Как самостоятельно помыть двигатель автомобиля
Подкапотное пространство подлежит чистке от масла, другой грязи, примерно 1 раз в год. Обычно водители совмещают эту процедуру с регулярным ежегодным техобслуживанием или генеральной мойкой машины при смене сезонов. Такую операцию предоставляет практически любой автосервис. Но можно помыть двигатель и самостоятельно.
Способы
Существует 4 распространенных способа вымыть двигатель машины:
- Сухая чистка профильными средствами в формате аэрозольных пены или жидкости, не требующими смывания. Такие вещества запрещено наносить на некоторые элементы мотора, о чем указано в их инструкции.
- Паровая мойка. Она проводится профессиональными автосервисами и требует особого оборудования. В домашних условиях выполнить эту процедуру затруднительно. Кроме того, горячий пар может убить силовую установку, если направить его струю «не так» и «не туда».
- Бесконтактная чистка Керхером или другими ручными автомойками. Эффективный, но не самый безопасный метод. Большой напор воды может повредить внешние элементы мотора, а некоторое ее количество иногда попадает внутрь него, вызвав образование ржавчины или поломку.
- Ополаскивание водой. На очищаемые детали предварительно следует нанести специальное чистящее средство, а через несколько минут смыть его слабым потоком воды. Метод простой и самый распространенный среди автовладельцев, однако существует опасность попадания влаги внутрь силового агрегата.
С Керхером
Кистью или распылителем на поверхность ДВС наносят чистящий состав. Выждав некоторое время, его смывают с помощью мини-автомойки. Напор воды должен быть минимальным – сильная струя способна нарушить работу двигателя.
Без Керхера
При отсутствии домашней автомойки отчистить мотор от грязи можно ручным или аэрозольным распылителем. Второй вариант лучше применять, когда составные части ДВС и окружающих его узлов прилегают друг к другу слишком плотно.
Подготовка двигателя
Если применяется сухая чистка аэрозолями – предварительно силовую установку машины нужно прогреть до теплого состояния. Нанесение таких средств на холодный ДВС не принесет нужного результата. Во всех остальных случаях мотор перед началом мойки должен быть остывшим. Иначе струя холодной воды приведет к его резкому остыванию и возникновения риска деформации головки цилиндров.
Перед чисткой необходимо:
- отсоединить на АКБ клемму «минус»;
- разобрать защиту двигателя;
- защитить все провода, датчики, плотно обернув их пленкой, фольгой и закрепив обмотку клейкой лентой;
- отсоединить все детали, которые не дают добраться к мотору.
Обратите внимание!
Если есть возможность, датчики, провода, электрические контакты обработайте влагоотталкивающим составом.
Выбор моющего средства
Все жидкости для мойки автомобильного двигателя бывают:
- универсальными;
- профильными.
Всеми ими моют не только подкапотное пространство, но и всю машину. Но профильные составы имеют направленное действие. Они предназначены для устранения с деталей остатков масел, смешанных с ними пыли, грязи.
Бытовая химия
Моющим средством для кухни чистить автомобильный двигатель не рекомендуется. Однако, за неимением других вариантов при мойке своими руками этот вариант также подойдет. Жидкости хорошо удаляют жировые отложения. В них нет компонентов, вредных для резиновых, пластиковых и других деталей подкапотного пространства.
Народные средства
Народные средства – керосин, бензин, дизельное топливо и другие горючие вещества, которые иногда используют для мойки двигателя, считая их отличными растворителями, в этом случае не работают. Они хорошо удаляют масляную пленку, но огнеопасны. Если после процедуры под капотом останется хотя бы одна их капля – пожар весьма вероятен.
Ошибки при мойке
Допущенные при чистке ДВС ошибки могут вызвать проблемы с электропроводкой. Например, такое случается, если напор воды будет слишком сильным. Другая распространенная ошибка – применение растворов, которые не предназначены для мойки мотора. В этом случае возможно возгорание двигательного отсека.
Но чаще всего ошибку допускают уже после мойки – во время сушки агрегата. Если операцию выполнить неправильно, есть риск не досушить силовую установку. А запуск мокрого мотора может спровоцировать короткое замыкание или иную поломку узла.
Безопасный метод мойки двигателя от масла
Клапанная крышка-ГБЦ, «головка»-блок цилиндров, картер-блок цилиндров, стыки патрубков вентиляции картера – извечные места, рано или поздно запотевающие маслом. Сюда же можно отнести и сапун КПП, который травит смазку в результате игнорирования правил измерения уровня масла в коробке передач. Впрочем, случаются и исключения вроде отсутствия уплотнения на масляном щупе, отчего снизу и сбоку двигатель забрызгивает смазкой. Разумеется, насколько бы эксклюзивной не была причина, ее необходимо устранять и только потом приступать к чистке мотора.
Классическая школа мойки мотора ставит крест на использовании воды, особенно в больших количествах, о чем я уже говорил. Максимум загрязнений, согласно дедовским устоям, принято убирать сухой ветошью. Затрудненные места обрабатываются тряпочкой, смоченной в любом дегризере, как-то сольвент, керосин, солярка, остатки раскоксовочного препарата…
Ветошь может выгодно дополнить обычная кисточка, предназначенная для лакокрасочных работ. Чистящее средство наносится на загрязненные места, выдерживается, и с откиснувшей грязью удаляется с поверхности двигателя.
Преимущество мойки при помощи пара
Самым популярным способом мытья подкапотного пространства является мойка двигателя автомобиля паром. Этот способ мытья имеет ряд преимуществ перед иными средствами подержания чистоты в подкапотном пространстве:
- нет необходимости использовать химические чистящие средства, что безопасно для лакокрасочного покрытия элементов подкапотного пространства;
- возможность чистки сразу всех элементов автомобиля, а не только силового агрегата;
- производство одновременно с мойкой дезинфекции салона и моторного отсека, атак как пар имеет высокую температуру, при которой погибают практически все вредоносные микроорганизмы;
- уборка при помощи пара – это сухая мойка двигателя автомобиля, так как обработанная подобным образом машина может отправиться в поездку сразу после того, как все необходимые процедуры будет проведены;
- пар прекрасно смывает пятна масла и топлива, что придает блеск хромированным деталям;
- пар способен проникнуть внутрь швов и стыков деталей машины, а также в складки обивки салона;
- чистка паром занимает 30-40 минут, что в несколько раз быстрее сем выполняется традиционна чистка.
Минусы мойки двигателя
- Просушка. При недостаточной просушке двигателя влага может нанести вред электропроводке.
- Давление струй воды. При очищение двигателя, давление струи воды может быть слишком сильным, что опасно не только для резиновых трубок двигателя, но и для других деталей. В большей степени это касается бензиновых двигателей.
- Электроника. Хорошо, когда над всеми внутренностями есть пластиковый кожух, который можно снять и помыть отдельно, но такое явление присутствует в автомобилях высокого класса, а в самых простых, но современных машинах стоит незащищенная электроника, с которой, как говорилось раньше, вода не дружит.
- Трудность в обслуживании. Не везде можно найти хорошую автомойку и не всегда самому можно промыть двигатель.
- На самом деле, в некоторых случаях гораздо опаснее мыть двигатель, чем наоборот. При мойке двигателя может произойти затопление свечей и свечных отверстий.
В итоге не хочется никого принуждать мыть или не мыть двигатель автомобиля. Это выбор лично каждого. Стоит взвесить все за и против. Но лучшим исходом будет золотая середина. Не мыть двигатель вообще — плохо и даже опасно, мыть постоянно тоже не лучший вариант. Мыть один или два раза в год вполне достаточно для хорошего состояния авто. Но мыть нужно только в специальных сервисах. Что о них нужно знать, обсудим далее.
Зачем мыть двигатель автомобиля
Мойка двигателя автомобиля не является обязательной, оставаясь полностью на усмотрение автовладельца. Однако существуют объективные доводы в пользу периодического очищения двигателя.
- Грязный двигатель может скрыть от внимания автовладельца утечку жидкостей – масла, антифриза. На чистом двигателе заметить любые потеки легче.
- Загрязненные детали двигателя имеют сниженные мощностные характеристики, что связано с недостаточным охлаждением мотора, происходит увеличение расхода топлива, ускорение износа деталей агрегата.
- Скопление слоя грязи, масляных потеков пожароопасно: двигатель может перегреться или загореться.
- Нарушение работы электропроводки из-за скопившейся грязи. Возникают сложности с пуском двигателя из-за утечек тока, приводят к сбою в работе стартера.
- С точки зрения эстетики – проверять уровень масла гораздо приятнее и удобнее с чистым подкапотным пространством.
Если подобные доводы не пугают, существуют определенные ситуации, в которых мойки не избежать:
- при сильном загрязнении или утечке масла, связанном с поломкой;
- перед капитальным ремонтом или другими видами работ по замене агрегатов двигателя;
- при проведении диагностических мероприятий;
- при продаже авто.
Как мыть двигатель, советы эксперта
Мыть двигатели современных автомобилей водой – это значит наносить им непоправимый вред. Эксперты доказывают, что моторный отсек и вода практически не совместимы. Но как же правильно помыть двигатель, не причинив ему вреда?
В первую очередь нужно воспользоваться пылесосом и с его помощью удалить попавшие в отсек листья, пыль и песок. Отделить от двигателя и моторного отсека все легко снимаемые элементы (пластиковые накладки и крышки). Снять закрывающую поводки дворников накладку из пластика, после чего откроется объемный отсек с механизмом привода стеклоочистителей. Там же обнаружится большое количество прелых листьев перемешанных с пылью. Кроме этого именно из этого отсека забирается воздух для нагрева салона.
Естественно, обнаруженные залежи удаляются тем же пылесосом, а сам отсек следует протереть влажной ветошью, а еще лучше смочить ее в аптечном хлоргексидине.
Остальные поверхности моторного отсека, электронные блоки, жгуты проводов, шланги и прочие детали лучше очищать сухой или немного влажной тряпкой. Более загрязненные места легко могут очиститься ветошью, смоченной в жидкости WD-40.
Перед чисткой двигателя его нужно внимательно осмотреть с целью выявления протекания охлаждающей жидкости и моторного масла. После осмотра его поверхность следует тщательно протереть смоченной в жидкости WD-40 тряпкой.
Помыть, высушить и установить на место все ранее снятые крышки, накладки и прочие элементы.
Кроме этого, в моторном отсеке для мотора имеется еще один элемент, который действительно нуждается в мойке. Самый эффективный и безопасный метод его промывки – это полный демонтаж, который дает возможность хорошо очистить соты радиатора не только снаружи, но и внутри.
Кто прав?
Как и в случае с мойкой кузова автомобиля, опрошенные АвтоПорталом эксперты разделились на два лагеря. Подобно автовладельцам, одни заявили, что мыть двигатель вовсе необязательно.
Так, в представительстве KIA порекомендовали больше обращать внимание на чистоту радиатора, очищая его от пуха и грязи. Что касается мойки двигателя, в представительстве южнокорейской марки настоятельно порекомендовали делать это на специализированных СТО, где используются специальные очищающие средства
Делать это вручную специалисты не советуют хотя бы потому, что самостоятельно не удастся отмыть действительно въевшуюся грязь или потеки масла.
«Мойка двигателя – сугубо личное дело. Если хозяин машины не обслуживает автомобиль самостоятельно, а возраст самой машины невелик, вовсе не нужно регулярно ополаскивать двигатель. В данном случае риск не оправдан – у автовладельца больше шансов увеличить расходы на ремонт, нежели улучшить или сохранить эксплуатационные характеристики своей машины. Ничего критичного произойти не может. Даже, если не мыть двигатель на протяжении 5-7 лет», — рассказали нам в столичном сервисном центре Nissan.
Другие же, наоборот, выдвинули гипотезу, что игнорирование этой процедуры чревато последствиями.
«Двигатель автомобиля не зря называют «сердцем» автомобиля. Если человек будет жить в грязи и пыли, злоупотреблять алкоголем и вообще вести нездоровый образ жизни, работа его сердца ухудшится. То же касается авто. Если не ухаживать за мотором, рано или поздно, он даст сбой. В частности, могут произойти сбои в работе электроники, может снизиться вязкость масла, возникает риск пожара из-за потеков масла… да и вряд ли кому-то приятно проверять уровень масла, пачкаясь от каждой детали двигателя. Я считаю, что мыть двигатель нужно. Тем более в нашей стране, где дороги никто не очищает от пыли и грязи. Лишним это не будет, но мыть мотор нужно с умом», — считает специалист по ремонту двигателей СТО «115».
Подобного мнения придерживается и Александр Чаленко, начальник департамента сервиса Корпорации УкрАВТО:
«Иногда двигатель мыть нужно. Это как генеральная уборка в квартире. Двигатель ведь тоже загрязняется, на его составляющие, как подвижные, так и неподвижные попадает грязь (абразив, техжидкости), которая оказывает негативное влияние. Это и коррозия из-за гигроскопичности накопившейся грязи, и возможность засорения контактов в плохо защищенных разъемах проводки, и возможность попадания мелкодисперсных частиц грязи в емкости с техжидкостями, при их открывании. К тому же, грязный двигатель сложнее обслуживать и можно элементарно запачкаться при заполнении бочка омывателя. Вот банальные причины зачем его мыть. Но делать это часто не следует, особенно при эксплуатации в городских условиях».
По мнению Александра Чаленко, двигатели современных автомобилей мыть безопаснее – степень защиты у них от воды выше, изоляция лучше. Двигатели более старых автомобилей, особенно карбюраторные, мыть опаснее – могут не завестись. Причина банальна – попадание воды на контакты системы зажигания, реже – в карбюратор и корпус воздушного фильтра. Такие двигатели умельцы рекомендуют мыть в не заглушенном состоянии. К слову, некоторые автолюбители рассказывают о неплохих результатах мойки двигателя Спрайтом, но эксперты не рекомендуют проверять эту гипотезу. По крайней мере, на личном автомобиле.
Метод паром
— наиболее безопасный и это факт. Пар проникает в труднодоступные места, он легче и быстрее удаляет остатки масел, пятна горючего, засохшие загрязнения, что значительно сокращает время мойки. Более того, по сравнению с мойкой водой под высоким давлением, вероятность залива генератора и проводки исключается. Мойка паром выполняется быстро в три этапа. Сначала поверхность моторного отсека обрабатывается очистительным средством, потом проводится мойка двигателя паром и на финише высушивается влага, что осталась. Двигатель после мойки выглядит, как новый.
Подводя итоги нашей статьи, хочется выделить важность всего изложенного, вся правильность мойки зависит от подготовки машины перед самим процессом. Не бойтесь мыть двигатель
Подходите к этому процессу грамотно. Мотор – это сердце автомобиля, и пусть оно будет чистым.
Как очистить двигатель?
Мыть двигатель нужно правильно. Перед началом гигиенических процедур следует бережно укрыть все детали системы электрооборудования, иначе вода может попасть внутрь и мотор выйдет из строя. Следует убедиться, что силовой агрегат остыл, иначе все средства, которые наносятся на поверхность, быстро испарятся или высохнут, и их придется наносить еще раз.
Нанесенное средство оставляется на пару минут на поверхности масляной системы или движка. Оно начинает растворять слои грязи. Если слой очень толстый, то, перед тем как мыть двигатель, его следует очистить специальным скребком. Если грязь и нагар скопились в таких местах, которые просто так не очистишь, то следует использовать тонкую щеточку.
Специализированное средство следует нанести и оставить на некоторое время
После того, как закончили мыть двигатель, его нужно высушить. Делать это можно с использованием сушки или, если ее нет, открыть капот и оставить машину на солнце. Для того, чтобы на аккумуляторе не появилась коррозийная сыпь, его нужно обработать содовым раствором, после чего просушить
И если помыть двигатель, то необходимо уделить внимание и навесным аппаратам, их можно чистить растворителем
Некоторые спрашивают, как очистить двигатель автомобиля от масла при помощи пара. Процедура проста. Пар под давлением подается на облицовку двигателя. Такая паровая баня для мотора основывается на том, что горячий пар очень эффективно растворяет маслянистую пленку с грязью. Но такой способ подходит только тем, кто имеет паровой генератор. Остальные должны использовать другие методы и варианты.
Что нужно сделать после мойки двигателя
В завершении очистки необходимо удаление всей влаги, особенно с проводов. Для этого можно на некоторое время оставить капот поднятым, чтобы ветер проветрил моторный отсек. Капли лучше удалить сухой тряпкой из хлопчатобумажного материала. Так выветривание влаги пройдет быстрее. Некоторые для ускорения процесса используют сжатый воздух, например, баллончики для очистки оргтехники
Самое важное условие – не использовать сильный напор, чтобы случайно не сорвать важный провод или патрубок
Чтобы полностью просушить машину после мойки, нужно завести мотор, и дать ему поработать до 20 мин. При этом капот пусть остается открытым, чтобы пространство хорошо проветривалось, и испарившаяся от горячего двигателя влага не конденсировалась внутри.
Можно ли мыть узлы моторного отсека самостоятельно
Примерно 20% водителей выполняют мойку двигателя своими руками. Кто-то вполне резонно решает сэкономить, кто-то просто не доверяет «сердце» своего автомобиля мойщикам, набранным по объявлению. Каковы бы ни были мотивы, энтузиасты, засучив рукава, приступают к наведению порядка в подкапотном пространстве своей машины.
Скажем сразу: мойка двигателя своими руками – это не такая уж и сложная операция. Не нужно обладать какими-то особыми знаниями или навыками. Достаточно проявлять благоразумие, быть аккуратным и соблюдать рекомендации производителя моющего средства. Мы же не просто водой будем мыть моторный отсек.
Несколько правил
Конечно, у каждого автолюбителя свои предпочтения, как именно выполнять мойку двигателя своими руками. Кроме того, порядок действий описан в инструкции по использованию моющего средства. Но существуют правила, которые необходимо соблюдать в любом случае.
Не холодный, не горячий
Правило первое: мойку двигателя автомобиля рекомендуется выполнять при температуре агрегата около 40-50 °C. Воду берут примерно такой же температуры (можно горячее на 10 градусов). Если поверхность будет более холодной, потеки масла и застарелую грязь трудно отмыть. Если же лить воду на горячий мотор, металл может дать трещину или деформироваться от резкого перепада температур. В этом случае придется потратиться на дорогостоящий ремонт силовой установки.
Karcher – зло, хотя и не абсолютное
Правило второе: при мойке двигателя своими рукамине стоит пользоваться АВД. Все эти «Керхеры» хороши для помывки кузова, колес и днища, но в подкапотном пространстве могут натворить немало бед. От брызг грязи и дождя под капотом все защищено, но высоконапорная струя способна пробить уплотнители, и залить контакты или какой-нибудь электронный блок.
Защита в виде полиэтиленовой пленки и скотча снижает вероятность, что вы повредите один из компонентов двигателя, но не на 100%. Единственное условие: пользоваться аппаратом высокого давления можно, если вы имеете хороший навык обращения с ним и полностью уверены в своем умении. И готовы рискнуть.
Можно ли мыть двигатель и для чего это делать?
Мойка двигателя это не только соблюдение «гигиены» и красоты вашего автомобиля, но и важная необходимость от которой порой зависит работа силового агрегата. Каких-либо четких рекомендаций или требований к мойке двигателя нет, однако специалисты рекомендуют мыть двигатель не реже двух раз в год. Для чего мыть двигатель? Для того чтобы на нем не собирались различные загрязнения в виде подтеков масла, грязи и пыли. Весь этот «микс» способен превратиться в жижу, не дающую мотору как следует охлаждаться, нельзя также забывать о случаях когда из-за грязного мотора свечи и высоковольтные провода пробивали на корпус, нарушая тем самым стабильную работу двигателя.
Второй важный аргумент на вопрос можно ли мыть двигатель — возможность своевременного выявления неисправностей и различного рода подтеканий. На грязном моторе вам вряд ли удастся обнаружить нарушение целостности какой-либо из прокладок, это может быть и утечка масла, и утечка охлаждающей жидкости через прогоревшую прокладку ГБЦ. Как вы понимаете, своевременное обнаружение такой неисправности позволят вам предотвратить капитальный ремонт двигателя со всеми вытекающими.
Для чего мыть двигатель мы уже разобрались, теперь давайте поговорим о том как это делать правильно, конечно же, своими руками.
Как использовать очистители
Самым верным решением было бы тесно придерживаться инструкции производителя. Каждая компания, выпускающая автохимию, может использовать разные реактивы, которые имеют свое действие, поэтому невозможно создать общую инструкцию для всех этих веществ.
Общий принцип для каждых из этих видов очистителей следующий:
- Аэрозоль и ручной триггер. Обычно такое вещество разбрызгивается на очищаемую поверхность. Выжидается некоторое время. После этого грязь вытирается тряпкой.
- Пенящееся средство, например, автомобильный шампунь или гель для мойки кузова, обычно разводится в воде, чтобы образовалась пена. Ее наносят на очищаемую поверхность, тоже выжидают некоторое время, а затем удаляют мокрой ветошью или мочалкой.
Также существуют средства, которые добавляются в воду для очистки паром или бесконтактной мойкой. Но об опасности использования таких методов мы уже говорили.
Мойка двигателя паром
Это одна из разновидностей сухой мойки. Самостоятельно ее выполнить невозможно (только если в гараже не окажется специализированного парогенератора), поэтому придется обратиться в автосервис.
Принцип такой обработки заключается в том, что пар под довольно сильным давлением проникает во все щели и труднодоступные зоны двигателя. Дополнительно в паре могут содержаться чистящие компоненты. В этом случае можно быть уверенным, что на поверхностях не появится коррозии, а электронные элементы не будут залиты водой.
Но, выполнять такие процедуры рекомендуется только в крупных автосервисных центрах, дающих гарантию на свои услуги. Это означает, что в случае выхода из строя силового агрегата, компания компенсирует ущерб.
Чем помыть двигатель автомобиля
После подготовки можно приступать к мытью. Но для этого нужно ещё выбрать правильное средство. Оно не должно навредить материалу, из которого сделан блок и другие части, а также без проблем удалить весь масляный налёт. Такие вещества продаются в любом автомобильном магазине и стоят не очень дорого, то есть, проблем с выбором и покупкой не возникнет.
Средств для очистки двигателя много и они разнообразны
Поэтому проще сказать, чем нельзя мыть мотор, какие средства могут навредить ему, а какие нет. Чтобы узнать это, нужно также учитывать из какого материала он сделан. Чаще всего блок двигателя изготавливают из чугуна или сплава алюминия, следовательно, его нельзя подвергать воздействию кислоты, которая в большом количестве содержится в различных средствах. Также нужно внимательно относиться и к пластмассовым деталям, дабы не испортить их.
Для мойки мотора НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ следующие вещества, так как они малоэффективны или опасны:
- Средство для мытья посуды. Самый плохой и безнадёжный вариант, поскольку справиться с машинным маслом ему не под силу.
- Бензин, керосин, ДТ и прочие горючие вещества. Многие используют их для мойки из-за того что они являются мощными растворителями. Попадая в масло, оно приобретает консистенцию воды, значит, удалить его с поверхности двигателя не составит труда. Однако, все они легко воспламеняются, что и ставит крест на эффективности. Если после процедуры под капотом осталась хоть капля такого вещества, то пожар обеспечен. К тому же растворители негативно влияют на пластмассовые изделия.
- Вода. Бессмысленная трата времени, которая не даст вообще никакого результата.
Моющее средство для двигателя должно хорошо растворять масло и не содержать кислоту в своём составе, а также быть безопасным и не воспламеняться. Такие свойства имеют практически все специализированные жидкости, которые продаются в магазине запчастей. То есть, чтобы быстро и без проблем помыть мотор, средство лучше всего купить.