Замена масляного фильтра двигателя: выбираем модель и избегаем ошибок

Периодичность замены масла.

На выбор наиболее оптимальной периодичности замены масла оказывают влияние несколько факторов.

  1.  Указанные в сервисной книжке рекомендации производителя.
  2.  Особенности эксплуатации автомобиля.
  3.  Качество используемых масел и других расходников.

Самое большое значение имеет второй фактор, т. е. условия, в которых приходится работать двигателю. В большинстве случаев производители разделяют эти условия на два вида: нормальные и тяжелые.

Нормальные условия – это те, на которые производитель принимает как основу при конструировании двигателя. Здесь учитываются следующие параметры:

  •  тип и класс автомобиля;
  •  качество применяемого топлива и масел;
  •  уровень запыленности и средняя температура воздуха;
  • -региональные особенности эксплуатации транспорта.

Для нормальных условий приводится рекомендуемый сервисный интервал. К примеру, для легковых автомобилей считается оптимальной замена масла через каждые 12–15 тыс. км пробега. Иногда может быть дана рекомендация выполнять подобное обслуживание один раз в год, при смене сезонов.

Тяжелые условия эксплуатации подразумевают отклонение от оптимальных режимов. К подобным отклонениям относят следующее.

  1.  Запыленность воздуха. Чем большее количество взвешенных частиц будет в атмосфере, тем большее их количество будет проникать в цилиндры и задерживаться там моторным маслом, загрязняя его и приводя в негодность.
  2.  Постоянное использование автомобиля лишь для кратковременных поездок на небольшие расстояния. Особенно серьезное влияние этот момент обретает в зимнее время, когда двигатель попросту не успевает прогреваться до рабочей температуры и эксплуатируется в экстремальном режиме.
  3.  Длительный простой или нерегулярная эксплуатация. В таких условиях моторному маслу приходится вымывать и накапливать в себе продукты реакции узлов двигателя с кислотой, появляющейся после запуска мотора со скопившимся конденсатом.
  4.  Частое стояние в пробках, где двигатель периодически подвергается максимальным нагрузкам в момент старта, что приводит к перегреву масла.
  5.  Постоянные высокие нагрузки, возникающие при частой езде по дорогам с большим перепадом высот или при перевозке максимально допустимого груза. Это тоже заставляет масло выгорать интенсивнее.
  6.  Низкое качество топлива, из-за которого при сгорании последнего образуется значительное количество нагара, собираемого именно моторным маслом.

Соответственно, если хотя бы одно отклонение из приведенного списка имеет место быть, то периодичность замены масел должна быть уменьшена на некоторый коэффициент, эмпирически вычисляемых с учетом особенностей эксплуатации конкретного автомобиля.

Кроме того, при замене масла ни в коем случае нельзя пренебрегать попутной заменой масляных фильтров. Если новое масло будет залито в систему с засорившимся и уже не работающим фильтром, то оно придет в полную негодность гораздо быстрее планируемого срока.

Увеличенный интервал замены масла.

Несколько сократить периодичность замены моторного масла можно путем использования особых сортов, именуемых автомаслами с увеличенным сервисным интервалом. Цена подобного масла несколько выше, а определить их можно по ярлыку «Longlife». Однако на практике увеличивать сервисный интервал можно лишь при соблюдении трех условий:

  • если автомобиль не эксплуатируется в режимах, которые производитель масла считает тяжелыми;
  • если производитель автомобиля допускает саму возможность применения таких «долгоживущих» масел;
  • при наличии у выбранного масла сертификации для использования именно в данном двигателе и именно на данной модели авто.
  • Замена масла в свежеприобретенном автомобиле с пробегом.

Чаще всего продавцы автомобилей с пробегом в момент заключения сделки уверяют, что мало было заменено буквально на днях. И не всегда это оказывается ложью. Однако стоит учитывать, что далеко не всегда автомобиль в последнее время эксплуатировался и обслуживался в полном соответствии с регламентом производителя. Вполне возможно, что масло и фильтры заменялись гораздо реже, чем нужно. Соответственно, в двигателе могло скопиться чудовищное количество нагара, которое моментально загрязнить даже свежее масло.

Поэтому в первые месяцы интервал замены масла стоит сократить до минимума. Постепенно двигатель очистится и периодичность замены можно будет довести до оптимальной.

Своевременная замена масла поможет продлить срок службы любого двигателя. Поэтому вычислению оптимального сервисного интервала стоит уделить максимум внимания, чтобы автомотор обрел возможность работать в оптимальных условиях и с наивысшей отдачей.

Выбор расходника

Ещё автомобилистам нужно знать о том, как правильно выбрать новый масляный фильтр, чтобы он прослужил максимально долго и эффективно.

Гнаться за всем самым дорогим не всегда есть смысл.

Касательно того, как подобрать подходящий масляный фильтр для своего автомобиля, можно дать несколько рекомендаций.

Соответствие мануалу. В любом мануале к автомобилю водитель найдёт рекомендации по выбору тех или иных расходников. В этом списке всегда находится и масляный фильтр. Помимо оригинального расходника, часто приводится перечень аналогов

Это первое, на что нужно обращать внимание при подборе.
Цена. Даже если берутся аналоги, откровенно экономить на них не стоит

Дешёвые фильтры не способны обеспечить нужную эффективность. Некоторые из них работают неплохо, но очень быстро забиваются. В итоге экономия будет обманчивой, поскольку сократится интервал между заменами. А игнорирование необходимости замены негативно отразится на состоянии двигателя.
Производитель. Отдавайте предпочтение проверенным, хорошо себя зарекомендовавшим компаниям. К их числу смело можно отнести Bosch, MAN, Big Filter, Fram, Filtron и пр. К сомнительным компаниям, о которых практически ничего не известно, лучше не обращаться.
Подделки. Большая проблема отечественного рынка заключается в том, что тут продаётся огромное количество подделок масляных фильтров. Причём разных популярных производителей. Чтобы избежать их покупки, стоит обращаться в проверенные магазины, либо напрямую к поставщикам, официальным представителям компаний-производителей.

Немного разобравшись в том, что требуется конкретно вашему авто, и изучив ассортимент, представленный на рынке, с выбором масляного фильтра особых проблем возникать не должно.

Различая фильтров

В зависимости от расположения фильтры АКПП можно разделить на внутренние и внешние.

Внешний фильтр АКПП

Внешние фильтры располагаются на корпусе коробки передач, и соединяются в большинстве случаев с помощью резьбового соединения. По-своему внешнему виду такие фильтрующие элементы напоминают масляные фильтры, которые устанавливаются на двигатели. В большинстве случаев замена внешнего фильтра АКПП не представляет какой-либо сложности. При наличии у вас соответствующего опыта работы вы можете провести работу самостоятельно.

Внутренний фильтр АКПП

Внутренний фильтр коробки передач, как следует их названия, располагается внутри корпуса трансмиссии, поэтому его замена и сервисное обслуживание представляет определённую сложность. Данная работа в большинстве случаев производится в специализированных сервисных центрах, мастера в которых произведут вам необходимые ремонтные работы. В данном случае самостоятельно провести эту работу не представляется возможным.

Дополнение о слабых местах фильтров

Если фильтры АКПП начала зарождения автоматов состояли из металлической сетки по сути не нуждались в замене вообще. То с фетровой мембраной очень капризные и одноразовые.

Холодное время года является самым тяжелым периодом для таких устройств. Особенно, когда смазывающее средство долго не менялось, фрикционы износились. В результате падает давление, быстро изнашивается насосное колесо.

Трансмиссия приходит в негодность после 1 такой зимы. Поэтому производители рекомендуют менять масло и очиститель с фетровой мембраной каждые 40 тысяч километров.

Пошаговая инструкция

Подготовив необходимые инструменты и приспособления, можно приступать к работе. Для этого:

1. Прогреваем мотор до оптимальной температуры, в течение 10 минут. Можно также менять масло сразу после поездки, но нужно время на остывание двигателя, иначе можно получить ожог. Прогревать машину следует обязательно, чтобы масло «подняло» все осевшие загрязняющие вещества, а также стало более жидким.

2. Устанавливаем машину на смотровую яму, чтобы добраться до пробки было легче. Можно, конечно, обойтись и без ямы, но доступ к сливной пробке будет не очень удобным.

3. Снимаем крышку с маслозаливной горловины. Это обеспечит более быстрое стекание смазочного материала. Если этого не выполнить, масло будет вытекать медленно, поскольку внутри мотора будет образовываться разрежение, так как воздух внутрь мотора не проникнет.

4. Протираем ветошью сливную пробку и прилегающие к ней поверхности поддона.

5. Берем емкость для сбора отработки (это может быть старая канистра от масла с вырезанной боковиной) и ставим ее под сливную пробку.

6. Ключом срываем с места сливную пробку (по часовой стрелке). После срыва пробка откручивается легко даже от руки. Откручивая, придерживаем ее, поскольку при полном откручивании напор масла может выбить ее с руки, потом придется «вылавливать» ее из отработки.

7. Оставляем масло сливаться и переходим в подкапотное пространство. Специальным ключом срываем и меняем масляный фильтр.

8. Если такого ключа нет, можно пробить корпус фильтра отверткой, задвинуть ее до упора, а затем использовать отвертку как рычаг. Откручивать фильтр тоже нужно по часовой стрелке. Масляный фильтр находится либо на передней, либо на задней стенке блока цилиндров.

9. Берем новый фильтрующий элемент и смазываем чистым маслом уплотнительное кольцо фильтра.

10. Устанавливаем фильтр на место и закручиваем его. Ключ для этого не нужен, для затяжки достаточно усилия руки.

11. После замены и установки фильтра смотрим, вытекает ли масло. Если оно продолжает стекать, ждем, пока этот процесс не прекратиться. Меняем уплотнительную прокладку на сливной пробке (если требуется) и ставим её на место. Усилие для затяжки пробки должно быть средним. Сильно затягивать не нужно, иначе можно сорвать резьбу.

12. После слива приступаем к заливке.

В тех. документации узнаем количество масла, которое должно быть в двигателе. К примеру, указано, что в мотор заливается 4,7 литра. Зная это, осуществляем заливку, причем делаем это в несколько этапов. Сначала посредством воронки, установленной в маслозаливную горловину, заливаем примерно 3,5 литра.

Выжидаем время, чтобы масло полностью опустилось в поддон, затем щупом проверяем уровень. Если масла недостаточно, то доливаем еще 0,5 литра, ждем и проверяем уровень. Обычно в двигатель войдет чуть меньше смазочного материала, чем указано в документации, потому что все масло с мотора не сольется, часть его будет оставаться

Важно добиться, чтобы уровень масла располагался между отметками «Мин» и «Макс» на щупе, можно, чтобы он находился ближе к «Макс», но не доходил до него

  1. Полностью залив смазку, устанавливаем на место крышку горловины и запускаем мотор для того, чтобы масло прошлось по каналам системы.
  2. После первой поездки после смены следует проверить уровень, а также осмотреть пробку и фильтр на наличие подтеков.
  3. Теперь один момент. Если масла недолили – ничего страшного, его можно довести  до уровня. Но бывает так, что перелили, и его уровень выше «Макс». Машину эксплуатировать при таком уровне нельзя, поскольку это приведет к выдавливанию сальников коленчатого вала.

Чтобы восстановить уровень в требуемых границах, воспользуйтесь обычным медицинским шприцем (20 мл) и трубкой от капельницы. Эту трубку надеваем на шприц. Конец капельницы опускаем в поддон через отверстие для щупа и откачиваем масло. Операция эта муторная, поскольку смазка откачивается медленно, и возможно, потребуется вытянуть не один шприц, чтобы добиться необходимого уровня. Зато не потребуется выкручивать пробку, полностью сливать масло и по новой заливать.

Основные технологические требования к выпускаемым фильтрам

В связи со значительной зависимостью нормальной работы движка от работоспособности к ним представляются такие требования:

  1. оптимальные параметры;
  2. качественный и долговечный материал;
  3. удобное расположение в корпусе автомобиля для быстрой и удобной замены;
  4. сохранение оптимального уровня работоспособности при различных погодно-климатических условиях;
  5. работоспособность при повышенных технических нагрузках.

Для приобретения определенной марки нужно использовать конкретный номер фильтрующего элемента, согласно каталога запасных частей определенной марки автомобиля. Чтобы не купить подделку плохого качества, лучше приобретать в сертифицированных магазинах или сервисных центрах.

Конструкция масляного фильтра

Масляные фильтры, применяемые на легковых автомобилях, имеют схожее устройство. Внутри корпуса, имеющего форму стакана, размещен фильтрующий элемент, пружина, перепускной и обратный клапаны. Он имеет несколько входных отверстий, расположенных по периметру верхней части, и одно выходное. На выходном отверстии имеется резьба для монтажа масляного фильтра. Снаружи также располагается резиновое уплотнительное кольцо, единственная задача которого – не допустить утечки масла через соединение.

Фильтрующий элемент обычно изготавливается из специального картона с пропиткой, который сложен гармошкой и закручен в рулон. Делается это для того, чтобы увеличить площадь рабочей поверхности, ведь чем она больше, тем качественнее очищается масло, и дольше прослужит фильтр.


О наличии перепускного клапана в фильтре многие даже не подозревают, однако он является необходимым элементом. Он нужен для того, чтобы в определенных условиях напрямую направлять неочищенное масло в систему смазки. Например, при запуске мотора в сильный мороз, когда оно загустевает и не может пройти через фильтрующий элемент (в противном случае поток густого масла разрушит фильтр). Благодаря этому двигатель, во время работы, не останется без смазки.

Задача обратного клапана – не допустить стекания смазывающего материала из масляной магистрали в картер заглушенного двигателя. В противном случае при следующем запуске мотор окажется без смазки, что не продлит ему жизнь. О том, как хорошо работает обратный клапан, можно судить по продолжительности горения индикатора давления масла на приборной панели, после запуска двигателя (изображение масленки). В идеале он должен гаснуть сразу же, но нормой считается время до семи секунд.

Статья в тему: Какой штраф предусмотрен за прямоточный глушитель

Зачем он нужен

Существует фильтр грубой очистки, который идет первым от бензобака. Ведь сначала открывается крышка, где находится топливный бак, туда вставляется пистолет, нажимается волшебная кнопочка и топливо течет. Да, попутно это забирает много ваших денег, но что поделаешь. Расположение бака может быть слева и справа, но это особой роли не играет. Грубая очистка, представляющая собой сетку, которая задерживает крупные частицы мусора.

Затем следует фильтр тонкой очистки. Именно про него мы будем говорить. Такой элемент называют топливным фильтром. С его помощью задерживаются мелкие частицы. Но даже они могут проникать в ваш дизельный мотор или бензиновый инжектор.

Пыль, грязь, мусор, элементы ржавчины. Все это может проникать в систему, из-за чего оказывается забитый патрубок, трубка, клапан, топливный шланг, узлы бензонасоса. Ничего хорошего из этого не выйдет, если не будет произведена своевременная замена.

Чтобы понимать, как заменить фильтр, какой элемент выбрать и как подобрать аналог тому устройству, которое вы собираетесь менять, нужно иметь хотя бы элементарные представления про столь важный компонент автомобиля.

Предлагаю начать с разновидностей.

Виды

Современные топливные фильтры, устанавливаемые на автомобили Форд Фокус, Ниссан Альмера, Хендай Солярис, Нексия, Мазда, Опель, BMW e60, Рено Логан и Меган, Киа Рио и множество других, имеют минимум две степени очистки.

  • Первая степень. Это грубое очищение, позволяющее избавиться от крупных загрязнений. Не путать с обычной сеткой в баке, которая не везде есть.
  • Вторая степень. Тонкая очистка. Это основная задача, которая ложится на плечи фильтра.

И тут у вас наверняка возник главный вопрос — где находится фильтрующее устройство? Я не знаю. Нет, я могу ответить, но если вы мне назовете конкретно, какая марка вашего авто или какого года выпуска. Ведь на той же Нива Шевроле, разных моделях Опель, Тойота, Мазда, на Фольксвагене Пассат Б3, а также на отечественных ВАЗ 2114, 2112 и 2110 расположение может отличаться.

Однако они всегда находятся где-то между двигателем и бензобаком, поскольку задача фильтра — предотвратить попадание загрязнений в мотор, пока топливо двигается от бака к мотору. А что находится в самом бензобаке? Верно, устройство грубой очистки. Это дополнительный фильтрующий элемент, чтобы всякие недобросовестные АЗС не портили вам вашу машину.

Теперь что касается самих видов фильтров. Какой элемент будет стоять на автомобиле? Это зависит от типа двигателя. Их, как вы знаете, три. Если не считать электромоторы. Ну там потребности в топливном фильтре нет, как вы понимаете.

Потому различают три вида фильтров:

  • карбюраторные;
  • дизельные;
  • инжекторные.

Расположение

Вот купили вы себе новенький седан и думаете, что для этого двигателя пора бы поменять фильтр. Хотите выбрать лучший? Ну тогда присмотритесь к устройствам Cummins (Камминз). Mann, Герц (Herz). Они неплохо себя зарекомендовали, да и стоят достаточно немного.

Вы наверняка знаете, дизельный у вас мотор, инжекторный или карбюраторный

Это важно, чтобы понять расположение фильтра тонкой очистки, то есть нашего сегодняшнего героя

  • Карбюратор. В этих моторах ТФ (топливный фильтр) ставят перед самим карбюратором, и часто находится в прозрачном корпусе, чтобы контролировать загрязнение. Это самые элементарные устройства, ведь карбюратор наименее требователен к качеству горючего.
  • Инжектор. Здесь используют форсунки, а потому требуется высококачественная фильтрация. Да и топливо подается под большим давлением. Потому фильтры заключают в прочные корпусы из металла. ТФ приходится регулярно обслуживать, чистить и следить за его состояние. Их ставят преимущественно под днище машины, чтобы было проще демонтировать и менять.
  • Дизель. Дизельный двигатель тоже нуждается в качественно очищенном горючем, поскольку система достаточно чувствительная. Дизельное топливо отличается повышенным содержанием влаги, нежели бензиновый состав. ТФ разработан так, чтобы фильтровать мусор и удалять скапливающуюся влагу. Для этого предусмотрен сепаратор. Расположение достаточно простое — между двигателем и насосом, который качает топливо.

Любая топливная система обязательно должна включать в себя ТФ. Меняют их в сборе, то есть нет смысла снимать сами фильтрующие элементы (обычно это специальная бумага), оставляя пластик или металл. Обязательно смотрите на номер и артикул того фильтра, который установлен на вашу машину, сверяйтесь с руководством по эксплуатации от завода. Это единственный источник правдивой информации касательно обслуживания конкретно вашего автомобиля в этой комплектации и с этим типом двигателя.

Последствия несвоевременной замены масла

Последствия несвоевременной замены масла в двигателе автомобиля могут быть плачевными. Внутри мотора появляется коррозия, ухудшается отвод тепла, уменьшается трение, так же плохо удаляется нагар и другие отложения. Масло быстро теряет свои эксплуатационные характеристики, появляется так называемая закоксовка, на внутренних поверхностях мотора образуются маслянистые отложения, которые, в конечном счете, полностью забивают каналы, двигатель работает посуху, что и приводит к его быстрому выходу из строя.

При длительном использовании старого масла существенно увеличивается нагрузка на основные узлы и, в частности, страдает клапанная группа, коленвал может заклинить, после чего требуется дорогостоящий капитальный ремонт силового агрегата. Еще одним последствием несвоевременной замены моторного масла является увеличение расхода топлива. Поэтому автовладельцу, если он надеется, редко выполняя замену масла, сэкономить на обслуживании автомобиля, следует помнить, что в последующем его затраты существенно возрастут. Потребуется вскрывать мотор, чистить и проводить замену отдельных запчастей.

При длительном использовании старого масла существенно ухудшается отвод тепла от двигателя, мотор работает в условиях постоянного перегрева, в результате чего возникают фатальные поломки силового агрегата. В итоге, требуется не только менять прокладки, сальники и другие расходники, но и появляются проблемы с головкой блока цилидров, а это один из самых дорогих элементов современного мотора.

Увеличившийся износ приводит к проблемам с клапанами или цилиндрами, в камеру сгорания начинает попадать смазка, от этого страдает катализатор, машина дымит характерным сизым выхлопом. Устранить такие неисправности крайне сложно, потребуется менять не только маслосъемные кольца, но и группу цилиндров, в итоге такой мотор проще заменить, чем пытаться его восстановить.

Устройство масляного фильтра

Масляный фильтр  представляет собой корпус 3, выходное 2 и входные 1 отверстия для масла, фильтрующий элемент 4, пружина 5, перепускной 6 и обратный 7 клапана, уплотнительное кольцо 8.

Устройство масляного фильтра

Перед установкой нового фильтра можно залить в него немного масла, чтобы бумажный фильтрующий элемент им пропитался. Смазываем уплотнительное кольцо фильтра небольшим количеством масла и устанавливаем его на место, закручивая от руки.

К этому моменту масло из поддона уже стекло в тазик. Закручиваем пробку сливного отверстия. Не стоит прикладывать чрезмерную силу при этой операции, есть риск сорвать резьбу. Затягиваем до упора и немного поджимаем.

Теперь выкручиваем пробку заливной горловины. Но сколько масла заливать в двигатель? Это зависит от рабочего объема вашего двигателя. Чем больше объем двигателя, тем больший объем масла для него требуется. Обязательно прочтите руководство по эксплуатации, там указаны все заправочные объемы. Для удобства воспользуйтесь воронкой. Чтобы масло во время заливки не стекало по канистре, ее нужно держать плашмя к земле, как показано на фото.

Заливная горловина для заливки масла сразу бросается в глаза, если открыть капот

Можно ли смешивать моторные масла?

Можно, но нежелательно. Производители допускают смешивание, но только в самых крайних случаях. При этом лучше смешивать масла одной марки. Дело в том, что каждый производитель имеет свою технологию и пакет присадок. При этом период эксплуатации двигателя на таком «коктейле» стоит уменьшить в соответствии с пропорциями смешивания. К примеру, если вы добавили к одному маслу 25% другого, то и период эксплуатации до следующей замены стоит сократить на четверть. Но как показывает практика, еще ни одно смешивание масел не нанесло смертельного вреда двигателю.

Важно при заливке масла не допустить превышения максимального уровня. Последствия перелива масла в двигатель не критичны, однако способны нанести вред

Высокий уровень масла в двигателе может привести к его выбросу через систему вентиляции картера, тем самым повышая расход масла. При высоком уровне масла противовесы коленчатого вала начинают погружаться в него, тем самым вспенивая и разбрызгивая масло. Оно начинает в больших количествах попадать на гильзы цилиндров, маслосъемные кольца не могут справляться со своей задачей и масло сгорает в цилиндрах, повышая дымность и расход масла. Поэтому перелив масла в двигателе лучше избегать.

Ждем 5-7 минут, чтобы все масло успело стечь в поддон. Для того чтобы проверить масло в двигателе используем щуп уровня масла. Достаем щуп уровня масла, вытираем его чистой ветошью (тряпкой) и производим проверку уровня масла в двигателе. Уровень масла в двигателе должен быть между отметками MAX и MIN. Для того чтобы датчик уровня масла не сигнализировал о низком значении, лучше держать его ближе к отметке MAX. Датчик уровня масла загорается, когда уровень масла в двигателе ниже минимума. Не рекомендуется, чтобы двигатель работал при включенном датчике. Поэтому при необходимости нужно долить масло.

Так выглядит щуп уровня масла

Итак, замена закончена. Масло залито, фильтр заменен, пробки закручены, уровень проверен. Теперь можно запустить двигатель. Лампа аварийного давления масла должна погаснуть не более чем через 7-8 секунд после запуска. Дайте двигателю поработать на холостом ходу минут 5, чтобы новое масло успело прокачаться по всем каналам и пройти через фильтр.

После поездки обязательно проверьте уровень. Проверку уровня масла нужно производить через 10 минут после остановки горячего двигателя. При проверке уровня автомобиль обязательно должен стоять на ровной поверхности.

Поздравляем, вы заменили масло и масляный фильтр в своем автомобиле. Как видите, процедура эта очень простая, а значит, совсем необязательно обращаться в сервис. Самостоятельная замена масла позволит сэкономить средства и разобраться в устройстве вашего автомобиля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Иван Глазунов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: