно определить, почему снизилась компрессия в двигателе, выявить проблемы с цилиндро-поршневой группой или определить прогар клапанов ГРМ.

Поломка клапанов – причины и последствия загнутых клапанов

В зависимости от типа двигателя количество установленных в нем клапанов может колебаться от 8 до 32. Все они работают в слаженном режиме. Порыв ремня ГРМ или растяжение цепи приводит к тому, что клапана самопроизвольно опускаются вниз. При этом поршни продолжают свою работу в обычном режиме. Происходит столкновение деталей. Клапана не выдерживают ударной нагрузки, гнуться или ломаются. Это сопровождается остановкой двигателя. До выяснения причин заводить его не рекомендуется. Обломки деталей окончательно выведут из строя силовой агрегат, который будет нуждаться в капитальном ремонте.

Что необходимо для притирки

Процесс притирки выполняется при демонтированной головке блока цилиндров. Поэтому кроме инструментов для притирки клапанов автовладельцу также понадобится инструмент для демонтажа ГБЦ. Как правило, это обычные слесарные ключи, отвертки, ветошь. Однако также желательно иметь и динамометрический ключ, который понадобится на этапе обратного монтажа головки на место. Необходимость в нем возникает, поскольку крепежные болты, держащие головку на ее посадочном месте, должны быть закручены с определенным моментом, который как раз и можно обеспечить лишь при помощи динамометрического ключа. В зависимости от того, какой будет выбран способ притирки клапанов — ручной или механизированный (о них немного позже), отличается и набор инструментов для работы.

Непосредственно для выполнения притирки клапанов автовладельцу понадобится:

  • Ручной держатель клапана. В автомагазинах или автомастерских имеются в продаже уже готовые такие изделия. Если вы по каким-либо причинам не хотите или не можете купить подобный держатель, то его можно изготовить самостоятельно. Как его сделать, рассказано в следующем разделе. Ручной держатель клапана используется при ручной притирке клапанов.
  • Паста для притирки клапанов. В большинстве случаев автовладельцы покупают уже готовые составы, поскольку в настоящее время этих средств в автомагазинов достаточно много, в том числе по разным ценам. В крайнем случае можно сделать подобный состав и самостоятельно из абразивной стружки.
  • Дрель или шуруповерт с возможностью реверса (для выполнения механизированной притирки). Как правило, притирка выполняется в обе стороны вращения, поэтому дрель (шуруповерт) должна вращаться как в одну, так и в другую стороны. Также можно воспользоваться ручной дрелью, которая сама по себе может вращаться в одном и другом направлении.
  • Шланг и пружинка. Эти устройства необходимы для выполнения механизированной притирки. Пружинка должна иметь невысокую жесткость, и диаметр на два-три миллиметра больше диаметра стержня клапана. Аналогично и шланг, чтобы его можно было впритык надеть на стержень. Также для его закрепления можно воспользоваться маленьким хомутом. Еще необходим какой-нибудь недлинный металлический стержень по диаметру аналогичный стержню поршня, чтобы он также впритирку подходил для резинового шланга.
  • Керосин. Его используют в качестве очистителя и впоследствии для проверки качества выполненной притирки.
  • «Шарошка». Это специальное приспособление, предназначенное для снятия поврежденного металла в посадочном гнезде клапана. Такие приспособления продаются в готовом виде в автомагазинах. В настоящее время в автомагазинах можно найти эту деталь практически для любого двигателя (тем более для распространенных автомобилей).
  • Ветошь. Впоследствии с ее помощью нужно будет вытереть насухо обработанные поверхности (заодно и руки).
  • Растворитель. Нужен для очистки рабочих поверхностей.
  • Скотч. Является нужной составляющей при выполнении одного из методов механизированной очистки.

Приспособление для притирки клапанов

Если у автовладельца нет возможности/желания покупать заводское приспособление для притирки клапанов своими руками (вручную), аналогичное устройство можно сделать самостоятельно с помощью подручных средств. Для этого понадобится:

  • Металлическая трубка с полостью внутри. Ее длина должна составлять около 10…20 см, а диаметр внутреннего отверстия трубки должен быть на 2…3 мм больше, чем диаметр стержня клапана двигателя.
  • Электродрель (или шуруповерт) и сверло по металлу диаметром 8,5 мм.
  • Контактная или газовая сварка.
  • Гайка и болт диаметром 8 мм.

Алгоритм изготовления устройства для притирки клапанов будет следующим:

  • С помощью дрели на расстоянии около 7…10 мм от одного из краев необходимо просверлить дырку указанного выше диаметра.
  • С помощью сварки необходимо приварить гайку ровно над просверленным отверстием. При этом работать нужно аккуратно, чтобы не повредить резьбу на гайке.
  • Вкрутить болт в гайку так, чтобы его край достал внутренней поверхности противоположной от отверстия стенки трубки.
  • В качестве рукоятки для трубки можно либо загнуть противоположный кусок трубы под прямым углом, либо же доварить еще один кусок трубы или любой другой металлической детали, похожей по форме (прямой).
  • Выкрутить болт обратно, а в трубку вставить стержень клапана, и с помощью болта зажать его крепко с помощью гаечного ключа.

Что делать, чтобы клапана не погнуло при обрыве грм

Для того чтобы клапана не загнуло необходимо следить за состоянием ремня ГРМ. Необходимо менять его по срокам, указанным в сервисной книжке (приблизительно 60–70 тыс. км.) . Но также необходимо периодически производить визуальный осмотр ремня, даже если срок замены не подошёл. Довольно часто ремень рвётся сразу после его установки через 1000–2000 км. Это происходит в том случае, если работы по его замене произведены недоброкачественно.

Периодически снимайте кожух и проверяйте ремень. Осматривайте его с внешней стороны, проверьте рёбра ремня и наличие микротрещин. А также он должен быть не сильно зажат. Такие осмотры проводите время от времени. Как только увидите признаки износа на ремне — это значит пришло время его заменить.

Как проверить герметичность клапанов

Нормальная эксплуатация автомобиля во многом зависит от правильной работы газораспределительной системы. Ключевая роль в этом отводится выпускным и впускным клапанам. Они должны иметь плотное прилегание на головке блока цилиндров к своим седлам. Только в этом случае, в камере сгорания будет создаваться необходимое давление.

  • Перед тем как проверить герметичность клапанов с их седлами, необходимо снять головку блока цилиндров (ГБЦ). Очистите ее и корпус подшипников от грязи и нагара, удалите со стенок камер сгорания отложения металлической щеткой, отмойте на ней масляные отложения.
  • Внимательно осмотрите корпус подшипников и головку блока цилиндров. Они не должны иметь трещин и быть целыми. Следует осмотреть рабочие поверхности корпуса подшипников, опор распределительного вала и стенки у посадочных отверстий гидротолкателей. На них не должно быть следов наволакивания металла и задиров. Направляющие клапанов и седла должны плотно сидеть в головке блока цилиндров. Не допускается их смещения во время работы газораспределительного механизма. У клапанов и седел не должно быть трещин и следов прогорания.
  • Плоскостность ГБЦ проверить специальным шаблоном. При его отсутствии это можно сделать при помощи слесарной широкой линейки. Она прикладывается по диагонали ребром к привалочной нижней плоскости головки блока. Необходимо убедиться, что зазора между ребром линейки и плоскостью не существует. Он может быть как в средней части плоскости, так и по ее краям. По обеим диагоналям зазор замеряется плоскими щупами. 0,1 мм – это максимально допустимое значение для зазора. При больших значениях зазора привалочная плоскость фрезеруется или заменяется.
  • Проверяется герметичность головки блока цилиндров. Для этого заглушается окно подачи охлаждающей жидкости на термостат, расположенное на ее торцевой поверхности. После этого следует перевернуть головку для заполнения керосином ее внутренней рубашки охлаждения.
  • Следует убедиться в том, что нет утечек керосина из головки блока цилиндров. Если вы ее обнаружили, тогда головка блока, либо ремонтируется при помощи холодной сварки, либо заменяется на новую.
  • Как проверить герметичность клапанов ГБЦ? Для этого головку блока нужно положить на горизонтальную поверхность, чтобы привалочная плоскость оказалась вверху. Далее камеры сгорания ГБЦ заполняются керосином. После чего необходимо выждать 10 минут. Если уровень жидкости снизился, то это означает, что один или оба клапана негерметичны.
  • Негерметичность клапанов устраняется при помощи их притирки к седлу. Но это в том случае, если на тарелке клапана и на самом клапане нет механических повреждений и трещин. Для проведения этой работы с клапана снимается маслосъемный колпачок. Из направляющей втулки вытаскивается клапан. На рабочую поверхность клапана наносится притирочная паста. Чаще всего применяют «Алмазную». Клапан устанавливается в головке блока, а на его стержне закрепляется притирочное приспособление.
  • Клапан прижимается к седлу и поворачивается из стороны в сторону. После 12-15 поворотов его поворачивают на 90 градусов и процесс продолжается. Притирка проводится до тех пор, пока на тарелке клапана и седле не образуется равномерная поверхность, а на рабочей поверхности должен получиться ровный слой пасты, имеющий характерный цвет. Остатки притирочной пасты необходимо будет удалять с обоих элементов. Клапан устанавливается на место в обратном порядке, а маслосъемные колпачки заменяются.

Имейте в виду, что притирка необходима больше для контроля качества самого сопряжения, чем для обработки. Если вытереть насухо притертые поверхности, а после этого провернуть клапан несколько раз в обе стороны и одновременно прижимать его к седлу, тогда на фасках деталей должна появиться блестящая линия. Если она получилась замкнутой, то есть проходит по всей окружности – это будет означать, что прилегание у деталей хорошее, и вы все сделали правильно.

Transit. Двигатель. Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Причины, по которым гнёт клапана

Можно выделить следующие основные причины:

  • Состояние ремня грм (трещины, износ зубьев, ремень перетянут или ослаблен)
  • Несоблюдение сроков замены ремня (большой пробег автомобиля).
  • Попадание инородного тела (следует проверить правильность установки защитной крышки)

Что происходит в двигателе в момент обрыва ремня

На сегодняшний день чаще всего используются двигатели с 8 и 16 кл. Они отвечают за компрессию цилиндров и за выпуск отработанных газов. Они двигаются из-за распределительно вала, который раскручивается и нажимает на клапан. Рабочий цикл двигателя — это периодически повторяющийся ряд последовательных процессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя. Рабочий цикл двигателя происходит за 4 такта или 2 оборота коленчатого вала двигателя. (такие двигатели называются 4х тактные, существуют и 2х тактные, но сейчас в автомобилях не применяются). Такты:

Клапана в нужный момент открываются и закрываются. Привод осуществляется расположенными на распределительном валу кулачками. При вращении кулачек своей выступающей частью нажимает на клапан, в результате чего он открывается. Кл. пружина закрывает его.

Кулачек— составная часть газораспределительного вала (водители называют его распредвал). Распредвал имеет опорные шейки и кулачки. Крутящий момент от коленчатого вала на распредвал передаётся цепью или ремнём грм.

Признаки прогоревшего клапана, причины прогара

Клапаны двигателя внутреннего сгорания постоянно подвержены критическим нагрузкам. Через них поступает топливо и выходят горячие отработанные газы. В этой ситуации существует высокая вероятность поломки.

Если прогорел клапан, проблему нужно решать незамедлительно. В противном случае двигатель будет работать на износ.

Первые симптомы

Определить прогоревший клапан достаточно просто, первый признак — двигатель начнет троить. Это нарушение, при котором цилиндры внутри работают неправильно из-за плохого горения топливовоздушной смеси и нарушения герметичности камеры. Отработанный газ не толкает поршень с прогоревшим клапаном, а попадает прямо в коллектор. При этом появляются сильные вибрации мотора, хлопки в глушителе и характерный шум. В таком режиме двигатель всё равно выдает мало оборотов или они вообще отсутствуют.

Из-за троения двигателя значительно повышается расход топлива, так как часть бензина попросту выбрасывается в воздух не выполнив полезной работы

Потеря горючего отражается на других составных частях двигателя, вот почему важно на ранних стадиях определить прогар, чтобы не подвергать износу другие узлы

Прогар клапана приводит к полному высыханию свечей, при этом из сапуна начинает идти дым. Если же сломался поршень, дым окрашен в сизый цвет и свечи покрыты обильным слоем масла.

Определить симптомы прогоревшего клапана можно с помощью измерения компрессии в цилиндре. После процедуры заливается немного масла в цилиндр. Если показатели не изменились, значит клапан неисправен. Однако, замер не всегда определяет поломку клапана. Плохая компрессия также может свидетельствовать о неисправности поршневых колец.

Прогар клапана очень похож на проблемы с зажиганием. Начинающие механики недоумевают, почему вибрирует мотор, сами ставят диагноз и двигаются в неправильном направлении. Они покупают новую крышку трамблера, провода, корректируют зажигание, но всё безрезультатно. Когда слышны нежелательные вибрации в двигателе, первым делом его нужно разобрать и удостовериться в целостности всех элементов.

Причины

Существует несколько причин, почему могут прогореть клапана:

  • Заводской брак. Вероятность отклонений от нормы при производстве комплектующих невелика, но всё же существует. Неоднородность металла, дефекты сварочных швов, микротрещины – первые признаки брака.
  • Критические температуры. Рабочая температура клапанов колеблется в районе 650 °С. Если система теплоотвода неисправна, избыточный перегрев приведет к быстрому разрушению металла.
  • Некачественный бензин. Обеднённая топливная смесь ведет к скачкам температуры, что ещё больше разрушительно для клапанов.
  • Газ. Двигатели с газовым питанием подвержены большим нагрузкам, чем бензиновые. Особенно, если автомобиль настроен на бедную подачу газа. Рекомендуется проводить калибровку клапанов каждые 10 – 15 тыс. км.

Советы

Внимательно проверяйте клапан при покупке. Сверьтесь со стандартами размеров, обследуйте деталь на предмет видимых дефектов. Приобретайте запчасти только в сертифицированных точках продажи от известных производителей. Сэкономленные деньги на дешевой покупке выльются в дорогостоящий ремонт.

Проверьте клапанные зазоры в двигателе. Слишком маленькое расстояние частая причина перегрева. Уменьшенный зазор свидетельствует об износе седла клапана. Установите более жёсткие седла в мотор, чтобы предотвратить поломку.

Таблица тепловых зазоров

Автомобиль Впускной (мм) Выпускной (мм)

ВАЗ 2108-099, 2110-15 (8 клапанная) 0,15-0,25 мм 0,3-0,4 мм
ВАЗ 2101-07 0,15 мм 0,15 мм
ГАЗ (402 двигатель) 0,4-0,45 мм 0,35-0,4 мм (1, 4 клапана), 0,4-0,45 мм (2, 3 клапана)

Не заправляйте автомобиль некачественным топливом или обеднённым газом в целях экономии. Из-за этого двигатель теряет часть мощности и происходит перерасход газа. При этом регулярно проверяйте состояние клапанов. Газовые моторы не так сильно шумят при прогоревшем клапане, как бензиновые.

При появлении первых симптомов поломки лучше обратиться в сервисный центр. Разбор двигателя собственными руками – сложный процесс, особенно неподготовленными руками. Опытные механики быстро определят неисправность и сэкономят вам много времени.

ZnanieAvto.ru

Подготовительные работы перед заменой клапанов

Изучение инструкций, просмотр видео в Интернет, посещение тематических форумов, приобретение понимания порядка действий.

Подбор инструментов, запасных частей, материалов, измерительных приборов, приспособлений.

Для работы понадобятся:

  • Наборы гаечных ключей различных типов (рожковые, накидные, головки, вороток с трещоткой).
  • Отвертки плоская, крестообразная.
  • Молоток, металлическая трубка длиной 15 см. внутренним диаметром 15 мм.
  • Домкрат (случай отсутствия смотровой ямы).
  • Компрессометр.
  • Набор клапанных регулировочных шайб.
  • Набор щупов для измерения зазоров.
  • Приспособление для отжима клапана.
  • Длинный пинцет.
  • Электрическая дрель с возможностью регулировки оборотов, реверсом.
  • Комплект новых впускных, выпускных клапанов.
  • Седла, сальники, направляющие, колпачки маслосъемные.
  • Съемник сальников.
  • Штангенциркуль (микрометр).
  • Моторное масло.
  • Паста (порошок, разводится маслом) для притирки клапанов.
  • Ветошь.

Инструмент

Если делаем замену клапанов своими руками, будь это ВАЗ либо другой автомобиль, нужно не упустить такой нюанс, как наличие специального инструмента. Вот что понадобится:

Комплекты: гаечных ключей, головок, отверток для демонтажа и монтажа элементов машины.

Рассухариватель клапанов. Он нужен для сжатия пружин, чтобы устранить сухарики (стопорные элементы).

Инструмент для притирки. Клапана нуждаются в притирки, для обеспечивания компрессии. Приобретение специального приспособления не целесообразно, можно воспользоваться дрелью и куском шланга.

Это интересно: Расположение и проверка реле зарядки («шоколадки») на ВАЗ 2107 — как самостоятельно поменять

Шланг плотно соединяет клапанный стержень и насадку дрели и поступательными движениями производить притирку. Затем налить солярку в месте стыковки клапана и седла, если она не протекает, то работа сделана качественно.

Прибор для снятия маслосъемных колпачков. Производя замену клапанов надо сменить на втулках колпачки, что будет сделать довольно сложно своими руками. Лучше использовать специальный съемник.

Есть еще один прибор — микрометр. Он даст точное измерение параметра стержня и выявляет дефекты износа клапанов.

Ключ для фиксации коленчатого вала, для того, чтобы настроить правильную работу ГРМ.

Желательно иметь динамометрический ключ для затягивания болтов.

Расходные материалы

Кроме клапанов, понадобится:

  • пригодные уплотнительные колпачки;
  • прокладка головки блока цилиндров;
  • прокладка крышки клапанов;
  • при необходимости — герметик;
  • болты крепления ГБЦ, иногда возможно использовать старые болты;
  • притирочная паста или порошок.

К чему стоит готовиться перед заменой

Процесс замены клапанов своими руками может показаться весьма несложной задачей. Но не стоит обольщаться, так как процедура неминуема без частичной разборки/сборки навесного оборудования, контроля тепловых зазоров, проверки допусков по размерам. Чтобы выполнить все процедуры правильно, следует методично придерживаться руководства по эксплуатации к вашему авто. Именно в мануале к автомобилю вы найдете всю необходимую информацию о тепловых зазорах, моментах затяжки, способах регулировки и адаптации механизмов, нуждающихся в этом после снятия. Замена будет тем сложнее, чем сложнее конструктивно двигатель на вашем автомобиле.

Стоит помнить о том, что заменой погнутых либо прогоревших клапанов ремонт может не ограничиться. Если новые изделия будут болтаться, следует менять направляющие втулки. Если седла слишком провалены и клапаны не прилегают плотно, производитель зачастую рекомендует замену ГБЦ. Часто владельцы автомобилей с двигателями ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, чтобы исключить касание кулачка распределительного вала об корпус гидротолкателя и избежать установки новой ГБЦ, укорачивают стержни, производя так называемую торцовку клапанов.

Выбор пасты

Выбор абразивных паст для притирки в современных магазинах может повергнуть в шок любого водителя-новичка. О цене речь не пойдёт, поскольку выбор по данному параметру полностью зависит от возможностей и личных предпочтений покупателя. Такие факторы, как состав и зернистость более важные, поэтому их и стоит рассмотреть:

  1. Новичкам лучше отказаться от использования крупнозернистых паст, иначе малейшая оплошность приведёт к дефектам седла и фаски. Средний уровень зернистости предпочтителен, если речь идёт об основной обработке, а мелкая зернистость нужна для шлифовки.
  2. Зачастую комплектация предполагает наличие двух ёмкостей с пастами с составами разной зернистости.
  3. Если вы не позаботились о покупке пасты, можно приготовить её самостоятельно. Для этого подберите наждачную бумагу с минимальным уровнем зернистости и снимите абразив, смешайте полученный порошок со смазочным материалом. Пасту ГОИ используйте на завершающем этапе для финишной обработки поверхности. Смешивать её стоит так же, как и в случае с порошком абразива. Сразу стоит упомянуть о том, что качество притирки будет на порядок ниже, чем при использовании магазинных абразивов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: