Экспонаты выставки общественного транспорта 20 века
Вот перед нами троллейбус, который выпускался в 1955-1957 годах, имел 32 места для сидения и предназначался исключительно для перевозки экскурсий по Выставке Достижений Народного Хозяйства Москвы (ВДНХ), или как она тогда называлась (ВСХВ – Всероссийская Сельскохозяйственная Выставка) – рис. 1:
Рис. 1. Экскурсионный троллейбус по ВДНХ (ВСХВ) – 1955-1957 годы выпуска.
А это троллейбус, который нам знаком по фильму «Берегись автомобиля» (рис. 2). На нем Люба – невеста Юрия Деточкина – «гоняла» по Москве. В фильме были сняты уникальные кадры гонки троллейбуса за легковым автомобилем «Волга» ГАЗ-21.
Троллейбус вмещал 91 человека, из них 37 человек сидя. Троллейбус выпускался в период с 1958 по 1967 годы.
Рис. 2. Троллейбус, знаменитый по фильму «Берегись автомобиля» – 1958-1967 годы выпуска.
Музей ретро автомобилей Museum Route 66
Для тех, кто желает прикоснуться к истории американской автомобильной классики и желает почувствовать себя героем известных приключенческих фильмов, в Санкт-Петербурге есть уникальная культурная площадка – музей ретро автомобилей Museum Route 66. Это не просто музей.
Краткое описание
Музей Route 66 − это необычная интерактивная коллекция, главными героями которой являются модели легендарных автомобилей США 1940-70-х годов выпуска. Коллекция нетипична не только для поклонников ретро транспорта, но и для всей Северной столицы.
Экспозиция выставки условно поделена на тематические зоны, каждая из которых воссоздает атмосферу из самых популярных голливудских кинокартин прошлых лет. Их более десяти. Каждый автомобиль, помещенный в соответствующие декорации, с тщательно подобранной музыкой и реквизитом, представлен в формате самостоятельного объекта искусства. Все экспонаты несут в себе дух безвозвратно ушедшей эпохи благодаря великолепной работе художников и дизайнеров музея.
Среди тематических зон можно выделить:
- декорации к мультфильму «Тачки»;
- обстановку полицейской погони;
- антураж кинофильма «Охотники за привидениями»;
- Лас-Вегас с легендой голливудского кинематографа Мэрилин Монро.
Представлены и другие, не менее удивительные зоны. Самым примечательным в музее является то, что все раритетные экспонаты разрешается трогать. Можно фотографироваться внутри салона и за рулем. Это удивительное место, чтобы пополнить домашний фотоальбом интересными и яркими снимками. В каком еще музее такое возможно? Понравится и взрослым и детям!
Информация для посещения
Музей работает ежедневно.
Часы работы:
- понедельник-пятница 12:00-21:00
- суббота, воскресенье и праздничные дни 11:00-21:00
Стоимость билета:
- взрослый – 450 руб.
- детский (от 3 лет) – 250 руб.
- льготный (для пенсионеров, участников боевых действий) – 250 руб.
- студенческий (по понедельникам, при предъявлении студенческого билета) – 250 руб.
Дети до 3 лет и инвалиды (все группы) могут посещать музей бесплатно.
Для всестороннего ознакомления с экспозицией выставки имеется возможность заказать экскурсионное обслуживание. Стоимость такого обслуживания зависит от количества гостей музея и варьируется в пределах 500-1000 руб. Экскурсии проводятся по предварительной записи.
Как добраться
Интерактивный музей находится по адресу: Санкт-Петербург, Конюшенная площадь, дом 2 В. Вход в музей осуществляется с Конюшенной площади.
Ближайшие остановки общественного транспорта:
- «Невский проспект» − станция метро, выход на набережную канала Грибоедова
- «Станция метро «Невский проспект» − автобусы 3, 7, 22, 24, 27, 191; троллейбусы 1, 5, 7, 10, 11, 22
- «Инженерная улица» − трамвай 3; автобус 49
- «Площадь искусств» − маршрутные такси К-107, К-289
На Конюшенной площади работают 2 парковки для автотранспорта – парковка «Карета» (Конюшенная площадь, 2) и парковка «Городской центр автостоянок и гаражей» (Конюшенная площадь, 1).
Первый музей «Museum Route 66»
В этом музее находятся американские машины. И большую их часть вы могли видеть в различных фильмах. Для любителей легенд американского автопрома времен 1940-1970 годов это место будет находкой. Экспонаты можно трогать руками, садиться внутрь, фотографироваться за рулем.
Благодаря атмосфере ты можешь почувствовать себя героем старого фильма и перенестись в то время, когда эти автомобили были на пике популярности.
Вся экспозиция поделена на несколько тематических зон. Например, декорации к мультфильму «Тачки» или Лас-Вегас с легендой голливудского кинематографа Мэрилин Монро и так далее. В общем каждая создает атмосферу какого-то определенного американского фильма. В каждой зоне идеально подобран автомобиль, декорации и музыка.
Музей привлекает взрослых и детей, но особенно фанатов старого Голливуде. Вход открыт в рабочие дни с 12:00 до 21:00, а в выходные с 11:00 до 21:00. Если вы хотите получше познакомиться с экспонатами, то для вас есть возможность заказать экскурсию. И проводится она по предварительной записи.
Интересная услуга — музей можно арендовать для тематических фотосессий, корпоративов и даже для празднования дня рождения.
Музей ретро-автомобилей находится по адресу: Конюшенная площадь, дом 2 В. Вход в музей с Конюшенной площади.
Автобусы из моего детства
А теперь автобусы, ради которых я, собственно говоря, сходил на выставку, – автобусы моего детства. ЗИС-154 с дизельным двигателем и с электрической трансмиссией (единственный отечественный автобус с такой трансмиссией!) и ЗИС-155 с бензиновым двигателем (рис. 8).
- Первый имел 36 мест для сидения и разгонялся до 65 км в час,
- второй имел 28 мест и тоже мог ездить со скоростью 65 км в час.
На выставке можно было (в порядке живой очереди) посидеть на водительском кресле. Лично меня просто потрясло, насколько удобно в этом автобусе была расположена педаль сцепления, на нее нажимать нужно сверху вниз, очень удобно.
И это делалось практически без приложения усилий, почти как в современном легковом автомобиле с обычной коробкой передач (не автомат). А сами передачи (всего 5 вперед и 1 назад) переключались (разумеется, я мог это попробовать только в неподвижном состоянии машины) очень легко и просто, по ощущениям как в советских Жигулях и Волгах.
На других автобусах, где мне удалось попробовать себя в качестве псевдо водителя, нужно было обладать незаурядной силой, чтобы справиться с механизмами управления:
- сцепление,
- коробка передач,
- тормоза.
Я не смог бы работать целый день на таких машинах, просто не хватило бы физических сил, а вот на этих машинах 1947-1957 годов выпуска, кажется, можно было бы попробовать себя в качестве водителя!
Рис. 8. Автобусы: ЗИС-154 с дизельным двигателем и с электрической трансмиссией 1947-1949 годов выпуска (слева) и ЗИС-155 с бензиновым двигателем – 1949-1957 годы выпуска (справа).
Самый массовый троллейбус
Рис. 3. Самый массовый троллейбус СССР в 50-е годы прошлого столетия – 1946-1961 годы выпуска.
Далее перед нами весьма популярный троллейбус, работавший на линиях в городах СССР в пятидесятые годы (рис. 3). Производился он в Москве, вмещал 56 пассажиров, из них 38 могли ехать сидя.
Для этого в салоне троллейбуса в два ряда справа и слева были установлены двухместные сиденья. Но при этом проход между рядами сидений был узким с современной точки зрения. Также узкими были двери, и нужно было подниматься по ступенькам на большую высоту.
Правда, в отличие от некоторых современных низкопольных машин, пол в троллейбусе того времени был ровный-ровный, без ступеней, подъемов и спусков. Все «хозяйство» троллейбуса «пряталось» под этим ровным полом довольно удобного по меркам того времени салона.
Кассы самообслуживания в общественном транспорте
Когда в автобусах исчезли кондукторы, вместо них появились кассы, можно сказать, кассы самообслуживания. Некоторые из них работали на полном доверии к пассажирам (рис. 9). В них можно было положить деньги «в любом наборе», не нужно было иметь мелочь. Помнится, тарифы были такие:
- 3 копейки для трамвая,
- 4 копейки для троллейбуса и
- 5 копеек для автобуса.
Можно было, скажем, опустить в кассу 10-и копеечную монету, открутить и оторвать билет за 4 копейки, а сдачу 6 копеек «собрать» с других пассажиров. Эти пассажиры отдавали деньги теперь бывшему владельцу 10-и копеек и обладателю билета за 4 копейки, пока у того не собирались нужные ему 6 копеек. Остальное тоже опускали в кассу и откручивали вручную и отрывали нужное количество билетов. Такое в наше время трудно себе представить, однако тогда это нормально «работало».
Интересно, что посетители выставки с удовольствием опускали уже современные монеты в эту кассу, чтобы почувствовать, поймать ощущения того времени, когда пассажиры добровольно расставались со своими деньгами, оплачивая за проезд.
Кстати, штрафы того времени были очень даже приличные – 1 рубль. Лишний раз подумаешь, что лучше: заплатить 3-5 копеек за проезд, или отдать 1 рубль контролеру, которые попадались на маршрутах, и не только штрафовали, но еще и публично и громко стыдили «зайчиков» того времени.
Рис. 9. Касса самообслуживания, установленная в салоне автобуса (трамвая, троллейбуса) 20 века.
Деньги за билеты «добровольно» опускались в щель сверху, после чего билеты «откручивались» ручкой справа и отрывались. Во время откручивания билетов одновременно двигался транспортер с деньгами, и опущенные деньги «автоматически» падали вниз в сейф этой кассы. Все это пассажиры делали самостоятельно, без участия кондукторов и контролеров.
Музей ретро автомобилей и мотоциклов «Лошадиная сила»
В городе Зеленогорске, пригороде Санкт-Петербурга, находится музей старинного транспорта, в котором собраны экспонаты со всего мира. Коллекция музея – это собственность старейшего в России автоклуба «Ретро-Юнион», основанного в 1982 году, и частных владельцев.
Музей Лошадиная сила
Краткое описание
В музее представлена уникальная по своему составу коллекция старинных автомобилей, которая интересна не только ценителям ретро техники, но и является значимой для автомобилестроения и истории культуры в целом. Музейный фонд насчитывает свыше 150 образцов и состоит из ретро автомобилей отечественного и зарубежного производства, двухколесных «железных коней» −мотоциклов, военной техники. Произведены они в начале-середине XX века.
Центральное место в музее занимают автомобили, в свое время принадлежавшие знаменитым историческим личностям. Среди наиболее ярких и запоминающихся экспонатов можно отметить «Чайку» Никиты Хрущева, ЗИЛ Леонида Брежнева, «Волгу» Юрия Гагарина, машины Владимира Высоцкого, Мэрилин Монро и Элвиса Пресли. Вызывают интерес старинный BMW, а также Tatra с тремя фарами, луноход.
Гордостью музея «Лошадиная сила» является коллекция известных мировых марок, многими из которых обладают исключительно заводы-изготовители. По ним можно изучать динамику развития знаменитых брендов – Фольксвагена, Порше, Мерседеса. Также в экспозиции музея представлено много автомобилей и военной техники сталинской эпохи.
Организаторы выставки регулярно обновляют экспозицию. Вся ретро техника в музее находится в прекрасном состоянии, на ходу.
Музей Лошадиная сила
Информация для посещения
Часы работы музея:
- вторник-воскресенье 11:00-19:00
- понедельник – выходной день
Стоимость билета:
- взрослый, для детей от 7 лет – 100 руб.
- дети до 7 лет – бесплатно
Музей Лошадиная сила
Как добраться
Музей расположен по адресу: Санкт-Петербург, Зеленогорск, Приморское шоссе, дом 536. Он находится на территории парка культуры и отдыха.
Ближайшие остановки общественного транспорта:
- «Улица Связи» − автобус 211; маршрутные такси К-305, К-400, К-680
- «Школа № 445» − автобусы 211, 213, 318, 319, 320, 322, 420А, 420 Б; маршрутные такси К-305, К-400, К-680
На территории парка действуют 2 парковки. Въезд для автотранспорта осуществляется с улицы Пляжевой.
Автобус с прицепом
На следующем рисунке 10 показан массово выпускавшийся с 1957 по 1961 годы автобус ЗИЛ-158, который мог использоваться даже с прицепом, что увеличивало его пассажиро-вместимость.
В автобусе было 32 места для пассажиров, в его прицепе могло ехать сидя и стоя до 30-и человек. Автобус «разгонялся» до 65 км в час и эксплуатировался на линиях Москвы до 1968 года, а в других городах и того дольше.
Честно говоря, в детстве я видел такой автобус именно с прицепом только в Феодосии, в других городах я так ни разу и не видел автобуса с прицепом. Именно прицеп для пассажиров произвел на меня тогда неизгладимое впечатление, хотя, например, пассажирские пригородные перевозки прямо в открытом всем ветрам и дождям кузове грузового автомобиля, вполне распространенные в то время, меня почему-то так не заинтересовали. Автобусы, возможно, были моей детской страстью, если можно так выразиться…
Рис. 10. Автобус ЗИЛ-158 с прицепом – 1957-1961 годы выпуска.
Были на выставке городского и пригородного транспорта и другие экспонаты. Привычные почти современные троллейбусы, недавние автобусы ликинского автобусного завода (ЛИАЗы), междугородние и городские ИКАРУСы.
Но, честно говоря, это совсем недавнее время, и они не сильно заинтересовали, хотя, конечно, приятно, что кто-то сохраняет эту технику, содержит ее в полной исправности и работоспособности, и демонстрирует нам на подобных выставках.
Электробусы
И даже почему-то не заинтересовали электробусы – общественный городской транспорт будущего, как его анонсируют. Хоть я и сфотографировал 2 образца, которые были представлены на выставке (рис. 11).
Вероятно, история автобусов и троллейбусов мне более интересна, чем неясное видение будущего электробусов, о которых много говорят, пишут, промотируют, говоря современным языком, а «воз и поныне там»: обычные, немного отличающиеся от современных, автобусы, троллейбусы, трамваи.
Пожалуй, это просто городской транспорт современности, причем не уверен «на все сто», что он более комфортабельный, чем раньше. Выставка довольно наглядно это показала.
Рис. 11. Электробусы – городской транспорт будущего.
Слева вместимостью 88 человек (25 мест для сидения), справа вместимостью 74 человека. Скорость до 70 км в час, работают на аккумуляторных батареях. Одного заряда батарей хватает на 250 км пробега, после чего батареи надо заряжать почти 10 часов, практически, целую ночь.
Читайте далее:
1. Непобедимый BMW и видение будущего организации
2. Запланированное старение техники
Автобусы
Теперь про автобусы – еще более массовый общественный транспорт, чем троллейбусы.
Вот перед нами городской автобус ЗИС-8 (рис. 5), выпускавшийся в Москве на заводе ЗИЛ – тогда это был ЗИС, завод имени Сталина. В нем было 21 место для сидения, он мог разгоняться до 60 км в час, очень приличная скорость для того времени – автобус выпускался с 1934 по 1941 годы, и эксплуатировался на линиях до 1951 года.
Интересно, что изнутри двери автобуса закрывались на мебельную защелку – это были важные элементы системы безопасности пассажиров того времени!
Наверное, Глеб Жиглов со своей командой из МУРа на подобном автобусе гонялись за преступниками по ночной Москве в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Рис. 5. Автобус 1934-1941 годов выпуска.
Такие автобусы прослужили на маршрутах (на линиях, как говорят транспортники) городов вплоть до 1951 года.
Симпатичный автобус Горьковского автомобильного завода ГЗА-651 (рис. 6) относился к разряду служебного автотранспорта. Он мог перевозить 24 человека, из них 20 – сидя. Автобус мог разгоняться до 70 км в час.
Рис. 6. Служебный автобус производства Горьковского автомобильного завода – 1949-1958 годы выпуска.
Автобусы АКЗ (рис. 7) делались, вернее, переделывались, из довоенных автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, а также из пришедших в негодность в годы Великой Отечественной войны грузовиков ЗИС-150. Автобусы могли перевозить 23 пассажира. Кажется, не так много – 23 пассажира.
Однако, если повторить упражнение на умножение, умножим 23 на 70 и получим перевозимый вес 1,6 тонны – очень приличный вес, который автобус мог везти со скоростью до 70 км в час.
Рис. 7. Автобус АКЗ, 1947-1948 годов выпуска. Автобус производился путем переделки довоенных автобусов марки ЗИС и пришедших в негодность грузовиков марки ЗИС времен Великой Отечественной войны – оригинальное инженерное решение, не правда ли?!