Минусы мотопутешествий
- Нужны специальные права. Чтобы водить мотоцикл, нужны права категории A1 или A. Обычные автомобильные права категории B не подойдут. С категорией A1 можно водить мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³. Это небольшие легкие транспортные средства, которые ездят со скоростью максимум 110 км/ч. С категорией A можно управлять любым мотоциклом. Чтобы получить такие в период с осени по весну, придется найти мотошколу с закрытой площадкой.
- Сезонность. В отличие от автомобиля, на котором можно передвигаться круглый год, мотоцикл — сезонное средство передвижения. В российской средней полосе мотосезон обычно длится с мая по октябрь. Совершать поездки на мотоцикле вне сезона не только неприятно, но и опасно.
- Ограничения по грузоподъемности. На мотоцикле не отправишься в поездку с тремя детьми, максимум — вдвоем со своей второй половинкой. Увезти с собой палатку, складную мебель для кемпинга, зонт от солнца и чемодан нарядов также проблематично. Хотя частично проблему позволяют решить багажные кофры.
- Травмоопасность. В отличие от автомобиля, мотоциклист гораздо хуже защищен при ДТП. Мотоэкипировка обязательна в любых случаях и при любой погоде, поскольку травму можно получить и без дорожных происшествий, например, упав с мотоцикла на скользком и грязном склоне.
10.01.2019
![]()
10.08.2018
12.12.2018
![]()
24.05.2017
04.03.2019
![]()
05.02.2021
30.04.2019
18.01.2021
![]()
25.01.2019
![]()
25.06.2019
04.09.2017
![]()
03.10.2020
Тест-драйв
Походный быт
Обязательно нужно взять с собой простые хозяйственные инструменты: веревку, перочинный нож, пластиковые стяжки разных размеров. В путешествии на мотоцикле по России будет гораздо комфортнее, если взять с собой туристический душ. Это специальный пластиковый мешок, оснащённый шлангом. Емкость его обычно равна 10 или 20 литрам. Такой душ можно использовать как умывальник или мыть с помощью него посуду. Если погода теплая, то в мешок можно набрать воды и закрепить на верхнем кофре мотоцикла. Через несколько часов езды вода нагреется под солнцем. С собой можно взять и легкую душевую занавеску, однако ее с легкостью заменит чехол для мотоцикла, а штанги от палатки легко станут основой душевой кабины. Если же планируется путешествие по Европе, то данный девайс вряд ли пригодится, так как практически в каждом кемпинге есть душ.
Туристическая грелка — еще один недорогой предмет, который сделает путешествие более комфортным. Она представляет собой небольшой пакет, который содержит вещество, нагревающееся при контакте с воздухом. Путешествие на мотоцикле часто сопровождается встречей с плохими погодными условиями, так что, если чувствуете холод — раскрывайте грелку, и уже через пару минут, когда произойдет реакция, она начнет выделять тепло. Самогрейка стоит немного, но является одноразовой.
![]()
Спальный мешок
Спальники следует выбирать под планируемую температуру. Заранее посмотрите погоду на предполагаемом маршруте. Как правило, на спальнике указывается температура, на которую он рассчитан. Например: комфорт +10, экстрим +5. Это значит, что среднестатистическому мужчине будет тепло при +10 в этом спальном мешке без дополнительной термоизоляции. Под ней понимается одежда.
Туристическая пенка (каремат), конечно, должна присутствовать обязательно. Температура экстрима — это нижний порог, при котором данный спальник будет полезен. Например, если в летнее время ехать на мотоцикле в Крым, то вполне подойдет спальник на +15 (комфорт). Большой ошибкой в этом случае будет осенне-зимний спальник, рассчитанный на заморозки. Он займет много пространства в кофрах, а по утрам человек будет просыпаться мокрым от пота.
![]()
Недостатки
Мотоциклист, в отличие от водителя автомобиля, мало защищен от погодных условий. Внезапно начавшийся дождь, похолодание, град и просто сильный ветер могут подпортить дорогу или вообще заставить мотоциклиста остановиться. Многие автомобилисты предпочтут переночевать в машине, вместо того, чтобы ставить палатку, а вот водителю мотоцикла придется не только позаботиться о «брезентовой крыше» над головой, но и уберечь свое транспортное средство. Количество вещей, которые можно взять в поездку на мотоцикле, весьма ограничено по сравнению с тем обилием снаряжения, способного поместиться внутри автомобиля (а ведь есть еще и верхний багажник!).
![]()
Остерегайтесь аварийных ситуаций
Вам нужно знать, что происходит на дороге, и научиться предвидеть, что может случиться дальше. В отличие от автомобиля, на мотоцикле нет ремней, подушек безопасности и кабины, которая защитит вас в случае аварии. Их необходимо заменить вашей головой, а точнее умением эффективно оценивать ситуацию и быстро просчитывать риски и возможные маневры. Для начинающих байкеров это может быть сложно, поэтому нужно попрактиковаться. Представьте, что у каждой канализации на дороге нет крышки. Несмотря на красный свет, пешеход выбегает на перекресток. Что с грузовика падает огромная картонная коробка. Следите за своей реакцией и планируйте ее, даже когда на самом деле ничего не происходит.
Плюсы мотопутешествий
- Чувство ветра. Ощущения за рулем мотоцикла совсем не те, что за рулем автомобиля. Чувствуешь температуру воздуха, запахи, слышишь все окружающие звуки. К тому же в любой момент проще остановиться и свернуть с дороги, чтобы исследовать окрестности. И это, пожалуй, главное, почему байкеры выбирают именно это средство передвижения.
- Тусовка. Совсем не обязательно быть байкером, носить кожу и слушать тяжелый рок. Мототусовка всегда открыта для новичков. Клубы любителей мотоциклов часто организуют путешествия, которые сложнее и опаснее в одиночку. Многие расходы в таких поездках делятся на всех участников, а более опытные товарищи проконсультируют по вопросам приобретения техники и экипировки. Вас также подстрахуют в опасной ситуации, могут даже одолжить запчасти. Не говоря уже о том, что есть с кем разделить и впечатления, и вечернюю трапезу.
- Маневренность. Больше всего она заметна в пробках: там, где автомобили будут стоять часами, мотоцикл будет чувствовать себя прекрасно. Большинство моделей отличаются также отличной проходимостью и без труда справится с проездом по узкой улице или бездорожью. Мотоциклу нужно меньше места для парковки, чем автомобилю.
- Малый расход топлива. Мотоцикл потребляет на 100 км пути в среднем 2.5-4 литра бензина, а среднестатистическая легковушка — 7-10 литров. Запчасти и техобслуживание для мотоциклов также обычно дешевле, чем для автомобилей.
Бывалые путешественники советуют новичкам строить маршрут с ежедневным пробегом не более 400 км. В России среди мотоциклистов популярны Крым, Карелия, Алтай, Кольский полуостров в силу лучшего сочетания достопримечательностей и неплохих дорог.
![]()
![]()
Однако в каждой бочке меда есть ложка дегтя, и мотопутешествия — не исключение. Какими недостатками обладает мотоцикл?
Экипировка для мотоцикла
Теперь перейдем к оснащению транспортного средства. В мотоцикле должен быть хотя бы один прикуриватель. Так всегда под рукой будет электричество для зарядки телефона и навигатора. Во время движения под дождем разъем с проводами можно накрыть резиновым чехлом или простой резиновой перчаткой.
Водительская спинка — еще одна часть экипировки для мотоцикла, которая обычно отсутствует у городских мото. Во время долгих поездок она чрезвычайно важна, так как позволяет не перегружать спину пилота. Выносы для ног также позволят путешествовать с комфортом, ведь самая правильная поза — с ногами, вытянутыми немного в стороны и вперед.
Даже если все снаряжение влезло в кофры, нужно взять с собой резиновые жгуты с крючками и багажную сетку. Ими можно привязать поверх коврики, засунуть под них обувь и любые важные вещи, которые могут понадобиться в дороге.
Ветровое стекло поможет справиться со встречным ветром — самой неприятной при путешествии на мотоцикле вещью.
Сильно сэкономит время ремкомплект для бескамерных колес и, соответственно, камеры, если мотоцикл с камерными колесами, а также набор инструментов для ремонта.
Физика мотоцикла.
Как мотоцикл поворачивается и что мешает ему перевернуться? Это физика. Но за рулем некогда решать проблемы и анализировать силы, действующие на мотоцикл. Прочтите об угле рулевой трубы, профиле шин, балансе и центре тяжести, чтобы узнать, что может произойти во влажных условиях или при торможении на повороте. Сцепление зависит от типа и состояния дорожного покрытия. Начинающий мотоциклист часто не осознает, как меняется сцепление с дорогой на мокрых разметках, железнодорожных путях или масляном пятне перед пешеходным переходом. Об этом стоит немного почитать, чтобы не паниковать, увидев песок на повороте дороги.
На что смотреть в первую очередь
![]()
Поверьте, когда вы будете ехать по городу первый раз, ваши глаза будут разбегаться от обилия моментов, на которые нужно обратить внимание: дети, собаки, ямы, ограничители скорости, камеры и таксисты. С опытом вы научитесь замечать каждую мелочь, однако в первый день ваша внимательность будет притуплена страхом
На что стоит смотреть в первую очередь, чтобы избежать аварий и других опасных ситуаций:
На знаки дорожного движения. Это даже не обсуждается
На знаках указывается большая часть информации, которую важно помнить на дороге. Знаки напоминают о ПДД и позволяют вовремя распознать опасность и предпринять решительные меры.
На ограничения по скорости
Помните, что вы не обязаны разгонять мотоцикл до запредельных скоростей. И тем более не стоит разгоняться до 100 км, если это первый день в городе и перед вами висит знак с ограничением до 60 км/ч.
Светофоры. Смотрите на лампы светофоров и заранее рассчитывайте, успеете ли вы проехать или лучше начать тормозить. Не забывайте, что на разных дорожных покрытиях время торможения может отличаться, так что не рискуйте.
Зебры. В городах ещё остались нерегулируемые пешеходные переходы. Поэтому смотрите не только в верх на светофоры, но и вниз на разметку. Со временем вы научитесь видеть пешеходные переходы издалека, но в первый день лучше перестраховаться и повысить уровень внимательности в два раза.
Питание
Сейчас практически всегда есть возможность перекусить в каком-нибудь придорожном кафе, однако это делает путешественника зависимым от инфраструктуры. В любом случае нужно иметь с собой запас провизии. Для приготовления еды во время путешествия на мотоцикле лучше всего подойдет туристическая газовая горелка, работающая от небольших портативных баллонов. С помощью такой горелки можно сэкономить время на разжигании костра, быстро перекусить и поехать дальше или заняться какими-то другими делами.
Важно взять и набор посуды. Это должна быть специальная туристическая посуда, которую можно устойчиво расположить на горелке
Часто бытовые кастрюльки не подходят для этой цели. Еще один важный момент — компактность, это касается и горелки. Выбирайте модели, которые занимают мало места, но при этом наиболее функциональны. Еду можно возить в контейнерах, крупы и макароны же — в обычных пластиковых бутылках.
![]()
Дорожная жизнь
Культура езды распространяется на всех гонщиков, как мотоциклов, так и велосипедистов, но давайте посмотрим правде в глаза – мотоциклисты подвергаются большей опасности. Соблюдайте безопасную дистанцию - при движении и ожидании ее возобновления (на светофоре, перед переходом). Также не помешает использовать поворотники, когда вы сигнализируете о своем намерении повернуть и втиснуться в пробке между машинами. Выберите место на дороге, где вас будут видеть как водители впереди, так и встречный транспорт. Благодарность за дополнительное место на дороге смягчит сердце почти каждого водителя.
Первый литр
После сдачи экзамена на водительское удостоверение категории А мы ищем байк своей мечты. Первый байк должен обладать мощностью, пропорциональной навыкам новоиспеченного мотоциклиста – лучше всего подойдет 250. К сожалению, многие юные мотоциклисты, жаждущие острых ощущений, скорости и рева мотора, сразу же садятся на большой мотоцикл, считая, что им по силам его освоить. Покупая свой первый мотоцикл, помните о принципе ограниченного доверия – в данном случае к собственным возможностям. Вначале вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, как быстро вы разгонитесь до сотни, сосредоточьтесь на меньшей мощности и скорости, меньшем весе мотоцикла и на том, достигаете ли вы земли ногами. Литр может быть слишком много для начала!
Техническое состояние
Молодежь не всегда идет рука об руку с толстым кошельком, поэтому многие молодые водители покупают мотоцикл по самой низкой цене, чтобы иметь деньги на техосмотр, регистрацию и страховку. Обслуживание и возможный ремонт часто откладываются. Рывок на новеньком и «безаварийном» R1, импортированном из Германии, может быть не лучшим решением. Более старая модель мотоцикла обойдется дешевле в обслуживании, а некоторые действия можно выполнить самостоятельно. Благодаря этому вы будете мчаться по дорогам на экономичном мотоцикле, вместо того, чтобы смотреть на стоящую в гараже машину в ожидании денег.
Коврик
Так называемые туристические пенки/коврики/карематы — третий пункт в правильной организации ночевки. Часто мототуристы берут с собой самонадувающиеся коврики. Помимо того что у них отличная теплоизоляция, на них мягко и комфортно спать. Обратная сторона — достаточно большой объем. Простая туристическая пенка — вариант более компактный и недорогой, однако спать на такой может быть довольно жестко. Перед тем как отправляться в путешествие на мотоцикле, обязательно сделайте пробный выезд на небольшое расстояние с ночевкой. Также можно взять надувные подушки, однако с их задачей легко справляются мешки с одеждой.
![]()
Советы начинающим – Резюме
Любой начинающий мотоциклист может снизить риск аварии. Чтение гидов по мотоциклам, мудрые советы более опытных гонщиков и регулярные занятия спортом – отличный способ расширить свои знания и опыт. Но самое главное – это пройденные вами километры. Именно благодаря практике мы переживаем конкретные дорожные ситуации. Остерегайтесь опасностей, но не бойтесь кататься. Путешествуйте на работу, по магазинам и на обед. Спланируйте отпуск на двух колесах и примите участие в курсах подготовки мотоциклистов. Совершите вечернюю поездку и съездите на ралли на мотоциклах. При любой возможности садитесь на мотоцикл.
Post Views: 1 670
Во время поездки
![]()
Будьте готовы паниковать
Изменения в жизни – всегда стресс, поэтому в панике и мандраже перед первой поездкой нет ничего удивительного. Выезжая в город, спросите себя, точно ли вы готовы
Если вам кажется, что сегодня не подходящий день для такого важного события или что вы не чувствуете себя хорошо, перенесите поездку на другой день
В этом нет ничего позорного или трусливого: благоразумие и рациональное мышление могут спасти вас от серьёзной аварии по неосторожности
Когда отправитесь в путь, будьте готовы волноваться. У вас не получится дождаться такой уверенности в себе, чтобы совершенно не нервничать перед первым путешествием в город. Как бы хорошо вы не помнили ПДД и сколько бы вы не тренировались перед этим, страшно будет в любом случае. Напомните себе, ради чего вы это делайте, и отправляйтесь в дорогу.
Попросите вас сопровождать
Не делайте это в одиночестве. Самостоятельно – не значит в одиночку. Найдите подходящую компанию, которая будет готова сопровождать вас во время поездки. В идеале это должны быть два опытных водителя, один из которых будет ехать перед вами, а другой – позади вас. Профессиональные байкеры не только смогут предугадать и отследить, когда и где произойдёт «затык», но и тут же помогут с ним справиться. Сопровождающие должны быть внимательны к новичку и понимать, как он себя чувствует, чего боится, что собирается сделать в следующий момент.
Лучший вариант – сопровождение опытных друзей или инструктора
Эти люди с вниманием отнесутся к вашей неопытности и постараются обезопасить и вас, и себя. Ни в коем случае не отправляйтесь в первую поездку с малознакомой опытной компанией байкеров, если они не готовы поддержать вас на дороге
Скорее всего вы будете пытаться не отстать от компании и не ударить в грязь лицом, в результате чего вам придётся делать то, к чему вы не готовы. Это может привести к серьёзным ошибкам и печальным последствиям.
Не берите пассажиров
Когда на заднем сидении сидит пассажир, вам приходится нести ответственность не только за себя, но и за него. Если вы не уверены в себе, не берите пассажиров, как бы сильно они не просились. Дополнительный человек – дополнительный стресс. К тому же, когда на мотоцикле сидят два человека, вместо одного, он ощущается тяжёлым и менее поворотливым, что станет неприятной неожиданностью на дороге.
Прежде, чем начать возить пассажиров по городу, потренируйтесь делать это на дорогах района, где нет оживлённого движения, разозлённых пешеходов и нетерпеливых таксистов. Поймите, комфортно ли вы себя ощущаете, когда пассажир держится, или ему стоит сменить позу. Попробуйте набрать скорость, затормозить, повернуть. Только после этого выезжайте с пассажиром в город.
Вспомните, чему вас учили
Вспомните ценные советы, которые вам давали инструкторы, друзья или более опытные собратья с мотофорумов. Будьте сосредоточены и расслаблены, дышите глубоко и не перенапрягайтесь. Во время езды по многополосным дорогам не заезжайте в центр, куда слетается весь мусор, лучше езжайте по левой или правой колее. Для замедления не используйте только двигатель: задействуйте рычаг или педаль тормоза, чтобы зажечь стоп-сигнал и оповестить движущиеся сзади автомобили о замедлении.
Не срезайте углы на поворотах – вместо этого старайтесь описывать плавную дугу. Препятствия проезжайте под тупым углом, чтобы переднее колесо не заскользило и вы не свалились с байка. Помните про свои слепые зоны и слепые зоны окружающих водителей. Если вы понимаете, что заехали в слепую зону, ускорьтесь или замедлитесь, чтобы поскорее выйти из неё. При торможении переносите вес тела на заднюю подвеску и понижайте центр тяжести, чтобы сделать минимальным отрыв заднего колеса от асфальта. И просто будьте внимательны.
Не переоценивайте себя
Не пытайтесь сделать больше, чем может организм. Если после 20 минут катания по городу вы чувствуете, что тело болит, а руки онемели, – возвращайтесь домой, даже если для этого придётся взять такси. Если проезжающие мимо водители недовольно бибикают, пытаясь заставить вас ехать быстрее, – расслабьтесь и езжайте с той скоростью, которая вам кажется безопасной. Если вы встретили байкера, который пытается доказать, что вы уже готовы к скорости под 200 км и сложным трюкам, – спросите себя, нужно ли вам это, ведь уверенность в себе прежде всего.
Не пытайтесь ехать «как все», а утвердитесь на комфортной скорости. Если вы чувствуете, что на этом шоссе скорость потока слишком высока, сверните на ближайшем повороте и найдите тихую улочку. Главное, что вы должны чувствовать на протяжении всей поездки – уверенность в себе. Если вам кажется, что вы не готовы, значит так оно и есть. Не позволяйте никому переубедить себя и слушайте голос разума.





























