Кто производит шины vredestein

Немцы топят «немца»

Утром 15 сентября верхняя вахта U 99 заметила дымы на горизонте, оповестившие немцев о приближении конвоя. Это был SC-3. Его уже успела потрепать лодка Бляйхродта, потопившая два судна и океанский эскорт — шлюп «Данди».

Кречмер обнаружил цель в тот момент, когда эскортная группа ещё не подошла, и конвой был беззащитным. U 99 погрузилась для атаки. Однако пароход был не вооружён, и, экономя торпеды, Кречмер всплыл в 11:40, чтобы расстрелять судно из орудия. Артиллеристы выпустили 49 снарядов и добились около срока попаданий. Стрельба прекратилась, когда пламя полностью охватило пароход. Так свой конец встретил канадский лесовоз «Кернодок» (1780 брт).

Расправу над «канадцем» прекратило появление «Сандерленда», который загнал лодку под воду. Выждав, когда тот улетит, Кречмер всплыл, но тут в поле его зрения появились два сторожевика — корабли эскортной группы, пришедшей на помощь SC-3. U 99 пришлось быстро погрузиться, уклоняясь от преследователей. Оторваться от них удалось лишь спустя несколько часов. Когда шумы винтов стихли, «семёрка» всплыла и направилась к месту атаки «Кернодока», где немцы обнаружили на поверхности только его дымящийся нос.

Свою следующую жертву Кречмер встретил в 01:45 16 сентября. Ею оказался норвежский пароход «Лотос» (1327 брт), отставший от конвоя. Потратив час на погоню и предзалповое маневрирование, U 99 торпедировала его и потопила.

Норвежское судно «Лотос», потопленное Кречмером 16 сентября 1940 года.

Но не все цели Кречмера были легкодоступны. Например, c вооружённым транспортом «Краун Арун» U 99 пришлось повозиться более полусуток. Этот пароход отстал от конвоя НХ-71 и был обнаружен «семёркой» вечером 16 сентября. Дождавшись, когда луна скроется за тучей, Кречмер начал атаку и выпустил в шедшую зигзагом цель торпеду. Хотя дистанция до неё не превышала 450 м, «угорь» из-за ошибки в определении скорости транспорта прошёл мимо. В полночь лодка снова пошла в атаку. Однако появившееся луна демаскировала немцев: «Краун Арун» заметил субмарину, и его манёвры сделали торпедную атаку невозможной. Начать с ним артиллерийскую дуэль Кречмер не рискнул из-за двух орудий «англичанина». Тогда подводник решил изменить тактику.

После четырёхчасового преследования «Краун Арун» U 99 удалось обогнать транспорт, и в 04:00 17 сентября она погрузилась для атаки. Хотя из-за волнения моря инженер-механику было непросто удержать лодку на 11-метровой глубине, Кречмер отметил, что при полной луне видимость в перископе была хорошей. Потратив на предзалповое маневрирование 44 минуты, лодка атаковала транспорт торпедой с дистанции 500 м. Промах! Сразу после залпа «Краун Арун» совершил резкий поворот. Кречмер объяснил это тем, что на судне могли заметить ход «угря» или рубку, которую лодка несколько раз показала над водой.

Хотя атака закончилась неудачей, Молчаливый Отто упрямо продолжил погоню за целью. Перейдя в надводное положение, он снова обогнал транспорт и в 07:42 погрузился для атаки. На этот раз маневрирование длилось почти час, после чего U 99 вновь выпустила торпеду:

Действительно, данное судно некогда принадлежало гамбургской компании «Йохан М. К. Блюменталь». 9 сентября 1939 года его остановил в Атлантике британский эсминец и отправил в Киркуолл с призовой командой на борту. Призовой суд конфисковал пароход в пользу правительства Великобритании, введшего его в строй под названием «Краун Арун». Любопытно, что после гибели судна весь его экипаж из 25 человек подобрал британский эсминец и высадил в Ливерпуле.

Правильные расчёты

Дёниц остался доволен докладом командира U 99. Правда, не обошлось и без критики. Командующий «вставил пистон» Кречмеру за бестолковый расход торпед при стрельбе в непогоду. Дёниц посчитал, что если бы не этот факт, результат лодки мог бы быть и выше. Отметим, что в этот раз заявка Кречмера на потопление 25 498 брт была точна. Реальный тоннаж его жертв составил 25 925 брт, то есть расхождение оказалось минимальным. Теперь его официальный счёт увеличился до 142 865 брт, а реальный — до 89 589 брт.

Можно предположить, что Дёниц всё-таки сообщил Молчаливому Отто, что, награждая его Рыцарским крестом, командующий «натянул» ему тоннаж трёх повреждённых и не затонувших судов из прежнего похода. Именно этим можно объяснить прямо-таки фанатичное стремление Кречмера добить повреждённые суда во чтобы то не стало, хотя три последние торпеды он мог потратить на другие цели в конвое. Вероятно, Дёниц чётко объяснил своему асу, что нужно следовать правилу «лучше меньше потопить, чем много повредить». И Кречмер его усвоил.

Первый успех «волчьей стаи»

После успеха с «Краун Арун» для U 99 наступил период безделья. После полуночи 18 сентября лодка приняла сообщение с U 65 об обнаружении конвоя к северо-западу от банки Роколл. Предположительно, корабли шли к Северному каналу. Из-за снизившейся видимости поиск конвоя завершился неудачей. Лишь в полдень 20 сентября с U 47 Прина пришла радиограмма о конвое далеко к западу от Роколл. Кречмер решил подключиться к его преследованию, надеясь установить контакт до полуночи. Его расчёт оправдался: 21 сентября в 02:25 верхняя вахта обнаружила колонну судов. Это был злосчастный конвой НХ-72, которому судьбой было отведено стать первой жертвой «волчьей стаи».

Конвой обнаружил Прин. У Быка Скапа Флоу к тому моменту оставалась всего одна торпеда, которую он безуспешно потратил, атакуя судно из ордера НХ-72. Не добившись успеха, Прин начал работать радиомаяком, наводя других «серых волков» на цель. Он передал, что видит конвой из 38 судов, включая два танкера. Оценка командира U 47 была точной: НХ-72 состоял из 40 единиц и шёл без охраны в точку встречи с эскортной группой. Рандеву должно было состояться утром 21 сентября. Однако «волчья стая» опередила британские противолодочные корабли. Первым удар нанёс Кречмер.

Сначала U 99 находилась на неблагоприятной для атаки лунной стороне. Когда же луну закрыла туча, лодка атаковала большой танкер. Однако во время нападения вновь показалось «волчье солнышко», так что Кречмеру пришлось стрелять с дальнего расстояния:

Командир U 47 Гюнтер Прин — участник разгрома конвоя НХ-72, первым обнаруживший его суда.

Во время манёвра верхняя вахта U 99 заметила лодку Прина, поддерживавшую контакт с конвоем. Этот момент Робертсон описал с юмором. Прин будто бы не заметил Кречмера, и U 99 «подкралась» к U 47 сзади и мягко толкнула её носом:

Робертсон пишет, что Кречмер был раздражён таким беспечным поведением Прина. Однако ЖБД U 99 не подтверждает этот рассказ. В нём лишь есть запись, что в 03:50 лодки обменялись сигналами. Возможно, эта история не более чем байка.

Далее Молчаливый Отто продолжил атаку конвоя:

Сделаем ремарку касательного этого «позже». В ЖБД U 99 нет комментариев. Однако Робертсон пишет, что люди Кречмера подобрали со спасательного плотика одинокого английского моряка, который сообщил им название потопленного парохода и его груз. Когда англичанин был опрошен и получил необходимую помощь, Кречмер высадил его в одну из спасательных шлюпок танкера «Инвершэннон». Однако сайт uboat. net указывает, что с «Барона Блайтвуда» спасённых не было, а часть команды танкера действительно подобрали британские корабли. То есть с какого судна был тот моряк, непонятно.

Вернёмся к U 99. Потопив «Барон Блайтвуд», лодка продолжила избиение конвоя. В 04:47 она произвела залп электроторпедой в британский лесовоз «Элмбанк» (5156 брт). «Угорь» поразил его в середину, после чего судно начало передавать в эфир своё название и координаты, имея сильный крен на правый борт. Кречмер решил добить его из орудия. С 05:34 до 05:50 артиллеристы выпустили в «Элмбанк» 41 снаряд. Ещё девять выстрелов по пароходу произвела U 47, когда Прин решил помочь приятелю добить «англичанина».

Рыцарский крест, отпуск и испорченный холодильник

6 августа U 99 встала на ремонт на верфи Лориана. Для экипажа наступило время отдыха и получения наград. Церемония награждения командира лодки состоялась 8 августа, когда на базу приехал сам гросс-адмирал Редер. В 17:30 экипаж субмарины построился, и под щёлканье затворов фотоаппаратов главком кригсмарине вручил Кречмеру Рыцарский крест. Вместе с новоиспечённым подводным асом его сослуживцы «обмыли» полученный орден пивом. Уже на следующий день половина экипажа лодки уехала в Германию, получив десятисуточный отпуск, а на долю оставшихся выпала работа на верфи, так как U 99 встала в док для покраски и ремонта.

18 августа отпускники вернулись из Германии, сменив трудившихся в доке коллег — теперь пора отпуска наступила и для них. 28 августа в Лориане для подготовки корабля к новому походу собрался весь экипаж. Спустя трое суток U 99 вышла в море, чтобы проверить качество произведённого ремонта. Оно оказалось неважным, и 1 сентября лодка для устранения недоделок вернулась на верфь, где простояла ещё двое суток. Повторный выход в море показал, что у неё есть проблемы с компасом и холодильником. Последнее очень удивило Кречмера, так как за месяц ремонтных работ на верфи там не удосужились даже проверить, как работает холодильная установка.

На устранение выявленных проблем ушли ещё сутки, поэтому «семёрка» смогла выйти в поход лишь вечером 4 сентября. Любопытно, что Дёниц отправил на ней стажёром итальянского подводника Примо Лонгобардо, чтобы тот мог перенять опыт у немецких коллег. Как позже вспоминал Кречмер, он был не очень рад неожиданному гостю, но подчинился приказу командующего. Впрочем, лёд сдержанности между союзниками треснул, когда выяснилось, что не говоривший по-немецки итальянец хорошо владеет английским. Кречмер был рад, что может попрактиковаться в языке. Лонгобардо прямо заявил, что командиру U 99 не стоит беспокоиться, так как итальянец готов беспрекословно выполнять приказы и сделать всё, чтобы его пребывание на борту оказалось полезным.

Отто Кречмер, 1940 год.

Другим любопытным фактом стало задание U 99. Согласно приказу штаба, Кречмер, покинув Францию, должен был обогнуть Ирландию с запада и в дальнейшем действовать в районе Северного канала. Перед выходом в море Дёниц собрал у себя командиров подлодок и сообщил, что полученные приказы могут измениться в связи с готовившейся высадкой вермахта в Англию. Вот как передал его слова английский писатель Теренс Робертсон, биограф Кречмера:

Однако сомнительно, что Дёниц мог назвать своим офицерам именно эту дату. Как следует из записей его журнала боевых действий (ЖБД), 5 сентября он встретился с Редером и доложил о положении дел в подплаве и планах использования лодок в операции «Морской лев». Выслушав его, гросс-адмирал сказал, что сам назначит дату прекращения приготовлений к высадке.

Так умирают корабли

Хотя обе лодки как следует разбили «Элмбанк» снарядами, они не смогли его потопить из-за груза древесины, придавшего судну плавучесть. Тогда в 06:56 Кречмер решил добить его парогазовой торпедой, хранившейся под палубой внутри лодки. Однако выпущенный «угорь» сдетонировал, не дойдя до цели — вероятно, он столкнулся с одним из дрейфующих обломков. Теперь у субмарины осталось всего две парогазовых торпеды, хранившихся в контейнерах под верхней палубой. Потратив два часа на их загрузку внутрь лодки, Кречмер решил израсходовать «угри» на «Инвершэннон». Предоставив «Элмбанк» своей участи, «семёрка» подошла к «раненому» танкеру:

Эпизод из известного фильма «Das Boot», где показано, как субмарина наносит «удар милосердия», добивая повреждённый танкер торпедойПроисходящее на экране можно соотнести с уничтожением Кречмером британского танкера «Инвершэннон», 21 сентября 1940 года — с поправкой на то, что на «Инвершенноне» уже не было людей, так как пережившие торпедирование моряки покинули тонущее судно на шлюпках

На упрямство судна, не желавшего тонуть, Кречмер ответил своим упрямством, намереваясь потопить его окончательно. Он отправил на танкер в маленьком ялике своего первого вахтенного офицера и одного из старшин с подрывными зарядами. Однако ялик перевернула волна, и обоих подрывников пришлось вылавливать из воды. Тогда U 99 выпустила в судно одну из двух своих торпед:

Свою последнюю торпеду Кречмер истратил в 16:07 на всё ещё не затонувший «Элмбанк». После её взрыва судно ушло кормой под воду, а затем встало вертикально, возвышаясь на поверхности несколькими метрами своего носа. Торпед больше не было, и U 99 взяла курс на Лориан, доложив в штаб о своих успехах. Кречмер сообщил, что потопил семь пароходов на 25 498 брт, причём один танкер и два сухогруза были уничтожены из состава атакованного конвоя.

Торпеды в «молоко»

Своей позиции на подходах к Северному каналу Кречмер достиг к вечеру 8 сентября и сразу же занялся делом. В 18:25 лодка заметила самолёт, который немцы приняли за сопровождение одного из конвоев. Предположение оказалось верным: спустя полтора часа акустик доложил о множественных шумах винтов. Конвой появился в поле зрения в 21:48, когда U 99 находилась в надводном положении. Кречмер решил преследовать, обогнать и атаковать противника, заняв позицию прямо по его курсу. К полуночи ему удалось исполнить задуманное. Однако подводник не смог выявить расположение эскортных кораблей перед конвоем, так как вскоре лодку обнаружил эсминец.

Попытки Кречмера удрать от «англичанина» в надводном положении оказались безуспешными — эсминец быстро приближался. «Семёрке» пришлось уклоняться от него погружением. Вражеский корабль начал поиск лодки под водой и произвёл почти точное бомбометание. Однако судьба благоволила U 99: лодка уцелела и вскоре продолжила преследовать конвой. В 03:14 Кречмер смог обойти его слева и занял позицию для атаки. Подводного аса беспокоило, что состояние моря не благоприятствовало торпедной стрельбе, и тем не менее он решил рискнуть:

Дальнейшие события показали, что Молчаливый Отто был излишне оптимистичен. Три одиночных выстрела, произведённых им с 04:43 по 05:35, ушли «в молоко». Любопытно, что верхняя вахта U 99 наблюдала в ордере конвоя четыре взрыва, но Кречмер справедливо отнёс их не на счёт своих «угрей», а к результату действий другой подлодки. И он был прав. «Семёрка» атаковала конвой SC-2, против которого в это же время действовали её «сёстры»: U 47 Гюнтера Прина и U 28 Гюнтера Кюнке. Вероятно, на U 99 наблюдали результат атаки последней — как раз в это время Кюнке торпедировал и потопил британское судно «Мардиниан».

Потерпев неудачу, Кречмер решил больше не испытывать судьбу и отказаться от атаки конвоя. Своё решение он объяснил плохой погодой, не способствовавшей торпедной стрельбе. По мнению подводного аса, он не допустил ошибок в определении элементов движения цели во время залпов, однако сильное волнение моря «неблагоприятно повлияло на глубину и угол хода торпед». Из-за этого Кречмер отказался от дальнейших атак и стал поддерживать контакт с конвоем, служа радиомаяком и наводя на него другие лодки. В таком качестве он работал до утра 9 сентября, пока его не обнаружил и не оттеснил корабль эскорта. Контакт с SC-2 лодка потеряла у входа в Северный канал, где дальнейшее преследование уже не имело смысла.

Возникшую паузу «семёрка» использовала для перезарядки торпедных аппаратов. Однако применить их по назначению помешала погода: волнение моря достигало 7 баллов, стоял туман и лил дождь. 10 сентября погода немного улучшилась, однако действиям лодки помешал выход из строя левого дизеля на три часа. После ремонта Кречмер решил отойти западнее, к банке Роколл. Там он и открыл счёт в этом походе: утром 11 сентября U 99 атаковала и потопила английское судно «Альбионик» (2468 брт), которое следовало в одиночном плавании из Канады в Великобританию с грузом руды:

Не ясно, принял ли Кречмер «Альбионик» за греческое судно или речь идёт о двух разных пароходах. Если последнее предположение верно, то описание гибели данного парохода можно признать одним из самых лаконичных в ЖБД немецких подлодок. Увы, выяснить это не представляется возможным: из экипажа «англичанина» никто не выжил, и записи Кречмера являются единственным свидетельством этой атаки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: