Почему снижение скорости движения не приведет к уменьшению смертности на дорогах
Большая скорость – большие проблемы. Эту аксиому никто не ставит под сомнение. Однако есть и другие факты, говорящие нам о противоположной тенденции (пока в теории). Ограничение скорости движения транспорта не означает залога успеха в снижении травматизма и даже смертности пешеходов, и вот почему.
Пример из Европы и США
В одном из самых крупных городов мира, Нью-Йорке, ежедневно на дорогу выезжает очень большое количество автомобилей. Много машин и миллионы людей, спешащих по своим делам пешком в ограниченном пространстве мегаполиса, – просто гремучая смесь, которая приводит к огромному количеству ДТП с пешеходами. Ситуация была настолько серьезная, особенно с детской смертностью на дорогах, что во многих кварталах и частях города власти понаставили строгие скоростные ограничения: 20 миль в час, не больше. В переводе на метрическую систему получается 30 км/ч. Казалось бы, правильная позиция.
Ранее схожая программа снижения смертности пешеходов на дороге была инициирована в Швеции, получив название Vision Zero. Предполагалось, что она поможет снизить проблемы до зеро. Не получилось. Дальнейшие исследования экспертных организаций выявили четыре основных причины. Как ни странно, наиболее слабым звеном здесь оказались сами пешеходы.
Высчитано, что при скорости 30 км/ч автомобиль со среднестатистическим водителем за рулем при необходимости может остановиться почти мгновенно. Тормозной путь при торможении не превысит 9 метров. Идеально для безопасной езды, но не срабатывает. А знаете, почему? Из-за психологии людей.
Проблема № 1. 81% автомобилистов просто игнорируют скоростные лимиты. Проблема стара как мир. Люди спешат, люди не хотят ждать, мощные автомобили с сотнями лошадей под капотом подначивают нажать на педаль газа. Отсюда вытекает превышение скорости.
Достаточно увеличить скорость до 40 км/ч, и тормозной путь увеличится вдвое по сравнению с тем, какой был бы при скорости движения 30 км/ч. При 60 км/ч он составит примерно 25 метров и так далее. А что такое 60 км/ч в городе? Для многих не скорость!
А знаете, при какой скорости наезд смертелен? Вы будете очень удивлены, но погибнуть человек может даже от столкновения с автомобилем на скорости 5 км/ч! Пешеходу достаточно неосторожно упасть. Вероятность этого мала, но все же есть
На скорости столкновения 30 км/ч в 10% случаев наступает смерть. Это статистика. Травмы при таком столкновении обеспечены на 100%. Резкий рост летальных случаев начинается как раз от 30 км/ч, а при скорости 50 км/ч трагический конец неизбежен почти в 80%!
А ведь выбежать из-за припаркованного автомобиля под колеса человек или, не дай Бог, ребенок может в любой момент. Времени затормозить даже при небольшой скорости у водителя может и не быть.
Проблема № 2. Экологи. В Европе и США именно экологи, имеющие реальные рычаги воздействия на принятие законов, серьезно сопротивляются введению минимальных ограничений скоростного режима. Глобальное потепление, выбросы CO2 и сопутствующие этим явлениям бедствия были поставлены экспертным сообществом в один ряд с комплексом проблем, увеличивающих смертность на дорогах. Меньшее из зол, но имеет место быть.
Проблема № 3. Наконец, самый серьезный враг пешеходов – это сами пешеходы. Ложное ощущение безопасности – вот что приводит к трагедиям. У людей, когда они находятся в своем жилом квартале, возникает чувство безопасности. Что может произойти на дороге, если машины ползут медленнее улиток? Из-за этого люди перестают смотреть по сторонам, когда переходят дорогу, и в один прекрасный момент их жизнь может резко измениться отнюдь не в лучшую сторону.
То же самое думают водители, наивно полагая, что скорость небольшая и можно спокойно заниматься своими делами прямо за рулем. Отвлечение от дорожной ситуации также неминуемо приводит к проблемам или даже трагедии.
Проблема № 4. Не так давно Минтранс РФ разработал методику успокоения движения. Концепция была позаимствована из Европы. Ее смысл состоит в создании искусственных препятствий, которые заставляют автомобилистов снизить скорость. Благородное дело, но…
Как показало новое изучение вопроса, при частом использовании методики искусственного снижения скорости потока раздражительность водителей возрастает, что иногда приводит к вымещению ярости на других водителях, пешеходах и велосипедистах. Вспышки агрессии такого рода редки, но случаются.
10 раздел ПДД: максимальная скорость движения
При выборе скоростного режима водитель обязан учитывать скоростные ограничения, вводимые ПДД на конкретном участке дороги. Если дорожные знаки и разметка не указывают на иной скоростной режим, то водитель должен следовать общим ограничениям скорости движения, которые регламентируются 10-м разделом Правил.
В населенных пунктах, въезды на которые обозначены черно-белыми знаками «Начало населенного пункта» (5.23.1 и 5.23.2), максимальная скорость движения транспортных средств не должна превышать 60 км/ч.
Максимальная скорость движения по жилой зоне и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.
Однако предельно допустимый скоростной режим на таких участках дороги может составлять и большие величины, чем 60 и 20 км/ч. Это возможно, если существует специальное решение органов исполнительной власти в субъектах РФ.
Это делается для достижения максимально эффективного движения по дорогам, но с учетом обеспечения безопасности движения. И еще один момент: разрешенная скорость не должна превышать величины, установленной для движения по автомагистрали.
При движении вне населенного пункта действуют следующие ограничения скоростного режима, вводимые для конкретных видов транспортных средств.
Таблица: скоростной режим на дорогах России вне населенных пунктов
Вид транспортного средства |
Максимальная скорость движения, км/ч |
|
На автомагистралях |
На остальных дорогах |
|
Транспортные средства категории В |
110 |
90 |
Легковые автомобили с прицепом, грузовые автомобили с РММ свыше 3,5 т |
90 |
70 |
Междугородние и маломестные автобусы, мотоциклы |
90 |
90 |
Другие автобусы |
90 |
70 |
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля |
60 |
60 |
Организованная перевозка групп детей |
60 |
60 |
Если собственник и владелец автомагистрали (знак 5.1) или дороги для автомобилей (знак 5.3) посчитает необходимым, то у него есть право повышать предельный скоростной режим на таких участках до 130 и 110 км/ч (соответственно).
Главное требование, предъявляемое к таким действиям, — это обеспечение безопасности движения с повышенной скоростью.
Существуют и скоростные ограничение при осуществлении буксировки механических транспортных средств – не более 50 км/ч.
Поэтому каждый водитель при таком режиме движения должен задаться вопросом: «А выдержу ли я перемещение с такой малой скоростью? Не лучше ли будет вызвать эвакуатор и заменить буксировку перевозкой?».
Что касается движения на транспортных средствах, которые перевозят опасные, крупногабаритные или тяжеловесные грузы, то выбор максимальной скорости здесь зависит от согласованных условий перевозки. При этом на задней поверхности кузова такого транспортного средства должен размещаться специальный опознавательный знак «Ограничение скорости».
Водителю категорически запрещается превышать скорость, указанную на таком опознавательном знаке.
Еще одно условия, которое необходимо учитывать при выборе скорости движения – это предельные ограничения скорости в соответствии с технической характеристикой ТС.
Указанная скорость определяется заводом-изготовителем и учитывает особенности конструкции транспортного средства (например, степень эффективности тормозной системы).
Что мы имеем на «Урале»?
Федеральная трасса М5 проходит от Москвы до Челябинска через ряд областных центров Поволжья и Приуралья. Примерно на 240 км трасса имеет 4 и более полос движения, а вот далее, имея на всем протяжении две полосы, кроме нескольких участков, пока что явно не тянет ни на автомагистраль, ни на скоростную автодорогу. Летом 2013 года в Челябинской области от поселка Витаминного до села Мисяш открылся 24-километровый четырехполосный участок, ограниченный знаками 5.1 «Автомагистраль». В 2016 году четырехполосным станет также отрезок трассы от Чебаркуля до Челябинска.
Разрешенная скорость на трассе М5 на участках от отм. 1820 км до отм. 1844 км и от отм. 1022 км до отм. 1031 км установлена в 110 км/ч. Такую же скорость планируют разрешить и на участках от отм. 86 км до отм. 124 км и от отм. 37 км до отм. 57 км.
Какое бывает максимальное ограничение?
Самое высокое значение максимальной скорости, которое может быть на дорогах России, составляет 130 км в час. Это возможно только на автомагистралях и только на участках дорог, отмеченных знаком «130».
Да, возможны отдельные закрытые треки, где может вообще не быть ограничения. Но свободный допуск автомобилей на них, как правило, ограничен.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли остановиться, если после знака «Остановка запрещена» есть знак «Парковка» и наоборот?
- Какие новые штрафы за превышение скорости с 2022 года? Новый закон и последние изменения
- Какие штрафы за нарушения правил буксировки? ПДД о гибкой и жёсткой сцепке
Сводная таблица ограничения скорости 2022 года
Итак, давайте теперь подведём итоги и в табличном виде рассмотрим всевозможные лимиты скоростного режима на различных участках дорог и для разных транспортных средств.
Участок дороги | Действующее ограничение по ПДД |
---|---|
Населённый пункт, отсутствуют знаки ограничений, вы находитесь не в жилой зоне, дворе и велосипедной зоне |
60 км/ч 50 км/ч – при буксировке другого ТС |
В жилых зонах, во дворах и в велозонах | 20 км/ч |
Есть знак ограничения скорости | Максимальный лимит ограничен данным дорожным знаком |
Тихоходное транспортное средство | На всех дорогах не более скорости, указанной на знаке на этом тихоходе |
Вне населённых пунктов, если это не автомагистраль и отсутствуют знаки ограничения скорости |
90 км/ч – для мотоциклов, легковых и грузовых авто массой до 3,5 тонн, междугородних и маломестных автобусов 70 км/ч – для легковых автомобилей с прицепом, маршрутных автобусов и грузовых автомобилей свыше 3,5 тонны 60 км/ч – для перевозящих в кузове людей грузовых машин, а также при организованной перевозке детей 50 км/ч – для буксирующего другой автомобиль транспорта |
На автомагистрали при отсутствии дорожных знаков ограничения |
110 км/ч – для мотоциклов, легковых без прицепа и грузовых до 3,5 тонн авто 90 км/ч – для автобусов, грузовых автомобилей более 3,5 тонны 60 км/ч – для перевозящих пассажиров в кузове грузовых и при организованной перевозке детей 50 км/ч – при буксировке |
Если есть разметка с ограничением | Лимит, указанный на этой разметке. Она дублирует знак ограничения скорости, кроме случаев, когда нанесена на перекрёстке в зоне действия знака 5.31 |
Крупногабаритные, тяжеловесные грузовики и перевозящие опасные грузы | Ограничение установлено в сопроводительных документах |
Разрешённая скорость для определённых видов транспорта
Максимальные значения различаются и в зависимости от типа транспорта.
Для грузовиков
Как правило, максимально разрешённая скорость для грузовиков меньше, чем для обыкновенных автомобилей.
Грузовики категории B ограничены следующими значениями:
- на магистрали — не больше 110 км/ч;
- на обычных дорогах — не больше 90 км/ч;
- в населённых пунктах — не больше 60 км/ч.
Для тяжёлых и грузовиков с полуприцепами, категорий C и CE:
- на магистрали — не больше 90 км/ч;
- на обычных дорогах — не больше 70 км/ч;
- в населённых пунктах — не больше 60 км/ч.
Важно помнить, что тяжёлые грузовики никогда не имеют права ехать выше чем с 90 км/ч, даже если установленные знаки разрешают превышение до 100 или более
Для автомобилей с прицепом
Если у машины есть прицеп, ограничения распределяются так:
- на магистрали — не больше 90 км/ч;
- на обычных дорогах — не больше 70 км/ч;
- в населённых пунктах — не больше 60 км/ч.
Нужно внимательно следить за знаками, иногда значения меняются.
Для автобусов
Ограничения скорости для маломестных или междугородних автобусов составляет 90 км/ч на любых дорогах и 60 км/ч в населённых пунктах.
Для остальных:
- на магистрали — не больше 90 км/ч;
- на обычных дорогах — не больше 70 км/ч;
- в населённых пунктах — не больше 60 км/ч.
Автобусы, перевозящие детей, должны держатся в пределах 60 км/ч на любых дорогах и в населённых пунктах.
Для легковых автомобилей
Для обычных машин ограничения следующие:
- на магистрали — не больше 110 км/ч (130 км/ч);
- на обычных дорогах — не больше 90 км/ч;
- в населённых пунктах — не больше 60 км/ч.
Скорости, соответственно, могут различаться в зависимости от знаков.
Скоростной режим за пределами населенного пункта
Поехать чуть быстрее удастся на загородных трассах и автомагистралях. В ПДД также содержатся требования относительно скорости, допустимой на различных участках дорог вне населенных пунктов. Другой критерии для введения ограничений – тип транспортного средства.
Максимально разрешенная скорость на автомагистрали
Легковой автомобиль может передвигаться по автомагистралям и загородным трассам с наибольшей скоростью, так как из-за относительно небольшого веса и скромных габаритов он имеет короткий тормозной пути. Даже максимально разогнавшись, водитель успеет отреагировать на внезапно возникшую ситуацию и нажать на педаль тормоза.
Актуальными Правилами дорожного движения предусмотрены следующие ограничения для легковых автомобилей:
- Загородная дорога, при отсутствии дополнительных знаков – 90 км/ч.
- Платная дорога и автомагистрали – 110 км/ч.
Важный нюанс – если загородная дорога пролегает сквозь небольшой настенный пункт, то водитель обязан снизить скорость до 60 км/ч при его проезде. Границы населенного пункта определяются по дорожным указателям.
Для грузовиков, перевозящих пассажиров
Грузовые транспортные средства подразделяются еще на несколько категорий, в зависимости от своей массы и габаритов. Именно от категории ТС зависит максимально допустимая скорость его движения на загородных трассах. Верхние пороги этих показателей:
Тип ТС | Требования к скоростному режиму (км/ч) на дорогах общего пользования вне населенных пунктов | Требования к скоростному режиму (км/ч) на автострадах |
Категории В и ВЕ | 60 | 110 |
Категории С и СЕ | 70 | 90 |
Микроавтобусы | 60 | 90 |
Категории D | 70 | 90 |
Пассажирские автобусы, предназначенные для перевозки детей | 40 | 60 |
Требование не превышать допустимую скорость для автомобилей, вместимостью более 8 человек, относится как к общественному транспорту, так и к личному, относящемуся к этой категории.
Отдельного внимания заслуживают ТС, буксирующие другой автомобиль или прицеп. Из-за того, что прицеп сильно влияет на управляемость автомобиля, снижается верхний порог скоростного режима. Он приравнивается к автомобилям категории С, то есть до 70 км/ч вне населенных пунктов и не более 90 на автострадах.
Отмена 20 км/ч – последние новости 2021 года
Итак, на сегодняшний день штраф ГИБДД за превышение выписывается, начиная от величины свыше 20 километров в час выше допустимой скорости.
Несмотря на большое количество инициатив и обсуждений снижения нештрафуемого порога за нарушение скорости, в том числе с Нового года, до вступления в силу нового закона не дошло. И этого не случится в самом ближайшем будущем. То есть штрафа за превышение на 10 км/ч сегодня нет.
Официально проверить данную информацию несложно:
- часть 1 статьи 12.9 КоАП, которая как раз предусматривала штраф за 10 км в час, согласно базе данных Консультант Плюс, на сегодня признана утратившей силу в соответствии с Федеральным законом №196; а в самой этой статье штрафы начинаются за скорость свыше 20 км/час;
- абсолютно идентичная информация на портале Гарант;
- вы не найдёте ни одного вступившего в силу ФЗ, вводящего поправки в Административный кодекс, на официальном сайте правовой информации, а здесь такие законодательные акты должны публиковаться в обязательном порядке.
В сети активно распространяется информация о том, что уже в мае 2021 года новый закон об отмене нештрафуемого превышения вступит в законную силу. Это тоже не является правдой, и вопрос о том, с какой даты скоростной режим будет изменён, не корректен по своей сути, потому как, как мы уже указали выше, нет никакого законопроекта, и вступать в законную силу на данный момент просто нечему.
Таким образом, любая информация об уменьшении допустимой без штрафа скорости на 10 км/ч и отмене 20, если вы встретите таковую в интернете, является мифом.
Но вот о последнем пункте давайте поговорим подробнее, ведь инициативы изменений в законодательстве всё же были.
Тонкость превышения на 20 км/ч
Указанные выше ограничения носят условный характер, не правда ли?! И правда, многие автовладельцы считают, что их скорость по простой формуле +20 км/ч – это ненаказуемое превышение.
Но это не совсем так. Действительно, в статье 12.9 КоАП РФ, отвечающей за штрафы и сроки лишения прав за превышение скорости, вы не найдёте ответственности за езду быстрее установленное на данном участке скорости на 20 км/ч.
Это не значит, что вы можете безнаказанно превышать. Дело в том, что в законодательстве есть не только административная ответственность, но и гражданская. Говоря проще, каждое нарушение всех участников ДТП может являться причиной аварии и, соответственно, указывать на определённую степень вины. Так предписывает судебная практика 2021 года. То есть, если, к примеру, вам не уступили дорогу на перекрёстке, а вы превышали на 19 км/ч, то виновность в ДТП могут признать обоюдной, и часть вины могут возложить на вас.
Ещё хуже будет при полностью вашей вине. В таком случае превышение скорости будет отягчающим фактором при назначении ответственности. Особенно это актуально при назначении уголовного наказания, например, по статье 264 УК РФ, если водитель сбивает пешехода как минимум с тяжким вредом здоровью.
Ещё одна тонкость соответствия скорости условиям на дороге
Есть в Правилах хитрый пункт 10.1. Он указывает, что вы должны выбирать скорость, не только исходя из ограничений, описанных выше (и ниже), но и с учётом дорожной, погодной и другой обстановки. А главная хитрость этой нормы ПДД в том, что она перекладывает по сути обязанность следить за опасностью на дороге, даже если её не должно быть на ней, водителю, говоря, что вы должны выбирать такую скорость, которая обеспечила бы безопасность и возможность затормозить до полной остановки до столкновения.
Например, вы едете в тёмное время суток с работающими фарами, которые освещают дорогу вперёд на 20 метров. А ваша (также полностью исправная) тормозная система обеспечит тормозной путь в 25 метров при скорости 90 км/ч (средние значения из билетов ПДД). То есть получается, что, двигаясь с разрешённой скоростью 90 километров в час по трассе при отсутствии знаков ограничения, вы не успеете заметить тёмный предмет так, чтобы остановиться, не столкнувшись с ним. Следовательно, нарушаете пункт 10.1.
Нарушение этого пункта часто выписывают сотрудники ГИБДД, когда водитель въезжает в стоящий (припаркованный) автомобиль, яму, люк, выбоину на дороге, открытый люк, дикое животное и другие предметы и живность на дороге, которой по сути не должно быть на ней.
Источники
- https://pddmaster.ru/pdd/skorostnoj-rezhim-v-gorode-pravila-novovvedeniya-shtrafy.html
- https://lada-xray2.ru/pdd/maksimalnaya-skorost-na-trasse
- https://pdd.guru/shtrafy-za-prevyshenie-skorosti.html
- https://AutoTonkosti.ru/q/umenshenie-dopustimogo-prevysheniya-skorosti-na-10-kmch-vstupilo-li-v
- https://AutoTonkosti.ru/q/kakie-skorostnye-ogranicheniya-ustanovleny-po-pravilam-na-uchastkah
Скорость 130 км/ч на российских дорогах
В Европе давно действуют лимиты в 130–150 км/ч на автомагистралях. С недавнего времени в России ввели это максимальное ограничение для крупных и платных трасс.
Для превышения скоростного лимита должны быть соблюдены следующие условия:
- на дороге отсутствуют очаги аварийности;
- нет глубокой колеи;
- на дороге созданы площадки шириной не менее 3.75 метров, отделённые от проезжей части полосой;
- хорошие погодные условия, нет ливней и снегопадов.
Сами по себе автомагистрали по техническим параметрам должны позволять скорость в 150 км/ч.
Власти обещают в будущем построить больше таких автомагистралей. Их количество уже возросло с двух до девяти. Чем больше дорог будет соответствовать ГОСТу, тем больше на них будут максимальные ограничения.
Правительство обещает, что 130 км/ч станет общей скоростью для автомагистралей к I кварталу 2020 года. Остаётся надеется, что обещания будут сдержаны, и качество дорог действительно возрастёт. Удачи на дорогах.
Штрафы за превышение скорости на трассе
Размер административного штрафа за превышение разрешенной скорости, варьируется в зависимости от тяжести нарушения.
То есть чем быстрее езда, тем существеннее будет наказан правонарушитель.
Административный штраф накладывается на правонарушителя в соответствии со статьей 12.9 ч.2 КоАП РФ. Данная статья за нарушение норм, установленных ПДД, подразумевает следующие наказания:
- 500 рублей – за езду на 20-40 км/ч быстрее, от установленной верхней границы;
- 1-1,5 тыс. рублей – за движение на 40-60 км/ч быстрее от допустимой нормы;
- 2-2,5 тыс. рублей или лишение ВУ на срок от 4 до 6 месяцев, за превышение на 60-80 км/ч;
- 5 тыс. рублей и лишение прав на полгода – за езду, превышающую норму на 80 и более км/ч.
Поскольку быстро двигающиеся ТС невозможно экстренно остановить в чрезвычайной ситуации, поэтому разгоняясь, водитель в обязательном порядке должен учитывать не только нормы ПДД и дорожные знаки, но и технические характеристики ТС, а также ситуацию на конкретном участке дороги (видимость, загруженность, качество дорожного полотна) и погодные условия.
Штрафы за превышение скорости на трассе
Взыскания различаются в зависимости от того, зафиксировал ли нарушение сотрудник дорожного патруля или камеры.
Зафиксированное сотрудником
Ниже представлена таблица распределения штрафов, если машину останавливает сотрудник инспекции. Чем грубее нарушение, тем выше денежный ущерб.
Превышение скорости | Первое нарушение | Повторное нарушение |
0–20 км/ч | — | — |
20–40 км/ч | 500 ₽ | 500 ₽ |
40–60 км/ч | 1–1,5 тыс. ₽ | 2–2,5 тыс. ₽ |
60–80 км/ч | 2–2,5 тыс. ₽ / лишение водительских прав до полугода | лишение водительских прав на год |
от 80 км/ч и выше | 5 тыс. ₽ / лишение водительских прав на год | лишение водительских прав на год |
Повторным называется нарушение, которое повторилось ранее, чем через год с момента первого.
Зафиксированное камерой
Отличительные особенности нарушений, зафиксированных камерой:
- Нарушителя не могут лишить водительских прав или сделать выговор в данном случае.
- Максимально возможный штраф накладывается, если по статье в данном случае прeдусмотрено лишeние прав.
- В противном случае накладывается минимально возможный штраф.
Ниже приведена таблица денежных взысканий.
Превышение скорости | Первое нарушение | Повторное нарушение |
0–20 км/ч | — | — |
20–40 км/ч | 500 ₽ | 500 ₽ |
40–60 км/ч | 1 тыс. ₽ | 2 тыс. ₽ |
60–80 км/ч | 2,5 тыс. ₽ | 5 тыс. ₽ |
от 80 км/ч и выше | 5 тыс. ₽ | 5 тыс. ₽ |
При этом, если водитель оплатит данные штрафы в течение 20 суток с момента фиксации, он может получить скидку в 50% от штрафа.
Превышение скорости | Скидка на первое нарушение | Скидка на повторное нарушение |
0–20 км/ч | — | — |
20–40 км/ч | 250 ₽ | 250 ₽ |
40–60 км/ч | 500 ₽ | скидки нет |
60–80 км/ч | 1250 ₽ | скидки нет |
от 80 км/ч и выше | 2,5 тыс. ₽ | скидки нет |
Комментарий к Разделу 10 Правил дорожного движения РФ
10.1.
Опытный водитель выбирает скорость движения учитывая многие факторы. Движение с разрешенной максимальной скоростью, установленной ПДД на конкретном участке дороги, в определенных условиях не всегда может быть безопасным. Например, на дороге установлена предельная скорость движения 90км/ч. Но в гололед двигаться с такой скоростью опасно.
Увеличение скорости движения удлиняет остановочный и тормозной путь автомобиля.
Остановочный путь автомобиля – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Учитывая условия видимости, водитель должен так выбирать скорость, чтобы остановочный путь автомобиля не превышал расстояние видимости.
Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. Тормозной путь является частью остановочного пути. Тормозной путь автомобиля зависит от скорости, эффективности работы тормозной системы, состояния проезжей части и шин, а также массы ТС.
10.2.
Речь идет о населенных пунктах, въезды и выезды у которых обозначены знаками 5.23.1 — 5.24.2 (на белом фоне). Подробнее — в статье Знаки Начало и Конец населенного пункта.
10.3.
Разрешенная максимальная скорость движения транспортных средств (км/ч)
Вне населенных пунктов: следует понимать как за пределами населенных пунктов, въезды в которые обозначены знаками 5.23.1, 5.23.2 «Начало населенного пункта», и выезды из которых обозначены знаками 5.24.1, 5.24.2 «Конец населенного пункта» на белом фоне.
Движение в населенных пунктах, начало и конец которых обозначены знаками 5.25 и 5.26 с названием на синем фоне, также подчиняется требованиям ПДД для движения ВНЕ населенных пунктов.
10.4.
Помимо скоростных ограничений, обозначенных в пунктах 10.1-10.4 ПДД, существует такое понятие как безопасная скорость. В любой дорожной ситуации безопасная скорость всегда разная, она зависит от многих факторов: местности, наличия других участников движения, времени суток, погодных условий, состояния дороги и пр.
Поэтому, кроме правовых ограничений скоростного режима, для безопасного передвижения следует выбирать именно безопасную скорость.
10.5.
При движении без необходимости со слишком малой скоростью вы можете создать помехи другим транспортным средствам. Если по каким-либо причинам вы вынуждены двигаться с малой скоростью (за исключением движения в заторе, под запрещающим знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и т.п.), то для информирования других водителей включите аварийную сигнализацию.
При движении вне населенного пункта, если обгон вашего ТС затруднен, следует принять как можно правее или даже остановиться, чтобы пропустить скопившиеся сзади машины (п.11.6 ПДД).
Скорость в дальних поездках
Рекомендация ездить без торможений особенно актуальная для любителей езды «на дальняк». От тех, кто часто ездит из Москвы в Питер, в Крым я часто слышу истории про движение по магистралям со скоростями 150 км/ч и о том, что на некоторых участках приходится часто обгонять фуры. «А за сколько времени ты в итоге доехал из Москвы до Питера?» — спрашиваю я. «За 10 часов» — отвечает лихач. Вот тут собака-то и зарыта…
Понятие равномерности движения
Смотрите, от Москвы до Питера около 700 км. Если водитель ехал без длительных остановок 10 часов, значит, его средняя скорость составила 700/10 = 70 км/ч. Выходит, на пустых участках он гнал 150 км/ч, чтобы приехать со средней скоростью 70??? Стоила ли игра свеч? Уже невооруженным глазом видно, что не стоила и что со скоростью был явный перебор. Я не говорю даже о нарушении ПДД, я пока только борюсь за здравый смысл. А если посмотреть на ситуацию не просто невооруженным глазом, а оценить по-научному, то существует так называемый коэффициент равномерности движения:
K = Vcp/Vmax
где Vcp – средняя скорость в пути, а Vmax – максимальная скорость, которой придерживался в пути водитель.
Чем ближе коэффициент к единице, тем более равномерно и целесообразно движение. То есть чем ближе средняя скорость к максимальной, тем равномернее движение и целесообразнее выбранная скорость.
В нашем примере с Москвой и Питером коэффициент равномерности равен 70/150 = 0,47. Очень посредственный результат, прямо скажем. В свободных условиях движения, за городом, рекомендуемые значения коэффициента равномерности – выше 0,7. Понятно, что ровно 1 не бывает, но 0,9-0,95 на свободной дороге без светофоров запросто. В городе уже можно говорить про 0,4-0,5, но не на Питерской трассе.
Равномерность движения важнее скорости
То есть в нашем примере водителю не стоило гнать 150, чтобы доехать со средней скоростью 70. Было целесообразно снизить скорость. Многие думают, что снижение максимальной скорости приведет к такому же снижению средней. Например, если ехать не 150, а на 30 км/ч медленнее — 120, то средняя в итоге окажется не 70, а 40. Это заблуждение! В нашем примере средняя никак не изменится, в том-то и секрет! Если стараться ехать равномерно, на практике средняя скорость оказывается лишь незначительно ниже максимальной. В нашем случае, средняя скорость 70 км/ч будет, я думаю, если пытаться держать всю дорогу 80 км/ч. Чувствуете разницу? Гнать 150 или спокойно держать 80 и приехать за одно и то же время! На практике так и будет. Фишка в том, что 150 всю дорогу держать не получается. Пока едешь в Питер, встречаются населенные пункты, посты ДПС, фуры, опасные участки дороги – и все это вынуждает снижать скорость. А в случае с фурами, бывает, попадешь в «караван» и приходится обгонять их по очереди по нескольку десятков штук, причем, долго тащиться за каждой из них. В этих-то местах мы и теряем все то, что выиграли, выжимая по 150 на каждом свободном участке. Поэтому не стоит избыточно тратить усилия и топливо, нужно ехать с той скоростью, которая приведет к равномерности движения. Поверьте, средняя скорость никак не пострадает, а вот топлива, сил и нервов сэкономите много, и комфорта с безопасностью добавите.
Равномерно — когда нет торможений
Как же определить эту оптимальную «равномерную» скорость? Ведь это надо сидеть, считать среднюю, делить на максимальную, эти коэффициенты… Замучаешься! Да нет, на практике все куда проще и уже не ново. Нужно ехать с максимально возможной скоростью, при которой у вас не будет торможений. Тогда и движение станет равномерным, а скорость близкой к средней. То есть если вы попали в караван из 20 фур, которые идут 80 км/ч и которые можно обогнать только по «встречке», где навстречу постоянно едут машины, не стоит их обгонять. Нужно смириться и следовать за фурой. Или, как вариант, можно сделать ранее запланированную остановку (заправиться, отдохнуть, поесть) и отпустить караван вперед, чтобы потом ехать по более свободной дороге. Потеряете совсем чуть-чуть во времени, если потеряете, а выиграете, повторюсь, в расходе топлива, силах, комфорте, безопасности. И снова мы приходим к целесообразности движения со скоростью потока, только уже через другие размышления