Скаутизм по-коммунистически
Никак нельзя не упомянуть о том, что само упоминание о пионерской организации вызывает у отечественной либеральной публики настоящие пароксизмы ненависти и злобы. Немила она этим господам, разве что чуток поменьше, чем НКВД с товарищем Берией… Провозгласив пионерию «совковой машиной по оболваниванию и милитаризации детей», наши либералы за прошедшее время наплели о ней столько глупостей и небылиц, что разгрести их – работа та еще. Посему попробуем разобраться хотя бы с некоторыми нелепицами, а там – как получится. Прежде всего, Советскую власть обвиняют в том, что она якобы «украла» идею «благородного скаутского движения» у ее создателей, «перекрасив ее в красный цвет и наполнив совершенно неподобающим идеологическим содержанием». Послушать таких умников, так пионеры «скопировали» у скаутов буквально все – от атрибутики и девиза до организационной структуры, а потом клялись, что сами все это выдумали. Чушь несусветная, конечно же. Прежде всего, никто и никогда не скрывал того, что первые шаги к созданию пионерской организации, по сути дела, были сделаны после нескольких докладов Надежды Крупской, имевших название «О бойскаутизме». У истоков создания советской пионерии стоял Иннокентий Жуков, не просто видный деятель русского скаутского движения, а в прошлом секретарь общества «Русский скаут». Большевики попросту не стали «изобретать велосипед», а, присмотревшись, взяли на вооружение наиболее пригодный к употреблению мировой опыт, естественно, переиначив его на свой манер, в соответствии с насущными требованиями и планами на будущее. Поэтому склонять пионеров за то, что они имели в точности такой же галстук и девиз «Будь готов»-«Всегда готов!», как буржуйские скауты, настолько же нелепо, как упрекать РККА в «плагиате» за то, что знамя у нее было в виде прямоугольного полотнища, а не какого-нибудь восьмиугольника с загогулинами…
Теперь – по поводу идеологии, да, кстати, и «милитаризма». Если кто не знает, то стоявший у истоков скаутского движения в мировых, так сказать, масштабах полковник (а впоследствии и генерал-лейтенант) Британских королевских вооруженных сил Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэл, не сидя под яблоней до своей идеи дошел, а во время англо-бурской войны. Будучи комендантом осаждаемой бурами крепости Мафекинг сэр Роберт загнал под ружье всех имевшихся там лиц мужского пола, в том числе и пацанов 12-14 лет, из которых создал вполне эффективное разведывательное подразделение. Оттуда все и пошло. Будучи, говоря в современных терминах, британским империалистом, кого намеревался воспитывать Баден-Пауэл в созданной им организации? Правильно, будущих завоевателей и «цивилизаторов», «белых господ», которым предстояло хранить и раздвигать пределы «империи, в которой никогда не заходит солнце». По большей части службу он проходил в военной разведке – организации, отличающейся предельным практицизмом, граничащим с цинизмом, в соответствии с которыми для выполнения поставленной задачи используется все, что возможно… Дети? А почему бы и не дети? Поэтому, когда из скаутов, противопоставляя их «заидеологизированным пионерам», пытаются лепить эдакое «белое и пушистое» общественное движение, озабоченное исключительно оздоровлением детишек и внесением разнообразия в их досуг, лично мне становится просто смешно. И, кстати говоря, в Российской Империи скаутинг долго и упорно пытался пробить себе дорогу – вот только наталкивался при этом на совершеннейшее непонимание власть предержащих. Государь Николай II желал видеть в стране детские «школы строя и гимнастики» да подростковые «потешные команды» при воинских частях. Массовое движение с какими-то отрядами, клятвами и ритуалами вызывало в нем подспудное неприятие и опасения
Лучше бы на социал-демократов внимание обратил, болезный…
Танки на воздушной подушке: военный секрет СССР
Сергей Яковлев Первые мысли о танке на воздушной подушке были озвучены Константином Циолковским в 1927 году. Первый парящий танк сконструировали в 1937 году. Машина была построена коллективом Московского авиационного завода №84 под руководством В.И. Левкова, выдающегося советского инженера, который, по сути, и изобрёл воздушную подушку. Разработанная машина имела сравнительно небольшой вес и получила название «Земноводный подлетающий танк». Проект заработал признание представителей военного руководства страны, но по неизвестным причинам так и не получил дальнейшего развития. Кроме того, Левков разработал эскизный проект ещё одной революционной боевой машины – десантного амфибийного судна на воздушной подушке для нужд сухопутных войск. По конструкции эта машина более походила на катер, вмещала 20 человек десанта и оборудовалась вращающейся башней с пулемётным вооружением. В то же время в ОКБ ВВС под руководством инженера Гроховского тоже разработали двухместный бронеавтомобиль на воздушной подушке, но и этот проект так и остался на бумаге.
В послевоенные годы работы по созданию танка на воздушной подушке возобновились с новой силой. В 1958 году был построен ходовой макет машины на воздушной подушке в габаритах танка для проверки динамических качеств подобных машин. В 1959 году советская разведка получила сведения о том, что за рубежом тоже разрабатывают боевое СВП, и руководство страны привлекло к работам значительный ряд передовых заводов и научно-исследовательских институтов. Такой импульс породил немало проектов, но лишь немногие из них нашли воплощение в металле и дошли до реальных испытаний.
В 1961 году совместно ВНИИ-100 и Челябинским тракторным заводом был разработан ходовой макет боевой машины на воздушной подушке, который получил секретное обозначение «Объект 760». Ходовая часть состояла из основного гусеничного движителя и лишь вспомогательной камерной воздушной подушки, два нагнетателя располагались в средней части корпуса. Машина имела классическую компоновку: отделение управления размещалось в носовой части (экипаж из трёх человек находился под прозрачными колпаками полусферической формы), в средней части располагалось боевое отделение («Объект 760» вооружался макетом 73-мм пушки 2А28 «Гром»), в задней части было помещено моторно-трансмиссионное отделение. На испытаниях машину сравнивали с обычным танком ПТ-76, и «Объект 760» показал отличные результаты проходимости. Максимальная скорость достигала 45 км/ч, противопехотные мины были ему не страшны, а для противотанковых мин танк на воздушной подушке был и вовсе недосягаем. Машину выпустили всего в одном экземпляре, а по итогам испытаний разработали проект БРДМ-ВПК, который не получил дальнейшего развития.
Финальным практическим аккордом советских разработок по созданию танка на воздушной подушке стал «Объект 8М-906». Машина использовала базу танка ПТ-76, оснащалась камерной подушкой и имела массу 13,5 тонны (на 0,5 т меньше, чем ПТ-76). И сама разработка, и испытания велись в условиях строгой секретности, поэтому подробности проекта в открытых источниках отсутствуют. Работы по созданию танков на воздушной подушке продолжались до 1970-х годов и в конечном счёте были прекращены. Среди главных причин такого решения выделяли чрезмерное потребление топлива, уязвимость конструкции и плохую ремонтопригодность машин. Тем не менее, наработанные результаты сыграли важную роль в дальнейшей разработке военных судов на воздушной подушке для ВМФ.
Москва Фото:
В связи с проведением в центральных районах Москвы праздничных мероприятий 1мая будут введены ограничения на движение транспортных средств в ряде центральных районов российской столицы. Ограничения вводятся 1 мая в период с 7.00 до 15.30.
Движение автомобилей будет временно ограничено:
— с 7.00 до 14.00 — по площади Тверская застава, улицам 1-я Тверская-Ямская и Тверская;
— с 7.00 до 11.00 — по улицам Большая Якиманка, (от Калужской площади до улицы Большая Полянка), Большая Полянка (от улицы Большая Якиманка до улицы Серафимовича), а также по улицам Серафимовича и Моховая, Боровицкой площади, Большому и Малому Каменным мостам;
— с 8.00 до 14.00 — по улицам Охотный ряд, Театральному и Китайгородскому проездам, площади Революции, Театральной, Лубянской, Новой и Славянской площадям;
— с 8.00 до 11.30 — по площади Краснопресненской заставы;
— с 9.00 до 12.30 — по Москворецкой набережной и улице Красная Пресня (от улицы 1905 года до станции метро «Баррикадная»);
— с 10.30 до 12.00 — по улице Конюшковская (от улицы Красная Пресня до площади Свободной России) и Девятинскому переулку;
— с 13.00 до 15.30 — по улице Мясницкая и площади Мясницких ворот.
Новости СМИ2
Рождение
Главной проблемой увеличения скорости судна является сопротивление воды. Для увеличения скоростных характеристик появились футуристические работы по отделения судов от водной поверхности для уменьшения сопротивления и увеличения скоростей. Так появились суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке (СВП). Основными преимуществами судов на воздушной подушке являются скорость и навигационный период, который неограничен. СВП могут ходить и в летнее, и в зимнее времена года. Недостатком СВП является большой расход топлива, связанный с необходимостью мощных двигателей для нагнетания воздушной подушки.
Первые в мире опытные катера на воздушной подушке скегового типа были построены в 1934-1939 годах советским конструктором Владимиром Левковым. Одним из первых экспериментальных образцов скоростных пассажирских судов на воздушной подушке был речной теплоход «Нева», построенный в 1962 году на экспериментальном заводе в Ленинграде по проекту ЦТКБ, под руководством главного конструктора В. Липинского. Одновременно в Горьком на заводе «Красное Сормово» было создано амфибийное СВП «Радуга», водоизмещением в 3 тонны.
Опыт, накопленный при создании и испытаниях СВП «Радуга» позволил приступить к созданию СВП «Сормович». Проектированием нового судна (проект 1872) с 1963 года занимался ОГК завода «Красное Сормово». Имя для нового пассажирского гиганта дали исходя из наименовании завода его породившим. Судно было предназначено для скоростной перевозки пассажиров на магистральных и боковых реках с возможностью прохода через мелководные и пересыхающие участки и выходом на берег для приема и высадки пассажиров. «Сормович» планировался к круглогодичной эксплуатацией.
Газотурбоход «Сормович» был построен в 1965 году. После чего приступил к прохождению заводских испытаний. Испытания и доводки судна длились до 1968 года. При испытаниях на тихой воде СВП «Сормович» показало скорость 120 км/ч, поднималось над поверхностью земли на высоту 0.25–0.3 м, легко преодолевало мелководье и выходило на отлогий берег
По результатам испытаний для увеличения мореходности подушку судна оборудовали гибким ограждением (юбкой). Вспоминали, что первую юбку изготовили на заводе «Красное Сормово», но она быстро пришла в негодность. В дальнейшем вторую “юбку” для судна по спецзаказу изготовил знаменитый Ярославский шинный завод. После успешных испытаний, СВП «Сормович» сдали в опытную эксплуатацию для пассажирских перевозок.
Зимние пассажирские перевозки
В 1971 году СВП «Сормович» проходил зимние испытания в районе Телячьих островов. Испытания проводились с целью определения возможности пассажирских перевозок в зимний период. На случай, если «Сормович» застрянет во льдах, был приготовлен армейский бронетранспортер для эвакуации судна из-за ледяного затора. Испытания прошли успешно, но от идеи пассажирских перевозок на СВП зимой отказались.
Несмотря на то, что судно проектировалось с учетом эксплуатации и в зимние месяца, принятие такого решения непонятно. Возможно, это было связно с многочисленными проблемами в доводке судна, либо, вероятнее всего, в практически полностью отсутствующей инфраструктуре речного флота для зимней навигации на реке Волга.
В ходе этих испытаний была выявлено явление разрушение ледяного покрова. Появление значительных деформаций ледяного покрова при движении СВП отмечалось в процессе испытаний, однако этим фактам не придали значения и дальнейшие исследования в этом направлении не выполнялись
Уделив данному явлению должное внимание, могли бы данные разработки пустить в нужное русло, создав специальные ледокольные СВП. Но видимо не судьба…
«Калоши» на воздушной подушке для Миг-29 — экспериментальное шасси
В сороковых годах прошлого века мировое авиастроение совершило качественный скачок. Произошло резкое повышение летно-технических характеристик самолетов. Повсеместно стали использоваться реактивные двигатели, позволившие повысить грузоподъемность, скорость и маневренность машин. Однако инженерами проводились исследования и в других направлениях.
Оригинальные и необычные шасси
Всегда одним из основных элементов конструкции летательного аппараты было шасси. Выбор определенной схемы этого узла часто существенно отражается на итоговых характеристиках самолета. Одной из важнейших проблем, которую решают конструкторы при создании шасси, является обеспечение возможности эксплуатации машины на неподготовленных площадках. В ходе поиска решения этой задачи выдвигались весьма смелые и неординарные конструкции.
В 30-х годах в СССР велись работы по созданию аппаратов на воздушных подушках. Такие машины могли легко передвигаться практически по любой поверхности, им не было преград, ни на воде, ни на суше. Такие показатели проходимости выглядели чрезвычайно привлекательно, и в 1940 году самолет УТ-2 получил шасси на воздушной подушке.
Конструкция самолета оснащалась дополнительным мотоциклетным двигателем, который запускал вентилятор для поддува воздушной подушки. Эксперимент оказался удачным и показал, что оборудованный шасси на воздушной подушке самолет может взлетать и садиться практически на любой поверхности.
Следующим этапом должно было стать использование шасси такого типа уже на боевом самолете. Таким самолетом стал пикирующий бомбардировщик Пе-2. Резиновые баллоны были размещены под мотогондолами двигателей. Инженерами был предусмотрен и механизм для их убирания на время полета. Самолет уверенно рулился, мог ездить и взлетать с грунтовых поверхностей разного типа. Однако сложности военного времени не позволили развить этот весьма перспективный и экзотический проект. В связи с этим в серийное производство самолет на воздушной подушке так и не был отправлен.
Ан-14 «пчелка»
Послевоенное время
Дальнейшие исследования и эксперименты по созданию новых типов шасси были продолжены в 60-80 годы. В частности данным вопросом занимались в КБ «Антонова» при создании военно-транспортного самолета Ан-70. Для испытаний использовался легкий самолет Ан-14 «пчелка».
Несмотря на то, что инженерами были созданы экспериментальные шасси с достаточно приличными показателями и характеристиками, дело до практического применения и серийного производства так и не дошло.
Новости партнеров
Съемные «калоши» для истребителя
С целью возможности взлета с неподготовленной площадки были попытки использования эффекта воздушной подушки даже на фронтовом истребителе МиГ-29. Конструкция была следующей: самолет накатывался своими шасси на три тележки с встроенными воздушными подушками. Каждая такая тележка имела собственный двигатель внутреннего сгорания, который и обеспечивал внутри подушки необходимое давление воздуха.
Вне сомнений, такая конструкция была бы рабочей, поскольку к этому времени инженеры и конструкторы имели достаточный опыт работы с воздушными подушками. Однако при дальнейшем рассмотрении подобной схемы обнаружилась серьезная практическая проблема. Дело в том, что МиГ-29 взлетает при скорости порядка 300 км/час. И после того, как самолет оторвется от своих «калош» и уйдет в воздух, на земной поверхности останется три неуправляемых конструкции, несущиеся со скоростью 300 км/час.
Конечно же, в настоящее время подобная проблема была бы решена. Однако в 80-х годах прошлого века компьютерных технологий, которые могли бы ее решить, еще не было.
Несмотря на всю курьезность данного проекта, стоит отметить, что точно такой же проект был и у американцев. В США воздушные «калоши» планировали надеть на свой истребитель F-15. Как советские, так и американские конструкторы также не довели свою работу до практических полетов.
Видео по теме:
Также интересно:
- Сухопутный «ракетный крейсер» БМОП — Китайцы создали военного монстра
- Як-141 выиграл гонку вооружений, продолжавшуюся более 50 лет
- Русская смекалка плюс новейшие технологии: комплекс РЭБ сам полетит к штабу противника
Варшавский ужин
В Варшаве в мае 1955 года открылось Совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Основные детали Договора к тому времени уже были проработаны. Социалистические страны Восточной Европы подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. По существу — военный союз, чаще всего именуемый Организацией (в противовес «вражескому» альянсу) Варшавского договора (сокращенно — ОВД).
Первой Договор, в соответствии с алфавитным порядком, подписала Албания. Затем — Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. К ужину всё было готово. В тексте Договора, как и в принятой через несколько лет военной доктрине, отмечалось, что ОВД имеет сугубо оборонительный характер. Но оборонительный характер доктрины не означал пассивности. В боевом планировании допускалась возможность упреждающего удара против группировок войск вероятного противника, «изготовившихся к нападению».
Председатель Совета министров СССР Николай Булганин (в центре) в присутствии членов советской делегации и делегаций других стран подписывает Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, CCCР, Чехословакией на Варшавском совещании, 14 мая 1955 года. Фото: РИА Новости
Неспроста для столь важного совещания и — без преувеличений — исторического акта Хрущев и его соратники выбрали Варшаву. Во-первых, не стоило лишний раз подчеркивать гегемонию СССР
Во-вторых, Варшава располагалась ближе к другим дружественным столицам — Берлину, Будапешту, Праге… В-третьих, поляки сильнее других народов Восточной Европы пострадали от немцев и нуждались в гарантиях безопасности… А участники Договора, разумеется, обязывались всеми средствами помогать любой из стран ОВД в случае военной агрессии.
Самолёт-невидимка
Когда в наше время говорят «самолёт-невидимка», подразумевают его незаметность для радаров. Но в XX веке действительно пытались создать невидимые для глаз самолёты. Советский профессор Сергей Козлов взял самолёт АИР-4 и заменил покрытие фюзеляжа и крыльев прозрачным пластиком собственного изобретения. После этого он покрасил те части, которые остались непрозрачными, смесью белой краски и алюминиевой пыли, что делало самолёт буквально невидимым на фоне неба.
Проект был достаточно удачным и, возможно, пошёл бы в серийное производство в качестве самолёта-шпиона, если бы не тот факт, что краска легко притягивала грязь и пыль. В итоге через какое-то время после взлёта самолёт был уже достаточно сильно заметен. Кроме того, алюминий в составе краски давал блики на солнце. Ещё командование опасалось за прочность самолёта, ведь он был сделан, по сути, из пластика. Поэтому проект было решено закрыть.
Лазерный комплекс “Пересвет”
Прежде всего отметим, что информация о современном вооружении засекречена. Тем не менее некоторые данные все же имеются в открытом доступе. В частности, известно, что комплекс “Пересвет” предназначен прежде всего для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны.
По словам Юрия Борисова, данный комплекс представляет собой важный элемент эшелонированной системы ПВО, предназначенной для борьбы с высокоточными системами вооружения, оснащенными оптико-электронными головками самонаведения на конечном участке полета. Таковыми, к примеру, являются американские крылатые ракеты.
Принцип действия установки основан на засвечивании и выведении из строя оптических систем мощным лазерным лучом. К примеру, когда ракета с головкой самонаведения выходит на цель, она сравнивает имеющиеся у нее картографические данные с особенностями местности, и затем наводится на цель. Если в этот момент она будет ослеплена, то наведения на цель не произойдет, фактически, ракета будет выведена из строя.
Лазерный комплекс «Пересвет» может использоваться как элемент систем ПВО
Также, по оценкам экспертов, «Пересвет” может использоваться для маскировки стартовых позиций межконтинентальных баллистических ракет. Кроме того, установка может быть эффективна в борьбе с беспилотниками.
Более того, “Пересвет” способен ослеплять даже военные спутниковые системы разведки, расположенные на орбитах до 1500 км. В 2018 году США даже обвинили Россию в выведении на орбиту спутников-истребителей с лазерным оружием. Однако достоверной информации об этом нет.
История разработки комплекса “Пересвет”
О разработке боевых лазерных комплексов гораздо меньше информации, чем, к примеру, о другом современном оружии — беспилотниках беспилотниках “Охотник” или “Альтиус”. О существовании современной лазерной установки стало известно после того, как ее анонсировал президент Владимир Путин во время послания Федеральному собранию в 2018 году.
В том же году путем голосования, этому оружию было дано название “Пересвет”. Однако комплекс стал поступать на вооружение армии еще раньше — в 2017 году. Поэтому в декабре 2018 года он уже стоял на боевом дежурстве. По некоторое информации, впервые комплекс был применен в ходе военного конфликта в Сирии.
Лазерное оружие требует большого количества энергии
Недостатки комплекса “Пересвет”
По словам некоторых экспертов, эффективность комплекса “Пересвет” зависит от погодных условий. В ясную погоду он показывает высокую эффективность и является надежным средством борьбы с беспилотниками. Однако туман, дождь, снег и прочие неблагоприятные погодные условия мешают прохождению лазерного луча.
Еще один минус, который относится ко всем лазерным установкам — потребление большого количества энергии. Поэтому с их использованием в качестве портативного оружия возникают сложности.
Когда маски сорваны
Блок НАТО, объединивший поначалу 12 стран при очевидной гегемонии США, был основан 4 апреля 1949 года. В Советском Союзе с ответным созданием военного союза не торопились. Считалось, что вполне достаточно партийной вертикали, которой подчинялись лидеры стран советского блока, а значит, и их армии. А в Польше и ГДР надеялись на более веские основания для совместных боевых действий в случае наступления часа икс.
На пропагандистском поле Москва отвечала порой самыми неожиданными способами. В марте 1954 года Советский Союз даже подал заявку на вступление в НАТО. «Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира», — говорилось в документе.
Предложение было отвергнуто на том основании, что членство СССР противоречило бы демократическим и оборонительным целям альянса. В ответ Советский Союз принялся обвинять Запад в агрессивных планах. «Маски сорваны» — такова была реакция Москвы, прогнозируемо оставшейся перед закрытыми дверями НАТО.
Подписание Североатлантического договора Подписание Североатлантического договора, Вашингтон, 1949 год. Фото: ТАСС/ASSOCIATED PRESS
Предвестием военного блока «стран социализма» считается совещание генеральных секретарей компартий и военного руководства стран коммунистической ориентации, состоявшееся в Москве ещё при Иосифе Сталине, в январе 1951 года. Именно там начальник штаба Группы советских войск в Германии генерал армии Сергей Штеменко заговорил о необходимости создания военного союза братских социалистических стран — для прямого противостояния НАТО.
СССР к тому времени уже взял на вооружение гуманитарный арсенал «борьбы за мир». Но чем миролюбивее была риторика Москвы, тем сильнее боялись «советской угрозы» «на том берегу». Появился даже популярный анекдот: Сталин (в более поздних вариантах — Хрущев и Брежнев) объявляет: «Войны не будет. Но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Обе стороны убеждали мир в агрессивности противника.
Лазерный танк 1К17 «Сжатие»
Но из всей техники, которую мы вам представили, наиболее поразительным является секретный дорогой танк 1К17 «Сжатие», оснащенный лазерами. Эта машина была разработана в конце 1980-х годов в качестве мобильной военной лазерной установки, предназначенной во время боевых действий для уничтожения оптического электрооборудования на самолетах, транспортных средствах и ракетах противника.
Наши власти в те годы делали большую ставку на этот танк с лазерными установками. Это был один из самых секретных военных объектов, разрабатываемых нашей страной. Тем не менее нашим спецслужбам не удалось удержать в секрете этот проект. В итоге рабочие рисунки лазерного танка попали на Запад.
Главное в танке, конечно, лазер, работа которого зависела от 30 килограммов дорогих искусственных рубинов, необходимых для фокусировки. Сами понимаете, что, несмотря на применение искусственных рубинов, стоимость лазерного танка была невероятной. Естественно, по этой причине массовое серийное производство танка с лазерным оружием на борту было невозможно.
Экраноплан «КМ» («Лунь»)
Экраноплан «КМ» представляет собой наземное транспортное средство. Удивлены? На самом деле, несмотря на внешний вид, экраноплан не является воздушным судном. Он классифицируется как корабль. Экраноплан «Лунь» был самым большим из многочисленных российских экранопланов, выпускаемых во времена СССР.
Три экраноплана были построены для военных. Эти модификации оснащались мощными противокорабельными ракетами. На вооружение экранопланы встали в 1987 году. В настоящий момент российские инженеры и конструкторы разрабатывают новое поколение этих удивительных наземных транспортных средств.
Длина – 100 метров, вес – 544 т, 10 турбореактивных двигателей.
Летающая подводная лодка Ушакова
Российский инженер Борис Ушаков разработал уникальную подводную лодку, которая могла летать. Или это был самолет, который мог погружаться в воду. Изначально проект начал разрабатываться еще до 1940-х годов, но в 1939 году его свернули. В 1943 году проект был перезапущен в связи с военной необходимостью. Первый прототип появился в 1947 году. Но к тому времени Великая Отечественная война уже закончилась, в результате чего проект так и не дошел до серийного выпуска. Российские военные инженеры сосредоточили свои усилия в других направлениях. Так что мир никогда не увидел летающую подводную лодку. Жаль. Согласитесь, проект был перспективным и потрясающим.
Конструкция[править]
Корпус и бронированиеправить
Корпус машины имел П-образное сечение по типу корпуса катера Л-1. Он собирался из катаных бронелистов толщиной 10-13 мм на каркасе при помощи сварки и имел обтекаемые формы. Носовые и кормовые бронелисты располагались под большими углами наклона к вертикали и имели «подвороты».
В центральной части корпуса размещалось отделение управления, совмещённое с боевым. Вдоль продольной оси корпуса размещались места двух членов экипажа — механика-водителя, располагавшегося ближе к носу машины в специальной рубке, и командира-стрелка, находившегося позади рубки водителя в цилиндрической пулемётной башне кругового вращения.
Двигатель и трансмиссияправить
В носовой и кормовой частях располагалось по одному воздушному винту, вращение которых обеспечивалось двумя авиационными двигателями М-25 суммарной мощностью 1450 л.с. В соответствии с проектом, благодаря этим двигателям боевая машина массой 8,5 т должна была осуществлять прямолинейное движение над земной или водной поверхностью на высоте 200-250 мм и со скоростью до 120 км/ч. Поворот и преодоление уклонов осуществлялись при помощи изменения положения жалюзи, регулирующих направление воздушного потока.
Танк «Штопор»
Во времена «холодной войны» военные инженеры искали способ переброски войск по непроходимым дорогам. Затем российские конструкторы наткнулись на идею зарубежных инженеров использовать для этих целей специальный приводной винт, выполненный в виде штопора. В итоге на свет появился мини-танк, который прозвали «Штопор».
Во время испытаний танк показал потрясающую проходимость по бездорожью. Однако подобное транспортное средство совершенно бесполезно на обычных дорогах или плоской и твердой почве. Также этот танк мог двигаться только вперед и назад и не мог поворачиваться. В том числе танк был невероятно медленным и ненадежным. Тем не менее он вошел в малую серию и поставлялся для нужд армии в арктических районах, где подобное транспортное средство действительно полезно.