Всё что нужно знать о мобильных камерах-треногах в 2021 году

Последние изменения в законодательстве

Камерами на дорогах недовольны многие автомобилисты, еще больше их раздражают мобильные «треноги», так как появляются они в самых неожиданных местах и управляются частными компаниями.

Как оказалось, еще есть проблема «скрытых» камер – когда из-за своего расположения они плохо видны водителям проезжающих мимо автомобилей. Эта проблема оказалась настолько серьезной, что дошла даже до президента. Владимир Путин поручил до 1 февраля следующего года отменить все штрафы, начисленные неправильно установленными камерами.

Позиция президента такова: камеры нужно ставить в аварийных местах не для сбора максимальной суммы штрафов, а для снижения аварийности. «Скрытая» установка камер никак не способствует этому.

Что касается стационарных камер, ГИБДД никак не скрывает их расположение. Более того, недавно на сайте ведомства даже появился новый раздел, где на карте регионов отмечены места установки дорожных камер.

Практической пользы от этого немного: камеры туда добавили пока не все, а водители давно уже пользовались антирадарами и навигационными программами с отмеченными камерами.

Среди других инициатив есть предложение фракции партии ЛДПР в Госдуме. Депутаты предлагают вообще запретить частные камеры – по их мнению, они должны находится исключительно в собственности РФ или регионов. Авторы ссылаются на многочисленные жалобы, в которых водители указывают на неправильное расположение комплексов на дорогах.

Однако увеличение меры ответственности может коснуться не только частных компаний-операторов, но и самих водителей. Речь идет о популярных у россиян радар-детекторов (антирадары). Они могут работать как детектор электромагнитных волн от комплексов слежения, а могут содержать информацию о них в базе данных.

Радар-детекторы запрещены во многих странах мира, в том числе в Швейцарии, Канаде, Германии, Австралии и других.

В России формально такие устройства не запрещены, но инспекторы ГИБДД придумали способ штрафовать водителей за них. Штраф накладывается по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – за установку дополнительных предметов, которые ограничивают обзорность с места водителя. Санкция по этой статье предусматривает предупреждение или штраф в 500 рублей.

Но чиновники уже всерьез планируют запретить антирадары. Впервые об этом заговорили еще 8 лет назад в Татарстане, но до сих пор ответственные лица пока не решились на запрет.

С другой стороны, полностью запретить их вряд ли получится. Водители начнут использовать смартфоны со специальным приложением, что точно не попадет под запрет.

Вероятно, из-за значительного общественного резонанса стоит ожидать в скором времени и каких-то еще нововведений по части дорожных камер. Ясно одно – отказываться от них власти точно не намерены.

Если штраф не был аннулирован, придется обжаловать его через суд

фото: myjewishlearning.com

Штраф, вынесенный любой из вышеперечисленных организаций, можно оспорить в 10-дневный срок после отказа в удовлетворении жалобы.

Ссылаться можно на ранее собранную доказательную базу для органов, вынесших постановление.

1. Подготовьте жалобу и документы;

2. Отправьте жалобу в районный суд по месту фиксации нарушения (указан в протоколе);

3. Вас вызовут в суд для подтверждения фактов, изложенных в жалобе, спросят устное объяснение.Далее судья вынесет решение по делу, и уж тут все будет зависеть от упорства истца: если решение его не удовлетворит — идти в высшие инстанции или нет.

Как защититься от дорожных камер

Когда в России начали активно штрафовать водителей за нарушения ПДД, используя камеры, «народные умельцы» (в том числе из Китая) начали изобретать разные способы избежать таких штрафов.

В сети можно встретить разные способы, вроде:

  • устройства для переворачивания номера;
  • пленки или какие-то другие способы закрыть номер;
  • стирание части цифр или имитация другой комбинации (иногда достаточно частой мойки);
  • искусственный снег или грязь.

Все это незаконно и чревато как минимум штрафом в 5000 рублей, как максимум – лишением прав на 3 месяца.

В городах, где есть проблемы с парковкой, водители (почему-то чаще всего очень дорогих авто) научились закрывать номера бумагой или любым попавшим под руку предметом. Более радикальный способ – открыть багажник, если номер размещен на его крышке, правда, неизвестно, что делать с передним номером.

Иногда владельцы авто идут на откровенный криминал и подделывают номера целиком. Проблема «клонов» становится актуальной – законопослушный водитель начинает получать штрафы, автомобиль на фото такой же как у него, и номера совпадают. Доказать, что это «клон», бывает очень сложно.

Если отбросить откровенно незаконные способы сэкономить на штрафах с дорожных камер, остаются такие варианты:

  • вообще не нарушать ПДД. Это самый очевидный совет, но он никогда не потеряет своей актуальности. Другой вопрос, что часто дорожные службы своими действиями приводят к тому, что не нарушать невозможно (например, на идеальной дороге без перекрестков и переходов ставят знак «40»);
  • не ездить с нечитаемыми номерами. За такое накажут – но не камера, а обычный инспектор. Если на улице идет дождь, могут ограничиться предупреждением.

    Если же номера потерты от частой мойки, лучше заменить регистрационный знак на новый. Это стоит около 2000 рублей. Если потертости не очень сильные, иногда можно самостоятельно подкрасить буквы и цифры.

  • в современных автомобилях есть функция круиз-контроля, она позволит двигаться с постоянной скоростью, близкой к максимально возможной, но без превышения;
  • можно запомнить, где расположены камеры. Недавно их адреса были размещены на сайте ГИБДД, есть отметки о камерах и в навигационных программах;
  • регулярно проверять штрафы. Есть несколько сервисов (в том числе и Госуслуги), где по номеру СРТС можно отслеживать штрафы и оперативно их оплачивать со скидкой или обжаловать;
  • следить за изменениями в ПДД и в размещении знаков. То, что еще недавно было разрешено, теперь может караться штрафом (вроде ограничения скорости в 50 км/ч на некоторых дорогах).

И еще раз повторим – для всех будет лучше вообще не нарушать правила дорожного движения. Тогда и штрафов не будет, и риск попасть в ДТП снижается.

Вынужденная остановка в неположенном месте, пришёл штраф. Что делать?

Стоянка в неположенном месте — распространенное и многогранное нарушение, с которым в больших городах сталкивался, пожалуй, каждый автомобилист. Регулируется неправильная остановка и стоянка статьями 12.16 и 12.19 главы 12 Кодекса об административных правонарушениях.

Но одно дело, когда водитель нарушает правила осознанно или по незнанию (последнее, как известно, не избавляет от ответственности), и совсем другое, когда остановка вынужденная, например поломка. Вынужденная остановка не является нарушением, за это законодательством не предусматривается наказание.

Нередко водителям приходят штрафы за неправильную остановку или стоянку в автоматическом режиме, с камер фото- и видеофиксации. Распространенная ситуация, увы, с которой столкнуться может любой автомобилист на дороге, особенно в городе, где установлено множество камер фото- и видеофиксации.

Аналогичная ситуация произошла с автовладелицей в Москве, которой пришел штраф за стоянку в запрещенном месте из-за того, что в пути у нее произошел прокол колеса. Автомобилистка остановила машину, включила аварийную световую сигнализацию, выставила знак аварийной остановки, но это не уберегло ее от штрафа, которого по закону не должно было быть, ведь в каждом конкретном случае остановки ТС инспектор, просматривающий фотографии нарушения в ручном режиме, чтобы вынести окончательный вердикт, обязан взвешенно рассмотреть, было ли действительно нарушение или нет.

В жизни получается немного иначе, как отмечают эксперты на страницах Издательского дома «КоммерсантЪ»:

На страницах издания приводится подробный пример ситуации , в которой автоледи соблюла все правила безопасной вынужденной остановки автомобиля из-за внезапной поломки, но все равно получила внушительный штраф в 3 тысячи рублей от Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). Штраф был выписан на основании кадров с камеры фото- и видеофиксации.

И это несмотря на то, что на фотографии со стационарной камеры четко виден знак аварийной остановки, дается пояснение в издании.

Возникают резонные вопросы: как избежать штрафа с камеры при вынужденной остановке и что делать, если штраф с камеры все же пришел?

Когда на дорогах появились камеры

Сейчас, по официальным данным, на российских дорогах установлено 10,8 тысяч стационарных камер, плюс 3,9 тысячи – это передвижные комплексы фото- и видеофиксации. Число камер растет с каждым годом, только в 2018 году их стало на 20% больше.

И показатели их работы тоже показывают уверенный рост – за год с помощью камер удалось зафиксировать 106 миллионов нарушений (и это только те, по которым были вынесены административные протоколы). Камеры серьезно разгружают инспекторов ГИБДД, так как на них приходится уже 82,7% от общего числа вынесенных протоколов.

Если разделить одно число на другое, получится, что одна камера за год позволяет составить около 7210 протоколов или около 20 в день. Вряд ли даже самый работоспособный инспектор сделает столько же (если это не рейд).

Впервые в истории дорожные камеры появились в 1958 году на гоночном треке, их создал гонщик Морис Гетсонидес из Нидерландов. Впоследствии он отошел от гонок и занялся бизнесом, ориентированным на производство различных приборов слежения.

Изначально дорожные камеры отслеживали нарушения, в основном, по части превышения максимально допустимой скорости движения по дороге. Но сейчас промышленность создает приборы, которые в состоянии контролировать соблюдение почти всех основных требований ПДД:

  • пересечение стоп-линии на красный сигнал светофора;
  • движение по выделенным для автобусов полосам;
  • въезд на платную дорогу без оплаты;
  • пересечение двойной сплошной линии;
  • нарушение правил парковки;
  • въезд в «запретный» квартал – для тяжелого или неэкологичного транспорта;
  • езда в непристегнутом виде, разговор по телефону за рулем и т.д.

В России камеры на дорогах появились сравнительно недавно – чуть более 10 лет назад. Их начали устанавливать для выполнения федеральной программы по безопасности дорожного движения, а с 1 июля 2008 года стало возможным штрафовать водителей на основании данных с камер.

За прошедшие годы камер становится все больше и больше, и они, безусловно, стали серьезным сдерживающим фактором для водителей. Теперь буквально за одну поездку за город можно получить несколько штрафов, и это дисциплинирует автомобилистов.

Но дорожные камеры в России, помимо того, что принесли очевидную пользу (и немало денег), имеют весьма скандальный имидж.

Определяемые нарушения

Фотофиксация ГИБДД была введена, чтобы снизить число аварий. Это приоритетная задача данных устройств. Расставляются они преимущественно на самых сложных и опасных секторах дороги. Такое наблюдение узаконено соответствующими постановлениями и актами, такими как:

  1. ПДД.
  2. КоАП, 4-й раздел, статьи 2, 6, 12, 26, 28, 30, 32.
  3. Приказ МВД № 664 (издан 20.10.2017).
  4. Госнормативы Р: 57145-2016 и 57144-2016.

В итоге система в зависимости от своего функционала способна определять следующие нарушения:

  1. Преодоление перекрестка на красный световой сигнал.
  2. Игнорирование запрещающей разметки на дороге.
  3. Парковка или движение в зоне охвата запрещающих знаков.
  4. Езду по линии для специального транспорта.
  5. Превышения скорости.
  6. Непристегнутые ремни.
  7. Поворот из последнего ряда.
  8. Нарушения на пешеходном переходе.
  9. Проезд через линию «Стоп» на красный свет.

Постепенно перечень расширяется. Его величину определяют изменяющиеся нормативные акты.

Как избежать штрафа с камеры при вынужденной остановке?

фото: DDOT DC / flickr.com

Как показывает практика, избежать ложного штрафа за отсутствующее нарушение у водителей может получиться не всегда, даже в том случае, если автомобилист выполнил все требования Правил дорожного движения при вынужденной остановке ТС.

Пункт 1.2 ПДД четко указывает, при каких обстоятельствах может быть совершена вынужденная остановка даже в неположенном месте:

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

 фото: YouTube-канала «Вести Крым»

Составим список исключений, при которых штрафа по статье 12.19 КоАП, по правилам ПДД, прийти не может:

при плохом самочувствии водителя/пассажира;

ввиду технической неисправности;

из-за препятствия на дороге;

или из-за опасности, создаваемой грузом.

Единственная проблема заключается в том, что эти правила четко работают только с реальным инспектором ГИБДД, который при выявлении возможного нарушения подойдет к водителю, выяснит обстоятельства остановки и, оценив ситуацию, примет взвешенное, объективное решение. Но с камерами такого быть не может. Ведь если, предположим, стало плохо человеку, как нейросеть и инспектор того же МАДИ, АМПП или ГИБДД распознает причину остановки автомобиля?

Парадокс, но штраф с камер фотовидеофиксации может прийти даже из-за остановки автомашины по требованию сотрудника ГИБДД…

фото: autonews.ru

Таким образом, чтобы избежать штрафа с камер фиксации нарушений, есть только один 100% вариант:

Не останавливаться в местах, где размещены запрещающие знаки 3.27 «Остановка запрещена», знак 3.28 «Стоянка запрещена» и иные знаки, например 6.4 «Парковка» с табличкой 8.8 «Платные услуги», которые указывают на расположение платного парковочного места.

Если сделать этого не удается, ситуация форс-мажорная или движение на автомобиле невозможно (техническая поломка), то для минимизации (но не полной гарантии) возможности выписывания штрафа необходимо выполнить следующие действия:

1. Включить световую аварийную сигнализацию (при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена);

2. Выставить знак аварийной остановки (красный треугольник);

3. И еще один пункт, спорный пункт: если автомобиль встал при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест. В том числе оттолкать, отбуксировать автомобиль до места, где остановка/стоянка не запрещена. Или вызвать эвакуатор.

Итак, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств и водитель выполнил требования правил, в том числе и о скорейшем отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте не должен быть наложен.

Типы аппаратов

Фотофиксация нарушений ПДД реализуется с помощью разного оборудования для автоматического регулирования ситуации на дороге. И данные приборы работают в различных условиях.

В целом применяются такие типы аппаратуры:

  1. Радарная.
  2. Лазерная.
  3. Фотофиксация.

Первый вид определяет госномера в темное время суток с помощью инфракрасной подсветки. Без нее эффективность приборов поздним вечером и ночью считается нулевой. Максимальная точность фиксации любой радарной камеры – 70 %.

Из-за такого ограничения видеофиксация определяет скромный перечень нарушений:

  1. Движение на запрещенный сигнал светофора.
  2. Превышение предельной скорости.
  3. Выезд на встречную линию.
  4. Заезд на участок автобусной остановки.
  5. Пересечение сплошной черты.

Некоторые водители ставят в машины специальные уловители радаров, чтобы не попадать в поле наблюдения. Но эти приборы бесполезны против системы «Стрелка-СТ». Именно с помощью ее видеофиксации штрафы ГАИ формируются и выписываются нарушителям.

В ней устроен радар, изготовленный по военным принципам, а параллельно монтирована широкоугольная оптика. Это эффективная, но довольно дорогая технология. Поэтому ее устанавливают в основном на многополосных трассах с интенсивным движением.

По аналогичному алгоритму действуют и лазерные аппараты. Их главный плюс кроется в значительном радиусе охвата. А минус – в падении КПД в непогоду и в ситуации, когда водители едут со скоростью более 350 км/ч.

Для фотофиксации нарушений ПДД часто ставят комплекс «АвтоУраган». У него нет радаров, и он ограничен только камерой с широкими углами. В основном он определяет превышение скоростного режима, но с погрешностью 2 км/ч.

Текущую скорость идентифицирует количество кадров, в которых видно номер автомобиля нарушителя. Настройка параметров дорожного полотна происходит в процессе монтажа камер.

Существуют модернизированные модификации этой системы. Они выявляют без ошибок минимум 16 вариаций нарушений, поскольку их работа основывается на программной экспертизе получаемого материала.

Какие бывают камеры и что из нарушений они фиксируют

В России применяется несколько видов камер слежения за автомобилистами. Объединяет их одно – они могут не только зафиксировать нарушение, на которое настроены, но также сохранить сопутствующие данные – госномер автомобиля, время, дату и местонахождение самого комплекса.

По своей форме камеры могут быть стационарные – их устанавливают на столбах или специальных конструкциях над полосами движения, или мобильные – «треноги», которые можно оперативно перебрасывать с места на место.

Но моделей камер гораздо больше:

  • «Стрелка» – это самый распространенный комплекс, он фиксирует нарушения скоростного режима, пересечение сплошной линии разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора. Нарушителя камера выявляет за километр, границы скорости – от 5 до 180 км/ч.

    Стоит комплекс с установкой до 2 миллионов рублей, что и сделало его самым популярным на российских дорогах (и даже в военной авиации).

  • «Крис» – кроме скорости контролирует выезд на выделенную полосу для автобусов и езду по встречной полосе. Ниже погрешность, чем у «Стрелки», а лимиты скорости – до 250 км/ч. Комплекс умеет самостоятельно искать номера нарушителя в базе. Минус – его нужно ставить над каждой полосой движения;
  • «Автоураган» – выявляет максимум видов нарушений ПДД. Это нее только скорость и проезд на красный сигнал светофора, но даже езда по обочине (исконно русская проблема), непропуск пешехода, не включенный ближний свет и даже езда в непристегнутом виде. Минусы – нужны на не только на каждую полосу, но и по одному на каждое направление («смотреть» назад комплекс не умеет);
  • «Арена» – может контролировать сразу до 3 полос движения, работает на контроль скорости и может вести съемку даже ночью;
  • «Визир» – работает одновременно как цветная видеокамера и радар. Записанные видеоматериалы затем расшифровывают в ГИБДД;
  • парконы – мобильные камеры, которые располагаются в патрульных автомобилях ДПС и призваны бороться с нарушениями правил парковки.

Это далеко не все виды комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД на российских дорогах. Постоянно ведется разработка новых моделей, ведь это в конечном счете оказывается выгодно всем сторонам (кроме водителей).

Например, недавно в Москве запустили принципиально новую систему, которая отслеживает движение автомобилей, на которые не оформлен полис ОСАГО.

Система достаточно сложная: сначала камера снимает все проезжающие автомобили, система исключает повторные проезды (чтобы не проверять несколько миллионов номеров по базе каждый день), затем данные передаются в ГИБДД, где их проверяют по базе Российского союза автостраховщиков.

Это стало возможным благодаря тотальной «интернетизации» всей системы ОСАГО – данные по диагностическим картам и оформленным полисам всегда хранятся в базе РСА.

Система учитывает, что водитель имеет право в течение 10 дней не оформлять полис ОСАГО, и присылает «письмо счастья» только если автомобиль был замечен через этот период времени.

Пока новая система столкнулась со множеством технических сложностей. Фактически вся работа проводится вручную, так как процент ошибок при обработке информации быль большой.

Когда система заработает полноценно, любителям езды без страховки будет сложно – за отсутствие полиса ОСАГО штраф составляет 800 рублей, а в скором времени будут штрафовать за отсутствие диагностической карты на 2000 рублей.

Дальше в Москве, а может быть и в других городах, будет введена еще система слежения за экологическим классом автомобилей. В отдельные районы будет разрешен въезд ТС с экологическим классом не ниже определенного значения. Если туда въедет менее «чистый» автомобиль, его владелец получит штраф автоматически.

Способы оплаты

Если игнорировать санкции более 20 дней, их сумма начинает расти. И величина более 10 000 руб. создает водителю много проблем, включая запрет на выезд из страны. Как правило, нарушителю приходит подобное письмо.

Вариации внесения средств доступны через:

  1. «Яндекс.Деньги». В этом сервисе выбирается пункт «Городские платежи». Деньги вносятся с «Яндекс-кошелька» или банковской карты. Для оплаты вводятся регистрационные данные автомобиля и водительских прав.
  2. «Киви.Кошелек». После регистрации и авторизации выбирается опция «Оплатить». Вносится номер выписанного постановления с точной датой.
  3. «Сбербанк-Онлайн». Поэтапно выбираются разделы: «Платежи и переводы» — «ГИБДД» — «Штрафы». Для перевода финансов вводится информация из в/к и СТС.
  4. «Госуслуги». Этим методом средства идут с задержками, поэтому их отправлять не рекомендуется в последний день положенного срока.
  5. Сайт ГИБДД. Оплата происходит быстро и без комиссий. Доступны такие направления, как «ВебМани», кошельки «Киви» и «Яндекс», карты «Виза» и «МастерКард».
  6. Наличными средствами через терминал. Здесь требуется наличие всех платежных реквизитов.
  7. Оплата в банке. Для этого верно заполняется бланк ПД-4. После переведения денег сохраняется квитанция до того момента, пока не убедитесь в успешности операции. Минус этого метода кроется в ожидании в очередях и оплате комиссии.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: